Роль и значение малого бизнеса в экономике страны и финансовой системе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:36, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового проекта является всестороннее освещение проблем малого бизнеса. Особое внимание уделяется проведению финансового анализа малого предприятия, а также изучению путей повышения финансовой устойчивости в малом бизнесе.

Объектом исследования является малое предприятие г.Белгорода ООО «Сфера». Основной вид деятельности общества – торгово-закупочная деятельность и операции с недвижимым имуществом.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Роль и значение малого бизнеса в экономике страны и финансовой системе

1.1. Сущность и особенности малого бизнеса 6

1.2. Роль, значение и задачи малого бизнеса в экономике страны 9

1.3. История развития малого бизнеса в России 11

Глава 2. Анализ финансовой деятельности малого предприятия

2.1. Особенности финансового менеджмента малого бизнеса 16

2.2. Финансовый анализ деятельности малого предприятия 22

Глава 3. Пути совершенствования финансовой устойчивости в малом бизнесе 34

Заключение 38

Литература 41

Приложение 43

Работа содержит 1 файл

Курсовой по фин.менеджменту.doc

— 503.50 Кб (Скачать)

1.3.           История развития малого бизнеса в России

В Российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988г., когда был принят закон СССР  «о кооперации в СССР» от  26.08.1988. Были созданы привилегированные условия одной форме собственности (отсутствовали для кооперативов платежи в бюджет, существовала  возможность устанавливать неограниченные надбавки к заработной плате работников кооперативов), вследствие чего произошёл отток квалифицированной рабочей силы с государственных предприятий в кооперативы.  «Положение об организации деятельности малых предприятий» от 6.06.1988 ввело упрощенный порядок создания и регистрации малых предприятий. Они получили статус юридического лица, большую самостоятельность в осуществлении хоз.деятельности и распределении хозрасчетного дохода. Началось создание в различных отраслях промышленности и регионах страны малых предприятий.

Постановлением Совета Министров СССР № 790 «о мерах по созданию и развитию малых предприятий» от 8.07.1990 были определены основные документы для государственной регистрации малых предприятий, утвержден двухнедельный срок гос.регистрации, определены льготы малому бизнесу по налогообложению, амортизации и др. Началось развитие малого предпринимательства, основанного на различных формах собственности, их сочетании. В этот период к числу малых относили государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР, принятым в августе 1990г., к числу малых стали относиться предприятия с числом ежегодно занятых, не превышающим: в промышленности - 200 человек, в науке и научном обслуживании - 100 человек, в других отраслях производственной сферы - 50 человек, в отраслях непроизводственной сферы - 25 человек, в розничной торговле - 15 человек. Наряду с этим учитывался и объём хозяйственного оборота, право на определение количественного значения которого предоставлялось союзным республикам. Однако величина хозяйственного оборота практически так и не была установлена.

Постановлением Совета Министров РСФСР 1991 № 406 «о мерах по поддержанию и развитию малых предприятий» от 18.06.1991 были определены направления государственной поддержки малого бизнеса в России. В 1993г. было принято Постановление Совета Министров Правительства РФ №446 «о первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в РФ» от 11.05.1993, которое определяло приоритеты развития малого предпринимательства. В этот период отмечена высокая эффективность работы малого предпринимательства.

Федеральным Законом «о государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 12.05.1995 были определены признаки субъекта малого предпринимательства, инфраструктура поддержки и развития малого бизнеса. С этого года происходит сокращение числа малых предприятий.

Тенденция сокращения общего числа малых предприятий в 1996г. усилилась (сокращение на 5,6%). Однако во многом это было связано с новыми подходами к учету малых предприятий в принятом в 1995г. Законе «о государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (сократился круг предприятий, относимых к разряду малых), а также с перерегистрацией действующих малых предприятий. В 1997г. практически во всех отраслях был отмечен рост числа малых предприятий, в целом по Российской Федерации он составил 4,2%, достигнув наибольшего значения в здравоохранении, культуре и социальном обеспечении — 43%; в сельском хозяйстве — 10,2, на транспорте — 8,6%. Меньше малых предприятий стало в сфере науки и научного обслуживания — на 4.6%, материально-технического снабжения и сбыта — на 0,8%.

