Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:36, курсовая работа
Целью курсового проекта является всестороннее освещение проблем малого бизнеса. Особое внимание уделяется проведению финансового анализа малого предприятия, а также изучению путей повышения финансовой устойчивости в малом бизнесе.
Объектом исследования является малое предприятие г.Белгорода ООО «Сфера». Основной вид деятельности общества – торгово-закупочная деятельность и операции с недвижимым имуществом.
Введение 3
Глава 1. Роль и значение малого бизнеса в экономике страны и финансовой системе
1.1. Сущность и особенности малого бизнеса 6
1.2. Роль, значение и задачи малого бизнеса в экономике страны 9
1.3. История развития малого бизнеса в России 11
Глава 2. Анализ финансовой деятельности малого предприятия
2.1. Особенности финансового менеджмента малого бизнеса 16
2.2. Финансовый анализ деятельности малого предприятия 22
Глава 3. Пути совершенствования финансовой устойчивости в малом бизнесе 34
Заключение 38
Литература 41
Приложение 43
Федеральное агентство по образованию
Белгородский государственный технологический университет
имени В.Г. Шухова
Кафедра финансового менеджмента
Курсовой проект
По дисциплине «Финансовый менеджмент»
на тему: «Роль и значение малого бизнеса в экономике страны и финансовой системе»
Студентки группы АБ – 31
Чеботарёвой Светланы Юрьевны
Руководитель курсового проекта
Проф. Веретенникова Ираида Ивановна
Белгород 2010
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Роль и значение малого бизнеса в экономике страны и финансовой системе
1.1. Сущность и особенности малого бизнеса 6
1.2. Роль, значение и задачи малого бизнеса в экономике страны 9
1.3. История развития малого бизнеса в России 11
Глава 2. Анализ финансовой деятельности малого предприятия
2.1. Особенности финансового менеджмента малого бизнеса 16
2.2. Финансовый анализ деятельности малого предприятия 22
Глава 3. Пути совершенствования финансовой устойчивости в малом бизнесе 34
Заключение 38
Литература 41
Приложение 43
Введение
Опыт развитых стран показывает, что малый бизнес играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому бизнесу, дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым предпринимательством.
Активный рост малых предприятий в западных странах начал происходить с 70-х - начала 90-х годов. На сегодняшний день в наиболее развитых странах Запада малые фирмы составляют 70-90% от общего числа предприятий. Например, в США - в малом предпринимательстве занято 53% населения, в Японии - 71,7%, в странах ЕС - примерно половина работающего населения. Основная масса малых предприятий в этих странах - мельчайшие предприятия, в которых работают не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах. Малый бизнес необходим потому, что он дает жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получает значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Поэтому тема малого предпринимательства очень актуальна на сегодняшний день, особенно для нашей страны, где малые фирмы еще очень нуждаются в поддержке государства.
Реформирование экономики России невозможно без развития и совершенствования различных форм хозяйствования, одной из которых является и малый бизнес. Считается, что малые экономические структуры имеют большое значение, с точки зрения создания рабочих мест и поддержания рынка. Малые предприятия рассматриваются в качестве символа производственной мобильности, рыночной гибкости и инновационной восприимчивости. Отсюда вытекает вполне естественный вывод о позитивной роли института малого предпринимательства, который необходимо поддерживать и развивать.
Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике общества. В малом предпринимательстве кроются большие резервы, которые можно поставить и на службу России.
К сожалению малый бизнес в России не слишком развит и имеет множество проблем, среди которых основными являются административные барьеры, высокий уровень налогообложения и недоступность кредитных ресурсов.
Предметом исследования данной курсовой работы является роль и значение малого бизнеса в экономике страны и финансовой системе.
Целью курсового проекта является всестороннее освещение проблем малого бизнеса. Особое внимание уделяется проведению финансового анализа малого предприятия, а также изучению путей повышения финансовой устойчивости в малом бизнесе.
Объектом исследования является малое предприятие г.Белгорода ООО «Сфера». Основной вид деятельности общества – торгово-закупочная деятельность и операции с недвижимым имуществом.
Для достижения цели работы рассматриваются следующие задачи:
изучить понятие, сущность и особенности малого бизнеса;
рассмотреть роль, значение и задачи малого бизнеса в экономике страны и финансовой системе;
изучить основные этапы развития малого бизнеса в России;
рассмотреть особенности финансового менеджмента малого бизнеса;
провести финансовый анализ деятельности малого предприятия;
предложить пути улучшения финансовой устойчивости малого бизнеса.
Курсовой проект включает введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.
Информационно-аналитической базой исследования послужили данные оперативной и бухгалтерской информации за 2009 г.
Для написания курсовой была использована гуманитарная литература, периодическая литература, а также интернет-источники.
Глава 1. Роль и значение малого бизнеса в экономике страны и финансовой системе.
