Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:36, курсовая работа
Целью курсового проекта является всестороннее освещение проблем малого бизнеса. Особое внимание уделяется проведению финансового анализа малого предприятия, а также изучению путей повышения финансовой устойчивости в малом бизнесе.
Объектом исследования является малое предприятие г.Белгорода ООО «Сфера». Основной вид деятельности общества – торгово-закупочная деятельность и операции с недвижимым имуществом.
Введение 3
Глава 1. Роль и значение малого бизнеса в экономике страны и финансовой системе
1.1. Сущность и особенности малого бизнеса 6
1.2. Роль, значение и задачи малого бизнеса в экономике страны 9
1.3. История развития малого бизнеса в России 11
Глава 2. Анализ финансовой деятельности малого предприятия
2.1. Особенности финансового менеджмента малого бизнеса 16
2.2. Финансовый анализ деятельности малого предприятия 22
Глава 3. Пути совершенствования финансовой устойчивости в малом бизнесе 34
Заключение 38
Литература 41
Приложение 43
Коэффициент рентабельности активов показывает, что предприятию понадобилось 0,04 рубля, для получения 1 рубля прибыли. Коэффициент рентабельности продаж показывает, что предприятие получает 0,02 рубля прибыли с каждой единицой реализованной продукции. Коэффициент рентабельности собственного капитала показывает, что 0,29 рубля чистой прибыли заработал каждый рубль, вложенный собственниками компании.
Глава 3. Пути совершенствования финансовой устойчивости в малом бизнесе
Для эффективного функционирования предприятий малого бизнеса необходимо дальнейшее развитие законодательной и нормативной базы, регулирующей их деятельность и учитывающей специфику малого предпринимательства. Совершенствование законодательной базы и правового регулирования предпринимательской деятельности через систему законов прямого действия позволит создать условия, способствующие свободе предпринимательства и устранению административного вмешательства в деятельность субъектов малого бизнеса. Предоставление равных условий всем хозяйствующим субъектам для входа на рынок, устранение административных барьеров, регламентация контролирующих функций государства, усиление государственной поддержки предпринимателей должны стать главными составляющими законотворческой деятельности государства, направленными на активизацию предпринимательской деятельности в России.
Государственная поддержка малого бизнеса направлена на снижение рискованности малого бизнеса. Государство поддерживает малый бизнес по следующим основным направлениям:
Финансовая поддержка (формирование государственных программ обеспечивающих льготное кредитование малых предприятий, субсидии, налоговых и амортизационных льгот и т.д.);
Материально-техническая поддержка (различные формы предоставления технологии и оборудования в аренду малого бизнеса, создание технопарков и т.д.);
Консультативная и информационная поддержка (обеспечение доступа к техническим библиотекам, базам данных, оказание консультативных и правовых услуг, особенно по проблемам создания, управления, налогообложения и т.д.);
Создание рыночной инфраструктуры (локальных ярмарок, рынков оборудования и технологий для малых фирм, рынков сбыта и т.д.).
Для улучшения финансовой устойчивости ООО «Сфера» необходимо финансовое планирование не только прибыли, но и других важных финансово-хозяйственных показателей. Оно обеспечивает возможность четкого понимания и анализа различных вариантов достижения поставленных целей с последующим выбором оптимального варианта по заданным критериям (прибыль, поступление денежных средств на счета предприятия, изменение структуры баланса). Финансовое планирование предназначено, во-первых, для определения будущего предприятия и его структур, во-вторых - для проектирования желаемых результатов деятельности предприятия, в третьих - для выбора методов и средств, определения последовательности действий в достижении желаемых результатов.
Финансовый план предприятия должен состоять из трех разделов: раздел 1 - «Доходы и поступления», раздел 2 - «Расходы и отчисления», раздел 3 - «Взаимоотношения с бюджетом». Для обеспечения финансовой устойчивости и эффективности бизнеса ключевым в финансовом планировании должен стать второй раздел финансового плана. Именно здесь отражается потребность в финансовых ресурсах для поддержания и развития бизнеса, финансовые ресурсы на прирост основных фондов, собственных оборотных средств, а также изменение социального пакета. Источниками для «закрытия» перечисленных проблем, финансирования потребностей организации в части поддержания и развития бизнеса являются фонд накопления, планируемое поступление амортизационных отчислений, кредиты банковские и коммерческие, отчисления в фонд потребления, прочие, в том числе и внешние источники, которые отражаются в первом разделе финансового плана.
Основными путями улучшения ликвидности компании являются:
увеличение собственного капитала,
продажа части постоянных активов,
сокращение сверхнормативных запасов,
совершенствование работы по взысканию дебиторской задолженности,
получение долгосрочного финансирования.
Прежде всего, предприятию ООО «Сфера» необходимо оптимизировать уровень складских запасов. Для этой цели нужно рассчитать то количество запасов, которое позволит с одной стороны функционировать компании без риска остановки в результате нехватки сырья, а с другой это должен быть минимальный уровень, чтобы "не замораживать" финансовые ресурсы. Излишние запасы можно перепродать.
Кроме того, предприятию необходимо наладить работу по взысканию дебиторской задолженности, которая позволит высвободить дополнительные денежные средства и тем самым повысить ликвидность. Для этого можно например ввести штрафные санкции для должников.
Предприятие может уменьшить дефицит денежных средств путем продажи неиспользуемых основных средств, либо же сдать их в аренду.