Существенных структурных сдвигов в секторе малого бизнеса не произошло. Так, доля промышленных предприятий в общем числе российских малых предприятий незначительно выросла — с 14,2 на начало 1995 г. до 15,7% на начало 1999г.

В начале 1990-х г. малые предприятия образовывались чаще всего путем отделения от государственных предприятий-учредителей. В 1991г. малые предприятия создавались, как правило, в форме товариществ с ограниченной ответственностью. За первую половину 1991г. многие коллективы реорганизовывались в малые предприятия, основанные на частной долевой собственности. Реже встречаются малые предприятия семейного типа. Во многом это можно объяснить сложностью и дороговизной аренды нежилых помещений.

Малые предприятия можно образовывать, во-первых, выделением структурных единиц из состава объединений и предприятий, цехов, производств, других подразделений и, во-вторых, на акционерных началах. Второй способ в современных условиях перехода к рынку и создания рыночной инфраструктуры оптимален.

Проблемы развития малого предпринимательства в России остаются в основном те же, что были отмечены еще в материалах 1-го Всероссийского съезда представителей малых предприятий:

      недостаточность начального капитала и собственных оборотных средств;

      трудности с получением банковских кредитов;

      нехватка квалифицированных бухгалтеров, менеджеров, консультантов;

      сложности с получением помещений и крайне высокая арендная плата;

      ограниченные возможности получения лизинговых услуг;

      отсутствие должной социальной защищенности и личной безопасности владельцев и работников малых предприятий и др.

Вторая Всероссийская конференция малых предприятий, проводившаяся в марте 2001 года в городе Москве, получила название «Цивилизованному предпринимательству - разумное регулирование». Конференция ставила цель выявить источники чрезмерных административных барьеров в развитии предпринимательства. Дело в том, что среди проблем, сдерживающих развитие малого бизнеса, на втором месте после налогового бремени стоят чрезмерные административные барьеры. Они не только мешают развитию предпринимательства, но и создают другую государственную проблему, вынуждая предприятия малого бизнеса уходить в теневую экономику. Специалисты, анализирующие оборот теневой экономики, оценивают его не менее чем в 40% валового национального продукта. В то же время наблюдается постепенное снижение доли теневой экономики в России в последние годы.

По степени важности некоторые авторы располагают основные проблемы малого бизнеса в России в следующем порядке:

      высокий уровень налогообложения;

      недоступность кредитных ресурсов;

      административные барьеры.

В 2007г. был принят ФЗ «о поддержке малого и среднего предпринимательства в РФ» №209 от 24.07.2007г.

За период с 2000 по 2009г. сектор малого предпринимательства являлся одним из самых динамичных в Российской экономике. Изменение численности малых предприятий за этот период мы можем увидеть в приложении 1.[8]

В настоящее время в соответствии с данными Федеральной службы государственной статистики и Федеральной налоговой службы в России осуществляют деятельность 5 587 871 субъект малого и среднего предпринимательства, в том числе:

­         1 374 777 микропредприятий;

­         18 012 средних компаний;

­         3 985 350 индивидуальных предпринимателей.[8, с.5]

По состоянию на 1 июля 2010 года в России было зарегистрировано 219,6 тыс. малых предприятий, что на 3,6% меньше, чем по состоянию на 1 июля 2009 года. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей уменьшилось на 5,7 ед. и составило 154,7 ед. [9, с.7]

 


Глава 2. Анализ финансовой деятельности  малого предприятия

1.1.           Особенности финансового менеджмента малого бизнеса

Особенности финансового менеджмента в малом бизнесе следующие:

      доступ на финансовый и денежный рынки для малых предприятий чрезвычайно затруднителен: об эмиссии акций в большинстве случаев речи быть не может, а получить кредит не удаётся из-за его дороговизны, рискованного финансового положения предприятия и отсутствия кредитной истории;

      малое предприятие обычно не ставит перед собой цель максимизировать курс акций, показатель капитализации (суммарную курсовую стоимость акций) и уровень дивиденда.

      в малом бизнесе иной набор, иной уровень и иная иерархия рисков, нежели в крупных компаниях.

  Наиважнейшей целью финансового менеджмента малого бизнеса является грамотное управление оборотным капиталом: запасами, дебиторской задолженностью, денежными средствами и краткосрочными обязательствами.[12, с.608]

Необходимость эффективного управления оборотным капиталом диктуется затруднённостью доступа на рынки капиталов для малых предприятий: раз средств мало, их тем более надо использовать так, чтобы каждый рубль приносил максимум экономического эффекта.

