Риск-менеджмент как системы управления рисками

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 06:16, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является более глубокое рассмотрение риск-менеджмента как системы управления рисками.
Структура курсовой работы представлена следующим образом.
В первом разделе рассматриваются такие вопросы как системы рисков, классификация финансовых рисков и способы оценки степени риска.
Во втором разделе описана структура системы управления рисками, функции риск-менеджмента и основные правила риск-менеджмента.
Третий раздел раскрывает следующий вопрос: методы управления и способы снижения финансового риска в современных условиях.
В заключении подведены итоги выполненного исследования, сделаны выводы.

Работа содержит 1 файл

курсовик распечатать.doc

— 243.00 Кб (Скачать)

     - сопоставимость уровня принимаемых  рисков с финансовыми возможностями банка;

     - экономичность управления рисками  (затраты по нейтрализации риска  не должны превышать суммы возможных потерь по нему);

     - учет временного фактора в  управлении рисками (обеспечение  необходимого дополнительного уровня  доходности по операциям с длинным периодом осуществления и широким диапазоном сопутствующих им рисков, чтобы сформировать потенциал для нейтрализации негативных последствий по таким операциям в соответствии с критерием экономичности управления рисками);

     - учет общей стратегии банка в процессе управления рисками (система управления рисками должна базироваться на общих критериях избранной стратегии);

     - учет возможности передачи рисков (передача рисков в случае финансовых  затруднений по нейтрализации их негативных последствий). 

     С учетом данных принципов в банке  формируется  политика  управления  рисками.

     Риск-менеджмент представляет собой систему управления рисками, конечная цель, которого заключается в получении наибольшей прибыли при оптимальном, приемлемом для банка соотношении прибыли и риска. 
 
 

     ПРИЛОЖЕНИЕ  

     Список  терминов и определений.

     Банк — Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (открытое акционерное общество).

     Территориальный банк — территориальный банк Сбербанка России – обособленное подразделение банка, расположенное вне места его нахождения, организационно подчиненное центральному аппарату банка и осуществляющее от имени банка на установленной территории обслуживания банковские операции и сделки, предусмотренные Положением о территориальном банке.

     Центральный аппарат — центральный аппарат Сбербанка России.

     Риск — возможность возникновения у банка финансовых потерь (убытков), незапланированных расходов или возможность снижения планируемых доходов.

     Кредитный риск — риск, возникающий вследствие несвоевременного и/или неполного исполнения или неисполнения контрагентом своих обязательств перед банком.

     Рыночный  риск — риск, возникающий вследствие неблагоприятного изменения индикаторов финансового рынка (курсов валют, котировок ценных бумаг, процентных ставок, а также цен на товарных рынках).

     Риск  ликвидности — риск, возникающий вследствие недостаточности ликвидных активов для покрытия обязательств банка или вследствие наличия избыточного объема средств в высоколиквидных активах.

     Операционный  риск — риск, возникающий в результате недостатков в организации деятельности банка, используемых технологиях, функционировании информационных систем, неадекватных действий или ошибок сотрудников, а также, в результате внешних событий.

     Идентификация риска – процесс выявления и классификации рисков.

     Оценка  риска – оценка вероятности реализации риска и величины возможных потерь при реализации конкретного вида риска и/или совокупных рисков, принимаемых на себя банком.

     Руководство — Президент, Председатель Правления, Первый заместитель Председателя Правления, заместители Председателя Правления.

     Коллегиальные органы — Правление банка, Комитет банка по предоставлению кредитов и инвестиций, Комитет банка по процентным ставкам и лимитам.

     Цели  и задачи управления рисками.

     Цель  управления рисками, как составной части процесса управления банком – обеспечение устойчивого развития банка в рамках реализации стратегического плана.

     Задачами  управления рисками являются:

     - оптимизация соотношения риск/доходность  по всем направлениям деятельности;

     - минимизация потерь банка при реализации неблагоприятных для банка событий;

     - снижение величины отклонения  фактического финансового результата банка от запланированного.

     Банк  определяет следующие основные принципы управления рисками:

     1) осведомленность о риске;

     2) процесс управления рисками затрагивает каждого сотрудника банка.

     Принятие  решений о проведении любой банковской операции производится только после всестороннего анализа рисков, возникающих в результате такой операции. Сотрудники банка, совершающие операции, подверженные рискам, осведомлены о риске операций и осуществляют идентификацию, анализ и оценку рисков перед совершением операций.

     В банке действуют нормативные документы, регламентирующие порядок совершения всех операций, подверженных рискам. Проведение новых банковских операций при отсутствии нормативных документов или соответствующих решений коллегиальных органов, регламентирующих порядок их совершения, не допускается.

     Разделение  полномочий.

     В банке реализована управленческая структура, в которой отсутствует конфликт интересов: разделены обязанности подразделений и сотрудников банка, осуществляющих операции, подверженные риску, учитывающих операции (в бухгалтерском и / или управленческом учете), и осуществляющих функции управления и контроля рисков.

     Контроль  за проведением операций.

     За  совершением любой операции, подверженной риску, осуществляется предварительный, текущий и последующий контроль.

     Контроль  со стороны руководства и коллегиальных  органов.