Привлечение дополнительных долгосрочных источников финансирования положительно сказывается на повышении ликвидности и финансовой устойчивости предприятия. Направление чистой прибыли на развитие предприятия, а также пополнение уставного капитала за счет дополнительных вкладов собственников поможет увеличить собственные средства компании, что также повысит ее ликвидность. Необходимо принимать меры по предотвращению снижения суммы собственного капитала. Для этого нужно постоянно следить за эффективностью использования заемных источников, задействованных в обороте предприятия, так как от этого во многом зависит изменение величины собственных средств предприятия.
Необходимо проводить работу по снижению себестоимости продукции, в т.ч. за счет дальнейшего повышения производительности труда, а также за счёт использования более дешёвых сырья и материалов. Снижение себестоимости позволит увеличить прибыль от продаж.
Высвобождение свободных денежных средств также возможно за счёт сокращения персонала.
Заключение
В России основными критериями отнесения к малому бизнесу служит численность персонала предприятия и выручка.
Малое предпринимательство быстро адаптируется к условиям хозяйствования, обладает гибкостью и оперативностью в принятии решений. У малых предприятий более низкая потребность в первоначальном капитале, относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности и относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.
Целью создания малого предприятия является решение региональных проблем при переходе к рыночным отношениям посредством создания производственной и социальной инфраструктуры, увеличения производства товаров народного потребления, повышения эффективности использования местных ресурсов природных и трудовых, ускорения разработок новых видов техники и технологии, решение экологических проблем.
Важными задачами малого бизнеса являются:
ускорение реструктуризации собственности, структурной перестройки экономики, реформирования предприятий;
содействие образованию эффективного собственника и появлению среднего по уровню материального благосостояния;
организация предпринимательской деятельности слоя населения как основы повышения эффективности экономики и социально-политической стабильности в обществе;
развитие конкуренции и преодоление отраслевого и регионального монополизма;
создание материальной основы для более полной занятости населения и сокращения числа безработных;
укрепление экономической базы местных органов власти;
развитие сельских населенных пунктов и небольших городских поселений и другие.
Основные проблемы малого бизнеса в России – это высокий уровень налогообложения, недоступность кредитных ресурсов и административные барьеры.
В России осуществляют деятельность 5 587 871 субъект малого и среднего предпринимательства.
Особенности финансового менеджмента в малом бизнесе следующие:
доступ на финансовый и денежный рынки для малых предприятий чрезвычайно затруднителен: об эмиссии акций в большинстве случаев речи быть не может, а получить кредит не удаётся из-за его дороговизны, рискованного финансового положения предприятия и отсутствия кредитной истории;
малое предприятие обычно не ставит перед собой цель максимизировать курс акций, показатель капитализации (суммарную курсовую стоимость акций) и уровень дивиденда.
в малом бизнесе иной набор, иной уровень и иная иерархия рисков, нежели в крупных компаниях.
Для повышения финансовой устойчивости ООО «Сфера» возможно проведение следующих мероприятий: оптимизации уровня складских запасов, путём реализации излишков; налаживания работы по взысканию дебиторской задолженности, введением штрафные санкции для должников; уменьшения дефицита денежных средств путем продажи неиспользуемых основных средств, либо же сдачи их в аренду; привлечения дополнительных долгосрочных источников финансирования; пополнения уставного капитала за счет дополнительных вкладов собственников; проведения работ по снижению себестоимости продукции, в т.ч. за счет дальнейшего повышения производительности труда, а также за счёт использования более дешёвых сырья и материалов; повышение степени удовлетворения покупательского спроса, как по объему, так и по структуре.
Литература:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. - М: ООО «ТК Велби», 2008г.
2. Федеральный закон РФ от 24.07.07 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
3. Ивашенцева Т.А., Гуслова Н.А. Экономика предприятия. Учебное пособие. - Новосибирск: НГАСУ, 2007. - 108 с.
4. Ковалёв В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.:Финансы и статистику, 2006. – 768с.:ил.
5. Ковалёв В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 560с.
6. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 320 с.
7. Малое предпринимательство / под ред. В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Поляка, В.А. Швандара. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 735 с
8. Малый бизнес и государственная поддержка сектора / Информационно-аналитический доклад // www.nisse.ru
9. Сайдуллаев Ф.С., Шестоперов А.М. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-июне 2010 года / Ежеквартальный информационно-аналитический доклад // www.nisse.ru
10. Соколова Н.А. Анализ ликвидности предприятия. / Бухгалтерский учёт. – 2010г., №5 – с.101-106
11. Филобокова Л.Ю. Методология системного подхода к управлению финансами в малом предпринимательстве / Финансовый менеджмент. – 2009г., №6 – с.41-51
12. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / под ред. Е.С. Стояновой. — 6-е изд. — М.: Изд-во «Перспектива», 2008. — 656с.
13. Финансовый менеджмент: учебное пособие / под ред. А.Н. Гаврилова. – 4-е изд., доп. и испр. – М.:КНОРУС,2007.- 432с.
14. Финансовый менеджмент: учебное пособие/ под ред. Проф. Е.И. Шохина. – М.: ИД ФБК – ПРЕСС,2007 – 408с.
15. Шепеленко Г.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии. – Ростов-на-Дону: МарТ, 2007. - 544 с.
16. Экономика предприятия (фирмы) / Под ред. О.И. Волкова. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 601 с.
Приложение 1.
Число малых предприятий (включая микропредприятия) в 1999-2009 годах:
Малый бизнес и государственная поддержка сектора / Информационно-аналитический доклад // www.nisse.ru
Приложение 2
Основные экономические показатели деятельности ООО «Сфера» за 2009г. (тыс. руб.)