Финансовый анализ деятельности предприятий осуществляют с использованием следующих методов: структурного и коэффициентного анализа.

Структурный анализ заключается в следующем:

      Рассматривается показатель, имеющий определенную внутреннюю структуру, т.е. состоящий из нескольких частей (элементов).

      Оцениваются доли каждой (или некоторых интересующих) из частей в общем значении показателя.

      Делается вывод о том, какие из частей внесли наибольший (или наименьший) вклад в конечное значение показателя. [4, с.197]

Структурный анализ делится на горизонтальный и вертикальный.

Главным инструментом финансового анализа деятельности малого предприятия является коэффициентный метод, который включает в себя:

1.     Оценку ликвидности организации осуществляют на основе оценки ликвидности её баланса. Для оценки ликвидности все активы и пассивы объединяются в определённые группы:

Все активы организации объединяют в группы в зависимости от степени ликвидности:

Таблица 1

Актив

Пассив

А1. Наиболее ликвидные активы

 

денежные средства и краткосрочные финансовые вложения

П1. Наиболее срочные обязательства

 

кредиторская задолженность

А2. Быстро реализуемые активы

краткосрочная дебиторская задолженность

П2. Краткосрочные пассивы

краткосрочная кредиторская задолженность

А3. Медленно реализуемые активы

запасы, НДС по приобретённым ценностям, долгосрочная дебиторская задолженность

П3. Долгосрочные пассивы

 

долгосрочная кредиторская задолженность

А4. Трудно реализуемые активы

первый раздел бухгалтерского баланса

П4. Постоянные пассивы

капитал и резервы

Баланс организации считается абсолютно ликвидным если выполняются условия:

А1 ≥ П1        А2 ≥ П2             А3 ≥ П3            А4 ≤ П4

2. Оценку платёжеспособности. Она определяет способность предприятия оплатить свои краткосрочные обязательства в течение отчётного периода. Наиболее важными коэффициентами являются:

            Коэффициент текущей ликвидности: рассчитывается как частное между текущими активами(ТА) (оборотными средствами) и текущими пассивами(ТП) (кредиторская задолженность и краткосрочные кредиты и займы). Согласно международным стандартам коэффициент должен быть больше двух.

            Коэффициент быстрой ликвидности: рассчитывается как частное между наиболее ликвидной частью оборотных средств (денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, краткосрочная дебиторская задолженность) и текущими пассивами. Оптимальное значение коэффициента от 0,7 до 0,8.

            Коэффициент абсолютной ликвидности: рассчитывается делением денежных средств(ДС) и краткосрочных финансовых вложений(КФВ) на текущие пассивы. Его оптимальный уровень от 0,2 до 0,25.

            Общий коэффициент платёжеспособности: рассчитывается так

Кпл.общ. =, его оптимальное значение должно быть более единицы.[12, с.62-64]

3. Оценку финансовой устойчивости. Финансовая устойчивость – это такое состояние финансовых ресурсов организации, которое обеспечивает развитие организации на основе роста прибыли и капитала, при условии сохранения платёжеспособности и кредитоспособности в условиях допустимого риска.

Наиболее важным абсолютным показателем являются собственные оборотные средства (СОС), которые рассчитываются как разница между третьим и первым разделом бухгалтерского баланса.

На этом основании рассчитывают четыре типа финансовой устойчивости:

1.      Абсолютная финансовая устойчивость, для которой характерно выполнение условий:     З  ≤ СОС , где

З - запасы

2.      Нормальная финансовая устойчивость:  З ≤  СОС + ДЗС , где

ДЗС – долгосрочные заёмные средства

3.      Неустойчивое финансовое состояние: З ≤ СОС + ДЗС + ККЗ, где

ККЗ – краткосрочные кредиты и займы

4.      Кризисное финансовое состояние: З  ≥  СОС + ДЗС + ККЗ

Относительные показатели характеризующие финансовую устойчивость:

            Коэффициент обеспеченности текущих активов СОС: рассчитывается делением СОС на текущие активы. Оптимальное значение коэффициента должно быть больше 0,1.

Информация о работе Роль и значение малого бизнеса в экономике страны и финансовой системе