1.1. Сущность и особенности малого бизнеса
Все предприятия, являющиеся составной частью национальной рыночной экономики, в зависимости от их размеров по общепринятой терминологии делятся на три группы: крупные, средние и малые. Каждая из этих групп имеет свои специфические интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к проводимой государственной политике, к проблемам социально-экономического, политического и национального характера [3, c.27].
Малый бизнес - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях. [1]
Малое предприятие - это предприятие различных организационно-правовых форм, создаваемое на основе любых форм собственности, наиболее гибкая и динамичная форма развития предпринимательской деятельности.
В законотворческой практике различных государств принято более 50 критериев отнесения организации к малому бизнесу. Всё же, можно выделить наиболее часто встречающиеся критерии, к которым относятся следующие:
численность персонала предприятия (определяется в соответствии со среднесписочной численностью постоянных сотрудников, а также работающих по совместительству);
размер уставного капитала предприятия;
финансовые показатели предприятия (объём чистой прибыли, совокупного дохода, оборачиваемости активов);
вид деятельности.
Прежде всего, стоит отметить, что основная причина, по которой предприниматели стремятся попасть в разряд малого бизнеса – это упрощённая система налогообложения, то есть уплата единого налога.
Основной ФЗ РФ, в котором прописаны рамочные критерии отнесения юридического или физического лица к сектору малого предпринимательства в Российской Федерации, был принят 24 июля 2007 года и называется Федеральный закон 209-ФЗ "О поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". В соответствии с этим законом, в России основными критериями отнесения к малому бизнесу служат:
численность персонала предприятия;
выручка.[1, с.4]
Так, фирма, на которой занято менее 15 человек, считается микропредприятием, от 16 до 100 человек – малым предприятием, а фирмы с персоналом более 100 человек переходят в разряд среднего бизнеса. Согласно определённым законом финансовым критериям, фирма с годовым оборотом менее 60 млн. рублей относится к микропредприятиям, от 60 до 400 млн. рублей – к малым, и более 400 млн. рублей – к средним предприятиям.[1, с.4]
Более того, согласно закону РФ № 209-ФЗ, данные критерии должны пересматриваться каждые 5 лет.
Правильность определения численности работающих на предприятии имеет первостепенное значение как для отнесения предприятия к категории субъекта предпринимательства, так и для получения им права на соответствующую поддержку. Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица [16, c.211].
На развитие малого бизнеса наибольшее влияние оказывают следующие факторы:
в развитии средств связи произошел скачок;
расширение сферы услуг, базирующейся на малых предприятиях;
уменьшение стоимости и упрощение использования информационных систем;
повысился общеобразовательный уровень людей с одновременным накоплением опыта в крупных компаниях;
содействие малыми фирмами решению вопроса о безработице;
сокращение рабочей смены;
большая конкурентоспособность за счет меньших издержек, связанных со снижением накладных расходов и меньшими колебаниями заработной платы. [16, c.20]
Можно выделить три модели развития малого бизнеса:
сохранение масштабов деятельности на достигнутом уровне;
медленное расширение деловой активности
быстрое развитие малых предприятий и превращение их в средние, а затем в крупные компании. [6, c.72]
Таким образом, несмотря на большое количество трудностей и препятствий, малый бизнес активно развивается в большинстве развитых стран мира и имеет большое значение в их экономике.
1.2. Роль, значение и задачи малого бизнеса в экономике страны
Для экономики в целом деятельность малых фирм является важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого предпринимательства специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.
Целью создания малого предприятия является решение региональных проблем при переходе к рыночным отношениям посредством создания производственной и социальной инфраструктуры, увеличения производства товаров народного потребления, повышения эффективности использования местных ресурсов природных и трудовых, ускорения разработок новых видов техники и технологии, решение экологических проблем.
Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малый бизнес оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых рабочих. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ субъекты малого предпринимательства в отдельных странах играют ведущую роль.
Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса [7, c.90]. Высокая приспособляемость и массовый охват практически всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики.
Малое предпринимательство играет большую роль в экономике любых стран, даже развитых, так как ему свойственны определенные преимущества. Можно перечислить следующие из них:
более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;
большая свобода действий субъектов малого предпринимательства;
гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;
относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление;
большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности;
более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков;
относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др. [15, c.205]
Важнейшими задачами малого бизнеса являются:
ускорение реструктуризации собственности, структурной перестройки экономики, реформирования предприятий;
содействие образованию эффективного собственника и появлению среднего по уровню материального благосостояния;
организация предпринимательской деятельности слоя населения как основы повышения эффективности экономики и социально-политической стабильности в обществе;
развитие конкуренции и преодоление отраслевого и регионального монополизма;
создание материальной основы для более полной занятости населения и сокращения числа безработных;
расширение взаимодействия малых, средних и крупных предприятий;
укрепление экономической базы местных органов власти;
развитие сельских населенных пунктов и небольших городских поселений и другие.
Информация о работе Роль и значение малого бизнеса в экономике страны и финансовой системе