Разработка и внедрение бюджетирования на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 22:40, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена тем, что на многих российских предприятиях отсутствует какая-либо система планирования. По некоторым данным 90% всех проблем с финансами на российских предприятиях связано с неграмотностью высшего руководства в вопросах управления финансами. Одной из причин является отсутствие у руководителей своевременной, полной и точной информации не только о будущем, но и о настоящем финансовом состоянии компании. С подобной проблемой столкнулись и на рассматриваемом предприятии.

Содержание

Введение 3

1. Бюджетирование как часть системы управления предприятием 5

1.1. Содержание, цели и функции бюджетирования 5

1.2. Бюджет в системе планов предприятия 9

1.3. Основные этапы постановки бюджетирования на предприятии 26

2. Реализация и внедрение бюджетирования на предприятии 36

2.1. Общая характеристика предприятия и направления его деятельности 36

2.2. Разработка системы бюджетного управления 38

2.3. Оценка эффекта от внедрения бюджетирования на предприятии 45

Заключение 58 Литература 63

Работа содержит 1 файл

курсовик Гуз.doc

— 454.50 Кб (Скачать)

     Форматы БДДС могут быть различными в зависимости  от специфики деятельности фирмы. Так  же как и при составлении БДиР, возможны два подхода к разработке формата БДДС:

  1. модификация формы №4 установленной отчетности;
  2. адаптация формата БДДС международного образца.

     Формат  БДДС состоит из двух основных частей:

  • приходы (источники денежных средств) – притоки;
  • расходы (использование денежных средств) – оттоки.

     Приходы отражают только те денежные средства или финансовые суррогаты, которые реально могут поступить на расчетный счет или иным образом в данный бюджетный период. 

     Доходы  и расходы в БДДС делятся на три основные категории:

  • текущие операции (операционная деятельность);
  • капитальные затраты (инвестиционная деятельность);
  • финансовая деятельность.
  1. Расчетный балансэто прогноз соотношения активов и пассивов бизнеса, инвестиционного проекта или структурного подразделения. Его назначение – показать, как изменится стоимость компании в результате создания и развития данного вида бизнеса в течение бюджетного периода.

     Расчетный баланс отличается от бухгалтерского баланса на только форматом, но и  назначением. Он составляется на основе данных основных и операционных бюджетов, а не фактической отчетности.

       Расчетный баланс всегда составляется после разработки двух других основных бюджетных форм – БДиР и БДДС. Расчетный баланс показывает, насколько увеличится объем (стоимость) ресурсов, демонстрирует динамику стоимости активов.

     Расчетный баланс, как и любой бухгалтерский баланс, состоит из двух основных разделов – активов и пассивов.

     Расчетный баланс составляется по укрупненной  номенклатуре статей, отражающей наиболее важные виды активов и пассивов. 

    1.3. Основные  этапы постановки бюджетирования  на предприятии

  •      Постановка полноценного внутрифирменного бюджетирования состоит из трех основных этапов, каждый из которых включает свои элементы:

    1. Технология бюджетирования, в которую входят инструментарии финансового планирования (виды и форматы бюджетов, система целевых показателей и нормативов), порядок консолидации бюджетов различных уровней управления и функционального назначения и т. п.
    2. Организация бюджетирования, включающая финансовую структуру компании (состав центров учета – структурных подразделений либо бизнесов предприятия или компании, являющихся объектами бюджетирования), бюджетный регламент и механизмы бюджетного контроля (процедуры составления бюджетов, их представления, согласования и утверждения, порядок последующей корректировки, сбора и обработки данных об исполнении бюджетов), распределение функций в аппарате управления (между функциональными службами и структурными подразделениями различного уровня) в процессе бюджетирования, систему внутренних нормативных документов (положений, должностных инструкций и т. п.).
    3. Автоматизация финансовых расчетов, предусматривающая не столько составление финансовых прогнозов (включая сценарный анализ, расчет различных вариантов финансового состояния предприятия и его отдельных видов бизнесов), сколько постановку так называемого сплошного управленческого учета, в рамках которого в любое время можно получать оперативную информацию о ходе исполнения ранее принятых бюджетов (о движении денежных средств, уровне издержек, структуре себестоимости, норме и массе прибыли и т. п.).