     В банке действует система лимитов и ограничений, позволяющая обеспечить приемлемый уровень рисков по агрегированным позициям банка.

     Руководство банка, его коллегиальные органы на регулярной основе рассматривают отчеты об уровне принятых банком рисков и фактах нарушений установленных процедур, лимитов и ограничений.

     Использование информационных технологий.

     Процесс управления рисками строится на основе использования современных информационных технологий. В банке применяются информационные системы, позволяющие своевременно идентифицировать, анализировать, оценивать, управлять и контролировать риски.

     Постоянное  совершенствование систем управления рисками.

     Банк  постоянно совершенствует все элементы управления рисками, включая информационные системы, процедуры и технологии с учетом стратегических задач, изменений во внешней среде, нововведений в мировой практике управления рисками.

     Сочетание централизованного и децентрализованного  подходов управления рисками.

     В банке сочетаются централизованный и децентрализованный подходы управления рисками. Коллегиальные органы утверждают методики расчета лимитов и/или лимиты для территориальных банков. В соответствии с утвержденными методиками расчета лимитов и/или в рамках утвержденных лимитов территориальные банки самостоятельно решением уполномоченного коллегиального органа территориального банка утверждают лимиты для своих подразделений.

     Банк  выделяет следующие этапы процесса управления рисками:

     1) идентификация всех основных рисков, возникающих в деятельности банка;

     2) анализ идентифицированных рисков  и их оценка, расчет совокупных  рисков;

     3) принятие решения о проведении  или не проведении операций, подверженных  риску, ограничение идентифицированных  рисков, формирование резервов на возможные потери.

     Контроль  соблюдения установленных процедур управления рисками и ограничений  уровня принимаемых рисков.

     Постоянный  мониторинг и оптимизация установленных  ограничений с учетом оценки результатов деятельности банка, связанных с принятием определенного вида риска.

     Банк  определяет следующие существенные виды рисков: кредитный риск, рыночный риск, риск ликвидности, операционный риск. Перечень существенных видов риска может быть расширен.

     Конкретные  процедуры и механизм управления существенными видами рисков отражаются в следующих нормативных документах банка:

     1) политика Сбербанка России по  управлению кредитными рисками;

     2) политика Сбербанка России по  управлению рыночными рисками;

     3) политика Сбербанка России в  сфере управления и контроля за состоянием ликвидности от 18.10.2001 № 826-р;

     4) политика Сбербанка России по  управлению операционными рисками;

     Организация процесса по управлению рисками.

     Наблюдательный  совет банка принимает решения в пределах своей компетенции в соответствии с Уставом банка, Концепцией развития банка, одобренной общим собранием акционеров банка, другими решениями собрания акционеров банка. К компетенции Наблюдательного совета, в частности, относится:

     - определение приоритетных направлений деятельности банка;

     - одобрение крупных сделок и  сделок, в совершении которых  имеется заинтересованность, в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством.

     Правление банка, действующее согласно:

     - определяет политику банка в сфере управления рисками в рамках полномочий, определенных Уставом банка, целей и задач, поставленных Концепцией развития банка, одобренной общим собранием акционеров банка, других решений собрания акционеров банка и Наблюдательного Совета банка;

     - определяет максимально допустимое  значение капитала, подверженного риску;

     - определяет пути реализации приоритетных направлений деятельности банка с учетом уровня и видов принимаемых банком рисков;

     - организует процесс управления  рисками в банке, включая образование рабочих органов, в том числе Комитетов банка, определение их компетенции, утверждение положений о них;

     - обеспечивает условия для эффективной  реализации политики в сфере  управления операционным риском;

     - определяет подразделения, ответственные  за управление отдельными видами  рисков.

     Правление банка вправе делегировать вопросы по управлению рисками, отнесенные к его компетенции Уставом банка, на рассмотрение созданных им рабочих органов, в том числе Комитетов банка.

     Комитет банка по предоставлению кредитов и инвестиций, действующий согласно, отвечает за обеспечение условий для эффективной реализации политики в сфере управления кредитным риском, принимает решения в рамках своей компетенции по управлению кредитным риском.

     Комитет банка по процентным ставкам и лимитам, действующий согласно, отвечает за обеспечение условий для эффективной реализации политики в сфере управления рыночным риском и риском ликвидности, принимает решения в рамках своей компетенции по управлению рыночным риском и риском ликвидности.

     Основными подразделениями Центрального аппарата банка, ответственными за реализацию и развитие процесса управления рисками, являются:

     1) УР — за анализ, оценку и  прогноз кредитного и операционного  рисков, разработку методик управления  кредитным и операционным рисками;

     2) ФУ — за анализ, оценку и прогноз рыночного риска, разработку методик управления рыночным риском;

     3) ФУ и Казначейство – за анализ, оценку и прогноз риска ликвидности, разработку методик управления риском ликвидности;

     4) УСП, ФУ и УР – за проведение  сценарного анализа и стресс-тестирования;

     5) УВКРиА – за проверку и оценку  полноты применения и эффективности  процедур управления рисками,  контроль соблюдения установленных  ограничений по принимаемым банком рискам.

Информация о работе Риск-менеджмент как системы управления рисками