Разработка и внедрение бюджетирования на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 22:40, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена тем, что на многих российских предприятиях отсутствует какая-либо система планирования. По некоторым данным 90% всех проблем с финансами на российских предприятиях связано с неграмотностью высшего руководства в вопросах управления финансами. Одной из причин является отсутствие у руководителей своевременной, полной и точной информации не только о будущем, но и о настоящем финансовом состоянии компании. С подобной проблемой столкнулись и на рассматриваемом предприятии.

Содержание

Введение 3

1. Бюджетирование как часть системы управления предприятием 5

1.1. Содержание, цели и функции бюджетирования 5

1.2. Бюджет в системе планов предприятия 9

1.3. Основные этапы постановки бюджетирования на предприятии 26

2. Реализация и внедрение бюджетирования на предприятии 36

2.1. Общая характеристика предприятия и направления его деятельности 36

2.2. Разработка системы бюджетного управления 38

2.3. Оценка эффекта от внедрения бюджетирования на предприятии 45

Заключение 58 Литература 63

Работа содержит 1 файл

курсовик Гуз.doc

— 454.50 Кб (Скачать)

     Компания  – обязательный объект бюджетирования в независимости от того, является ли она независимым предприятием или входит в холдинг.

     Бизнес - бизнес как вид (сфера) хозяйственной деятельности является основным объектом бюджетирования, более важным, чем само предприятие или компания. В одной компании одновременно может существовать несколько видов бизнесов, взаимосвязанных друг с другом технологически, организационно и финансово.

     Структурные подразделения – объекты бюджетирования, различающиеся технологией и  организацией бюджетного процесса:

     - места возникновения затрат (МВЗ)  – не несут ответственности  за доходы, а отвечают только  за регулируемые или контролируемые затраты (на уровень которых руководители МВЗ могут повлиять);

     - центры финансового учета –  возможность контролировать и  влиять на доходы и некоторые  виды затрат (ЦФУ);

     - центры финансовой ответственности  – несут ответственность за  все финансовые результаты. Как  правило, они имеют полную бюджетную  схему (ЦФО). 

    1.2. Бюджет  в системе планов предприятия 

     Система планов – это результат процесса планирования. План включает основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового периода. По сути, план – это набор инструкций для менеджеров, описывающих, какую роль каждая часть организации должна играть в процессе достижения целей фирмы

     Процесс планирования сложен и разнообразен. Этим определяется комплексный характер системы планов, которую можно разделить на следующие элементы.

  1. Стратегический (генеральный) план фирмы (часто составляется на 5 лет вперед).
  2. Общефирменные планы, составленные в продолжение стратегического плана и определяющие главные задачи развития организации. Основу этих планов составляет план развития.
  3. Оперативные планы организации:

     - Общефирменные планы текущей  деятельности, так называемые «хозяйственные  планы», или «планы прибыли», рассчитываются на один год. С помощью планов текущей деятельности товары и услуги производятся и поставляются на рынок;

     - Текущие планы подразделений,  в том числе бюджетные, дополняют  общефирменные планы текущей  деятельности.

  1. Помимо планов результатами процесса планирования являются программы (или планы-программы) и проекты.

     Система планов на предприятии может быть систематизирована по различным  классификационным признакам. Классификация  планов представлена в данных  табл. 2.

  •      

  • Таблица 2
  •      

  • Классификация системы планов
  • Классификационный признак

      Виды  планирования

    1 2
    1. По содержанию
      1. Технико-экономическое;
      2. Оперативно-производственное;
      3. Организационно-техническое;
      4. Социально-трудовое;
      5. Снабженческо-сбытовое;
      6. Финансовое;
      7. Бизнес-планирование;
      8. Стратегическое;
      9. Программное;
      10. и др.
    2. По уровню управления (в зависимости  от числа линейных звеньев  на предприятии) 2.1. Корпоративное  (заводское) – на высшем уровне  управления;

    2.2. Цеховое –  на среднем уровне;

    2.3. Производственное  – на нижнем уровне. Охватывает  участки, бригады и рабочее место.