         Этапы бюджетирования и их элементы представлены на рис. 3.

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

  • Рис. 3 Этапы  постановки бюджетирования и их элементы
  •  

         Основные  виды целей и задач бюджетирования рассмотрены в первом подразделе. Здесь каждый руководитель определяет набор целевых и контрольных показателей при постановке бюджетирования  в зависимости от вида деятельности, финансового и экономического состояния предприятия, от конъюнктуры рынка и прочих факторов.

         Также для каждого предприятия своим собственным будет и набор бюджетов, но здесь при составлении бюджетов существует определенная последовательность.

         Набор операционных бюджетов для каждого  вида бизнесов может быть различным. Составление бюджетов любой компании  в любой отрасли начинается с бюджета продаж, который в свою очередь разрабатывается на основе различных вариантов прогнозов сбыта. 

         При разработке бюджетирования необходимо определить принцип его организации: «снизу вверх» или «сверху вниз». При организации планирования по принципу «сверху вниз» все бюджеты разрабатываются на высшем уровне управления (финансовой службой или с помощью консалтинговых фирм), а затем структурные подразделения более низкого уровня получают различные задания.

         При организации планирования по принципу «снизу вверх» руководители компании запрашивают данные из отдельных подразделений для составления ими своих бюджетов, а затем обрабатывают и консолидируют полученные данные.

         
  • Одно из отличий бюджетирования как управленческой технологии от процесса разработки финансовых планов советской экономики (техпромфинпланы) состоит в умении видеть финансовой состояние предприятия в разрезе его отдельных видов бизнеса как совокупностей взаимосвязанных видов изделий и услуг, обладающих самостоятельным рыночным потенциалом.
  •      Реальная  финансовая эффективность этих бизнесов, их сравнительная характеристика (оценка инвестиционной привлекательности) не могут быть выявлены при рассмотрении компании в целом. По этой причине  определение финансовой структуры  предприятия является важным этапом при постановке бюджетирования и одновременно одной из центральных проблем.

         Финансовая  структура компании – это набор  бизнесов и (или) других сфер финансовой ответственности (за доходы и расходы, только за расходы, за определенные финансовые показатели и т.п.), распределенных между структурными подразделениями данной компании, выступающими в качестве объектов бюджетирования и управленческого учета.

         Таким образом, выбор финансовой структуры  – это выбор объекта бюджетирования (см. выше).

         Для постановки бюджетирования необходимо не только грамотное решение методологических проблем, выбор нужного инструментария финансового планирования, но и разработка соответствующих организационных процедур, регламентирующих все вопросы взаимоотношений отдельных структурных подразделений с руководством предприятия или фирмы.

         Бюджетный регламент – это установленный  в организации порядок составления (разработки), представления (передачи), согласования (визирования), консолидации (обработки), оперативного контроля и  оценки исполнения (проведения план-факт анализа) бюджетов различных видов и уровней. Его составными элементами являются:

    • бюджетный период;
    • продолжительность бюджетного цикла;
    • стадии бюджетного цикла;
    • набор функций и задач (по составлению, согласованию, консолидации);
    • сроки (график) и порядок выполнения бюджетов;
    • состав и соподчиненность (организационная структура управления) ответственных исполнителей;
    • механизм санкций.

         Бюджетный период – это период, на который  составляются и в течение которого корректируются бюджеты и осуществляется контроль за их исполнением.

         Минимальный бюджетный период – единица измерения  бюджетного периода (квартал, месяц, декада, неделя, день) по видам бюджетов.

         После определения бюджетного периода  необходимо разработать механизмы  и процедуры составления бюджетов структурных подразделений (ЦФО, ЦФУ, МВЗ), из представления, согласования, консолидации в бюджеты всей компании и последующего утверждения бюджетов различных уровней. Порядок составления бюджетов предполагает прежде всего введение единых сроков и унифицированных процедур для структурных подразделений и представление этих бюджетов руководству компании. Для этого руководители компании должны определить шаг финансового планирования, т.е. установить продолжительность бюджетного цикла. Необходимо это для последующего принятия решения того, когда будут подводится промежуточные итоги исполнения бюджетов внутри бюджетного периода и корректироваться, т.е. вноситься изменения в ранее составленные и утвержденные бюджеты в течение оставшейся части бюджетного периода.

