Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 22:40, курсовая работа
Актуальность темы обусловлена тем, что на многих российских предприятиях отсутствует какая-либо система планирования. По некоторым данным 90% всех проблем с финансами на российских предприятиях связано с неграмотностью высшего руководства в вопросах управления финансами. Одной из причин является отсутствие у руководителей своевременной, полной и точной информации не только о будущем, но и о настоящем финансовом состоянии компании. С подобной проблемой столкнулись и на рассматриваемом предприятии.
Введение 3
1. Бюджетирование как часть системы управления предприятием 5
1.1. Содержание, цели и функции бюджетирования 5
1.2. Бюджет в системе планов предприятия 9
1.3. Основные этапы постановки бюджетирования на предприятии 26
2. Реализация и внедрение бюджетирования на предприятии 36
2.1. Общая характеристика предприятия и направления его деятельности 36
2.2. Разработка системы бюджетного управления 38
2.3. Оценка эффекта от внедрения бюджетирования на предприятии 45
Заключение 58 Литература 63
Компания – обязательный объект бюджетирования в независимости от того, является ли она независимым предприятием или входит в холдинг.
Бизнес - бизнес как вид (сфера) хозяйственной деятельности является основным объектом бюджетирования, более важным, чем само предприятие или компания. В одной компании одновременно может существовать несколько видов бизнесов, взаимосвязанных друг с другом технологически, организационно и финансово.
Структурные
подразделения – объекты
-
места возникновения затрат (МВЗ)
– не несут ответственности
за доходы, а отвечают только
за регулируемые или
- центры финансового учета – возможность контролировать и влиять на доходы и некоторые виды затрат (ЦФУ);
-
центры финансовой
1.2. Бюджет
в системе планов предприятия
Система планов – это результат процесса планирования. План включает основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового периода. По сути, план – это набор инструкций для менеджеров, описывающих, какую роль каждая часть организации должна играть в процессе достижения целей фирмы
Процесс планирования сложен и разнообразен. Этим определяется комплексный характер системы планов, которую можно разделить на следующие элементы.
- Общефирменные планы текущей деятельности, так называемые «хозяйственные планы», или «планы прибыли», рассчитываются на один год. С помощью планов текущей деятельности товары и услуги производятся и поставляются на рынок;
-
Текущие планы подразделений,
в том числе бюджетные,
Система планов на предприятии может быть систематизирована по различным классификационным признакам. Классификация планов представлена в данных табл. 2.
Классификационный признак |
Виды планирования |
1 | 2 |
1. По содержанию |
|
2. По уровню управления (в зависимости от числа линейных звеньев на предприятии) | 2.1. Корпоративное
(заводское) – на высшем 2.2. Цеховое – на среднем уровне; 2.3. Производственное – на нижнем уровне. Охватывает участки, бригады и рабочее место. |
3. По методам обоснования | 3.1. Рыночное;
3.2. Индикативное; 3.3. Административное (централизованное) |
4. По времени охвата | 4.1. Краткосрочное
(текущее) – до года;
4.2. Среднесрочное – в пределах 1-3 лет; 4.3. Долгосрочное (перспективное) – от 3 до 10 лет. |
5. По сфере применения |
|
6. По стадиям разработок | 6.1. Предварительное; 6.2. Окончательное. |
7. По степени точности | 7.1.Уточненное;
7.2. Укрупненное |
8. По типам целей | 8.1. Оперативное;
8.2. Тактическое; 8.3. Стратегическое; 8.4. Нормативное. |
Бюджет – это количественное воплощение плана, характеризующее доходы и расходы на определенный период, и капитал, который необходимо привлечь для достижения заданных планом целей. Данные бюджета планируют будущие финансовые операции, т.е. бюджет создается до выполнения предполагаемых действий. Это и определяет роль бюджета как основы для контроля и оценки эффективности деятельности предприятия.
Бюджеты имеют множество видов и форм; отдельные бюджеты, характеризующие промежуточные операции (закупка сырья и материалов, бюджет производства и т.п.), могут нести информацию только о расходах или только о доходах (бюджет продаж,) а укрупненные бюджеты (бюджетный отчет о прибылях и убытках, бюджет денежных средств) показывают как расходы, так и доходы организации.
Составление бюджетов является неотъемлемым элементом общего процесса планирования, а не только его финансовой частью. Обычно создание бюджетов осуществляется в рамках оперативного планирования. Исходя из стратегических целей фирмы, бюджеты решают задачи распределения редких экономических ресурсов, находящихся в распоряжении организации. Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспективам существования фирмы.
Основные требования к информации, содержащейся в бюджете, следующие: достаточность, неизбыточность, ясность и доступность. Конкретные формы составления бюджета каждое предприятие выбирает самостоятельно.
Классификацию
бюджетов также можно считать
дискуссионным вопросом. Мнения разных
авторов по этому вопросу представлены
в данных табл. 3.
Таблица 3
Классификация бюджетов
Авторы | Классификация бюджетов | ||
Группы | Подгруппы | Виды бюджетов | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Карпов А. Е. | Операционные | Функцио-нальные |
|
Бюджеты текущих проектов | В зависимости от видов проектов | ||
Инвестици-онные | -бюджет вывода
новой продукции
-бюджет освоения нового рынка сбыта
| ||
Бюджеты ЦФО | В зависимости от ЦФО | ||
Финансовые |
| ||
Хруцкий В.Е., Гамаюнов В. В. | Основные | - |
|
Операционные | - |
| |
Вспомогательные | - |
| |
Специальные | - |
| |
Стоянова Е. С. | Операционные | - |
|
Финансовые | - |
|
Несмотря на некоторые различия в классификациях, можно выявить две общие группы бюджетов, присутствующие у всех авторов: финансовые (у Хруцкого В.Е. и Гамаюнова В.В. - основные) и операционные.
Финансовые
(основные) бюджеты предназначены
для управления финансами предприятия,
оценки финансового состояния бизнеса
для выполнения определенных управленческих
задач. В финансовых бюджетах отражаются
объем и структура
Операционные бюджеты – это бюджеты, характеризующие доходы и расходы по операциям, планируемым на предстоящий период для отдельных объектов бюджетирования. Операционные бюджеты, прежде всего необходимы для более точного составления финансовых бюджетов, определения наиболее важных пропорций, ограничений и допущений, которые следует учитывать при составлении финансовых бюджетов.
Все авторы сходятся в одном мнении, что составление общего бюджета компании должно начинаться с операционных бюджетов, а именно, с бюджета продаж.
Далее
приводится характеристика видов бюджетов
наиболее характерных для
Бюджет продаж может составляться различными способами в зависимости от специфики хозяйственной деятельности компании. Общим при любом подходе к составлению бюджета продаж является определение в стоимостном выражении объема реализованной продукции или выручки от реализации.
Общий объем продаж компании может быть подсчитан двумя способами: по контрактам (заказам) или по продуктам (изделиям и услугам).
При формировании бюджета продаж составляется план-график продаж, в котором присутствует информация об объемах продаж в натуральном выражении, цена за единицу изделия и объемы продаж в стоимостном выражении. Все данные разбиваются по видам продуктов (изделий, услуг) и по месяцам планируемого периода.
Наряду
с планом-графиком в бюджете продаж
должен быть представлен график поступлений
денежных средств
от проданной продукции, т.к. фактическая
реализация продукции и поступление денежных
средств от нее часто не совпадают. Такой
график необходим для более точного составления
БДДС.
бизнеса
Корректировки
Рис.
2 Общая схема составления
Для
определения объемов
Информация о работе Разработка и внедрение бюджетирования на предприятии