Роль и значение малого бизнеса в экономике страны и финансовой системе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:36, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового проекта является всестороннее освещение проблем малого бизнеса. Особое внимание уделяется проведению финансового анализа малого предприятия, а также изучению путей повышения финансовой устойчивости в малом бизнесе.

Объектом исследования является малое предприятие г.Белгорода ООО «Сфера». Основной вид деятельности общества – торгово-закупочная деятельность и операции с недвижимым имуществом.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Роль и значение малого бизнеса в экономике страны и финансовой системе

1.1. Сущность и особенности малого бизнеса 6

1.2. Роль, значение и задачи малого бизнеса в экономике страны 9

1.3. История развития малого бизнеса в России 11

Глава 2. Анализ финансовой деятельности малого предприятия

2.1. Особенности финансового менеджмента малого бизнеса 16

2.2. Финансовый анализ деятельности малого предприятия 22

Глава 3. Пути совершенствования финансовой устойчивости в малом бизнесе 34

Заключение 38

Литература 41

Приложение 43

Работа содержит 1 файл

Курсовой по фин.менеджменту.doc

— 503.50 Кб (Скачать)


Федеральное агентство по образованию

 

Белгородский государственный технологический университет

имени В.Г. Шухова

 

 

 

Кафедра финансового менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовой проект

По дисциплине «Финансовый менеджмент»

на тему: «Роль и значение малого бизнеса в экономике страны и финансовой системе»

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентки группы АБ – 31

Чеботарёвой Светланы Юрьевны

 

 

Руководитель курсового проекта

Проф. Веретенникова Ираида Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

Белгород 2010


Содержание:

 

Введение              3

Глава 1. Роль и значение малого бизнеса в экономике страны и финансовой системе

1.1.     Сущность и особенности малого бизнеса              6

1.2.     Роль, значение и задачи малого бизнеса в экономике страны              9

1.3.     История развития малого бизнеса в России              11

Глава 2. Анализ финансовой деятельности малого предприятия

  2.1. Особенности финансового менеджмента малого бизнеса              16

  2.2. Финансовый анализ деятельности малого предприятия              22

Глава 3. Пути совершенствования финансовой устойчивости в малом бизнесе              34

Заключение              38

Литература              41

Приложение              43


Введение

 

Опыт развитых стран показывает, что малый бизнес играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому бизнесу, дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым предпринимательством.

Активный рост малых предприятий в западных странах начал происходить с 70-х - начала 90-х годов. На сегодняшний день в наиболее развитых странах Запада малые фирмы составляют 70-90% от общего числа предприятий. Например, в США -  в малом предпринимательстве занято 53% населения, в Японии - 71,7%, в странах ЕС - примерно половина работающего населения. Основная масса малых предприятий в этих странах - мельчайшие предприятия, в которых работают не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах. Малый бизнес необходим  потому, что он дает жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получает значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Поэтому тема малого предпринимательства очень актуальна на сегодняшний день, особенно для нашей страны, где малые фирмы еще очень нуждаются в поддержке государства.

Реформирование экономики России невозможно без развития и совершенствования различных форм хозяйствования, одной из которых является и малый бизнес. Считается, что малые экономические структуры имеют большое значение, с точки зрения создания рабочих мест и поддержания рынка. Малые предприятия рассматриваются в качестве символа производственной мобильности, рыночной гибкости и инновационной восприимчивости. Отсюда вытекает вполне естественный вывод о позитивной роли института малого предпринимательства, который необходимо поддерживать и развивать.

Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике общества. В малом предпринимательстве кроются большие резервы, которые можно поставить и на службу России.

К сожалению малый бизнес в России не слишком развит и имеет множество проблем, среди которых основными являются административные барьеры, высокий уровень налогообложения и недоступность кредитных ресурсов.

          Предметом исследования данной курсовой работы является роль и значение малого бизнеса в экономике страны и финансовой системе. 

Целью курсового проекта является всестороннее освещение проблем малого бизнеса. Особое внимание уделяется проведению финансового анализа малого предприятия, а также изучению путей повышения финансовой устойчивости в малом бизнесе.

Объектом исследования является малое предприятие г.Белгорода ООО «Сфера». Основной вид деятельности общества – торгово-закупочная деятельность и операции с недвижимым имуществом.

Для достижения цели работы рассматриваются следующие задачи:

      изучить понятие, сущность и особенности малого бизнеса;

      рассмотреть роль, значение и задачи малого бизнеса в экономике страны и финансовой системе;

      изучить основные этапы  развития малого бизнеса в России;

      рассмотреть особенности финансового менеджмента малого бизнеса;

      провести финансовый анализ деятельности малого предприятия;

      предложить пути улучшения финансовой устойчивости малого бизнеса.

Курсовой проект включает введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.

Информационно-аналитической  базой  исследования  послужили данные оперативной и бухгалтерской информации за 2009 г.

Для написания курсовой была использована гуманитарная литература, периодическая литература, а также интернет-источники.


Глава 1. Роль и значение малого бизнеса в экономике страны и финансовой системе.