         Бюджетный регламент составляется отдельно по каждой стадии бюджетного цикла. Для  разработки бюджетного регламента необходимо определить бюджетную систему компании в соответствии с ее финансовой структурой или ответственностью за составление конкретных бюджетов структурных подразделений различного уровня. При составлении бюджетного регламента главное – определить набор бюджетов (состав основного документооборота), других документов (состав сопутствующего документооборота) и ответственных исполнителей за их составление. Набор форм основного и сопутствующего документооборотов, а также набор операций по выполнению соответствующих задач  устанавливаются для каждой стадии бюджетного цикла (табл. 4).  

         

  • Таблица 4
  •      Стадии  и операции бюджетного регламента

    Стадии  бюджетного цикла Набор основного  и сопутствующего документооборотов Набор операций (функций)
    Стадия  разработки Виды бюджетов;

    Формы служебных записок

    Составление, согласование, обработка, экспертиза и утверждение  бюджетов
    Стадия  оперативного контроля Формы текущей  отчетности, отображение данных первичного учета Сбор и обработка  информации о ходе исполнения бюджетов (план-факт анализ)
    Стадия  составления отчетов об исполнении бюджетов Отчетные формы Сбор, обработка  и консолидация информации о ходе исполнения бюджетов для корректировки бюджетов на предстоящий период
    Стадия  корректировки бюджетов В соответствии с ранее установленными формами Повторяются операции первой стадии

          

         
  • Бюджетирование  как управленческая технология нуждается  в определенном аппарате управления. Для небольшой фирмы этот аппарат можно свести к одному должностному лицу. В крупной компании управление процессом бюджетирования требует создания специализированных подразделений и служб, а также разработку механизмов координации их деятельности.
  •      Для управления бюджетами необходимо выполнить  следующие шаги:

    • определить субъекты бюджетного процесса – набор бизнес-единиц (ЦФО, ЦФУ, МВЗ), структурных подразделений и служб, должностных лиц, ответственных за выполнение всех операций;
    • распределение функций и обязанностей должностных лиц;
    • определить должностное лицо, ответственное за окончательное решение по всем вопросам;
    • установление порядка взаимодействия между различными службами управления;
    • закрепление в системе внутренних нормативных документов компании распределение функций, обязанностей и полномочий.

         Назначение  графика документооборота состоит  во взаимоувязке,  всех процедур и  регламентов бюджетирования, усилий отдельных структурных подразделений  компании на различных уровнях управления по составлению бюджетов в единую систему, а также по их согласованию и исполнению.

         Оптимизировать  бизнес-процессы в компании по вопросам бюджетирования на основе составленного  графика документооборота можно  только тогда, когда все вопросы  финансовой структуры, бюджетного регламента, порядок и графики составления бюджетов, распределения функций между подразделениями и уровнями управления завершены.

         Завершающим этапом процесса постановки бюджетирования является внедрение программного продукта, который бы позволил не только составить бюджеты, но и провести анализ эффективности, а также рассмотреть альтернативные варианты бюджетов для выбора наиболее  предпочтительного в данной компании.

         В настоящее время в России можно  выделить несколько типов компьютерных программ, которые можно использовать для постановки бюджетирования:

         1) программы, предполагающие составление  бюджетов по международным стандартам  без серьезной их адаптации  к российским условиям (SAP/R3? «Project Expert», «Альт Инвест», «красный директор»);

         2) различные версии бухгалтерских  программ, которые позволяют организовать автоматизацию бюджетирования на базе форм установленной бухгалтерской отчетности («1С. Предприятие», «Галактика»);

         3) программное обеспечение, выполненное  на основе компьютерных баз  данных («Оракл», «Аксапта», «Инталев»  и др.) и позволяющее моделировать процессы бюджетирования в соответствии с пожеланиями клиента и его представлениями об управленческом учете.

    Информация о работе Разработка и внедрение бюджетирования на предприятии