    3. По методам обоснования 3.1. Рыночное;

    3.2. Индикативное;

    3.3. Административное (централизованное)

    4. По времени охвата 4.1. Краткосрочное  (текущее) – до года;

    4.2. Среднесрочное  – в пределах 1-3 лет;

    4.3. Долгосрочное (перспективное) – от 3 до 10 лет.

    5. По сфере применения
      1. Межцеховое;

  • Внутрицеховое;
  • Бригадное;
  • Индивидуальное.
  • 6. По стадиям разработок 6.1. Предварительное; 
    6.2. Окончательное.
    7. По степени точности 7.1.Уточненное;

    7.2. Укрупненное

    8. По типам целей 8.1. Оперативное;

    8.2. Тактическое;

    8.3. Стратегическое;

    8.4. Нормативное.

     

         Бюджет  – это количественное воплощение плана, характеризующее доходы и  расходы на определенный период, и  капитал, который необходимо привлечь для достижения заданных планом целей. Данные бюджета планируют будущие финансовые операции, т.е. бюджет создается до выполнения предполагаемых действий. Это и определяет роль бюджета как основы для контроля и оценки эффективности деятельности предприятия.

         Бюджеты имеют множество видов и форм; отдельные бюджеты, характеризующие промежуточные операции (закупка сырья и материалов, бюджет производства и т.п.), могут нести информацию только о расходах или только о доходах (бюджет продаж,) а укрупненные бюджеты (бюджетный отчет о прибылях и убытках, бюджет денежных средств) показывают как расходы, так и доходы организации.

         Составление бюджетов является неотъемлемым элементом  общего процесса планирования, а не только его финансовой частью. Обычно создание бюджетов осуществляется в  рамках оперативного планирования. Исходя из стратегических целей фирмы, бюджеты решают задачи распределения редких экономических ресурсов, находящихся в распоряжении организации. Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспективам существования фирмы.

         Основные требования к информации, содержащейся в бюджете, следующие: достаточность, неизбыточность, ясность и доступность. Конкретные формы составления бюджета каждое предприятие выбирает самостоятельно.

         Классификацию бюджетов также можно считать  дискуссионным вопросом. Мнения разных авторов по этому вопросу представлены в данных табл. 3. 

         Таблица 3

         Классификация бюджетов

    Авторы  Классификация бюджетов
    Группы Подгруппы Виды бюджетов
    1 2 3 4
    Карпов  А. Е. Операционные  Функцио-нальные 
    • бюджет продаж;
    • бюджет коммерческих расходов;
    • бюджет производства;  
    • бюджет производственных расходов;                    
    • бюджет закупок;        бюджет оплаты труда;                           
    • бюджет складирования;
    • бюджет транспортных расходов;
    • бюджет налогов;
    • бюджет административных расходов
    Бюджеты текущих проектов В зависимости  от видов проектов
    Инвестици-онные  -бюджет вывода  новой продукции

    -бюджет освоения  нового рынка сбыта

    • бюджет создания филиала
    • бюджет приобретения и ввода в эксплуатацию нового производственного оборудования
    • бюджет строительства объектов производственного и хозяйственного назначения.
    Бюджеты ЦФО В зависимости  от ЦФО
    Финансовые  
    • бюджет  доходов и расходов;
    • бюджет движения денежных средств;
    • бюджет по балансовому листу.
    Хруцкий В.Е., Гамаюнов В. В. Основные -
    • бюджет доходов и расходов;
    • бюджет движения денежных средств;
    • расчетный (прогнозный баланс);
      Операционные -
    • бюджет продаж;
    • бюджет запасов готовой продукции;
    • бюджет производства;
    • бюджет прямых материальных затрат;
    • бюджет прямых затрат на оплату труда;
    • бюджет прямых производственных затрат;
    • бюджет накладных расходов;
    • бюджет управленческих расходов;
    • бюджет коммерческих расходов.
    Вспомогательные -
    • план капитальных затрат;
    • кредитный план;
    • бюджет технической реконструкции производства.
      Специальные -
    • бюджет балансовой прибыли;
    • бюджет чистой прибыли;
    • бюджет НИОКР;
    • налоговый бюджет.
    Стоянова  Е. С. Операционные  -
    • бюджет продаж;
    • бюджет производства;
    • бюджет закупки/использования сырья и материалов;
    • бюджет по труду;
    • бюджет общецеховых расходов;
    • бюджет цеховой себестоимости;
    • бюджет общепроизводственных расходов;
    • бюджет производственной себестоимости;
    • бюджет коммерческих расходов;
    • бюджет административных расходов;
    • бюджет коммерческой себестоимости;
    • бюджетный отчет о прибылях и убытках
    Финансовые  -
    • бюджет капитальных вложений;
    • бюджет движения денежных средств;
    • бюджетный баланс.
     