1.1.           Сущность и особенности малого бизнеса

Все предприятия, являющиеся составной частью национальной рыночной экономики, в зависимости от их размеров по общепринятой терминологии делятся на три группы: крупные, средние и малые. Каждая из этих групп имеет свои специфические интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к проводимой государственной политике, к проблемам социально-экономического, политического и национального характера [3, c.27].

Малый бизнес - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях. [1]

Малое предприятие - это предприятие различных организационно-правовых форм, создаваемое на основе любых форм собственности, наиболее гибкая и динамичная форма развития предпринимательской деятельности.

В законотворческой практике различных государств принято более 50 критериев отнесения организации к малому бизнесу. Всё же, можно выделить наиболее часто встречающиеся критерии, к которым относятся следующие:

      численность персонала предприятия (определяется в соответствии со среднесписочной численностью постоянных сотрудников, а также работающих по совместительству);

      размер уставного капитала предприятия;

      финансовые показатели предприятия (объём чистой прибыли, совокупного дохода, оборачиваемости активов);

      вид деятельности.

Прежде всего, стоит отметить, что основная причина, по которой предприниматели стремятся попасть в разряд малого бизнеса – это упрощённая система налогообложения, то есть уплата единого налога.

Основной ФЗ РФ, в котором прописаны рамочные критерии отнесения юридического или физического лица к сектору малого предпринимательства в Российской Федерации, был принят 24 июля 2007 года и называется Федеральный закон 209-ФЗ "О поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". В соответствии с этим законом, в России основными критериями отнесения к малому бизнесу служат:

      численность персонала предприятия;

      выручка.[1, с.4]

Так, фирма, на которой занято менее 15 человек, считается микропредприятием, от 16 до 100 человек – малым предприятием, а фирмы с персоналом более 100 человек переходят в разряд среднего бизнеса. Согласно определённым законом финансовым критериям, фирма с годовым оборотом менее 60 млн. рублей относится к микропредприятиям, от 60 до 400 млн. рублей – к малым, и более 400 млн. рублей – к средним предприятиям.[1, с.4]

Более того, согласно закону РФ № 209-ФЗ, данные критерии должны пересматриваться каждые 5 лет.

Правильность определения численности работающих на предприятии имеет первостепенное значение как для отнесения предприятия к категории субъекта предпринимательства, так и для получения им права на соответствующую поддержку. Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица [16, c.211].

На развитие малого бизнеса наибольшее влияние оказывают следующие факторы:

      в развитии средств связи произошел скачок;

      расширение сферы услуг, базирующейся на малых предприятиях;

      уменьшение стоимости и упрощение использования информационных систем;

      повысился общеобразовательный уровень людей с одновременным накоплением опыта в крупных компаниях;

      содействие малыми фирмами решению вопроса о безработице;

      сокращение рабочей смены;

      большая конкурентоспособность за счет меньших издержек, связанных со снижением накладных расходов и меньшими колебаниями заработной платы. [16, c.20]

Можно выделить три модели развития малого бизнеса:

      сохранение масштабов деятельности на достигнутом уровне;

      медленное расширение деловой активности

      быстрое развитие малых предприятий и превращение их в средние, а затем в крупные компании. [6, c.72]  

Таким образом, несмотря на большое количество трудностей и препятствий, малый бизнес активно развивается в большинстве развитых стран мира и имеет большое значение в их экономике.

1.2.           Роль, значение и задачи малого бизнеса в экономике страны

Для экономики в целом деятельность малых фирм является важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого предпринимательства специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.

Целью создания малого предприятия является решение региональных проблем при переходе к рыночным отношениям посредством создания производственной и социальной инфраструктуры, увеличения производства товаров народного потребления, повышения эффективности использования местных ресурсов природных и трудовых, ускорения разработок новых видов техники и технологии, решение экологических проблем.

Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малый бизнес оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых рабочих. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ субъекты малого предпринимательства в отдельных странах играют ведущую роль.

Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса [7, c.90]. Высокая приспособляемость и массовый охват практически всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики.

Малое предпринимательство играет большую роль в экономике любых стран, даже развитых, так как ему свойственны определенные преимущества. Можно перечислить следующие из них:

      более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;

      большая свобода действий субъектов малого предпринимательства;

      гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;

      относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление;

      большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности;

      более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков;

      относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др. [15, c.205]

Важнейшими задачами малого бизнеса являются:

      ускорение реструктуризации собственности, структурной перестройки экономики, реформирования предприятий;     

      содействие образованию эффективного собственника и появлению среднего по уровню материального благосостояния;

      организация предпринимательской деятельности слоя населения как основы повышения эффективности экономики и социально-политической стабильности в обществе;

      развитие конкуренции и преодоление отраслевого и регионального монополизма;

      создание материальной основы для более полной занятости населения и сокращения числа безработных;

      расширение взаимодействия малых, средних и крупных предприятий;

      укрепление экономической базы местных органов власти;

      развитие сельских населенных пунктов и небольших городских поселений и другие.

Информация о работе Роль и значение малого бизнеса в экономике страны и финансовой системе