           Несмотря на некоторые различия в классификациях, можно выявить две общие группы бюджетов, присутствующие у всех авторов: финансовые (у Хруцкого В.Е. и Гамаюнова В.В. - основные) и операционные.

         Финансовые (основные) бюджеты предназначены  для управления финансами предприятия, оценки финансового состояния бизнеса  для выполнения определенных управленческих задач. В финансовых бюджетах отражаются объем и структура предполагаемых источников средств и планируемые направления их использования. Финансовые бюджеты позволяют руководителям иметь всю необходимую информацию для оценки финансового положения компании и контроля за его изменением, для оценки финансовой состоятельности бизнеса и инвестиционной привлекательности проекта.

         Операционные  бюджеты – это бюджеты, характеризующие  доходы и расходы по операциям, планируемым  на предстоящий период для отдельных  объектов бюджетирования. Операционные бюджеты, прежде всего необходимы для  более точного составления финансовых бюджетов, определения наиболее важных пропорций, ограничений и допущений, которые следует учитывать при составлении финансовых бюджетов.

         Все авторы сходятся в одном мнении, что составление общего бюджета  компании должно начинаться с операционных бюджетов, а именно, с бюджета продаж. 

         Далее приводится характеристика видов бюджетов наиболее характерных для производственных структур в той последовательности, которая рекомендуется авторами Хруцким В.Е, Гамаюновым В.В. Общая  схема составления бюджетов показана в рис.2.

    1. Бюджет продаж объединяет информацию об объемах реализации, ценах и, соответственно, о выручке от реализации. Он является отправной точкой всего процесса бюджетирования и наиболее спорным моментом. Термин «планирование продаж» необходимо отличать от термина «прогнозирование продаж». Последний термин отражает оценку, предсказание, которое впоследствии может стать, а может и не стать бюджетом продаж. Прогноз превращается в бюджет, если допускается его реальность.

           Бюджет продаж может составляться различными способами в зависимости от специфики хозяйственной деятельности компании.  Общим при любом подходе к составлению бюджета продаж является определение в стоимостном выражении объема реализованной продукции или выручки от реализации.

         Общий объем продаж компании может быть подсчитан двумя способами: по контрактам (заказам) или по продуктам (изделиям и услугам).

         При формировании бюджета продаж составляется план-график продаж, в котором присутствует информация об объемах продаж в натуральном выражении, цена за единицу изделия и объемы продаж в стоимостном выражении. Все данные разбиваются по видам продуктов (изделий, услуг) и по месяцам планируемого периода.

         Наряду  с планом-графиком в бюджете продаж должен быть представлен график поступлений денежных средств от проданной продукции, т.к. фактическая реализация продукции и поступление денежных средств от нее часто не совпадают. Такой график необходим для более точного составления БДДС.  

  •                

  •               Бюджеты отдельного бизнеса
  •                      бизнеса

                          Корректировки

                         

     
     

         Рис. 2 Общая схема составления бюджетов предприятия 

         Для определения объемов производства необходимо знать общий объем продаж и его распределение внутри бюджетного периода (в соответствии с бюджетом продаж), товарные остатки на начало бюджетного периода и установить такие целевые нормативы, как товарные остатки и запас готовой продукции на начало и на конец каждого бюджетного подпериода (месяца) и всего периода (года). Поэтому вначале составляют бюджет запасов готовой продукции, а затем на базе двух операционных бюджетов (бюджета продаж и бюджета запасов готовой продукции) можно разработать бюджет производства.

    1. Определенный уровень запасов готовой продукции необходим для повышения ритмичности поставок, хотя это сопряжено с дополнительными издержками производства и реализации. Бюджет запасов готовой продукции составляют для того, чтобы точнее отразить эти запасы в расчетном балансе.

    Информация о работе Разработка и внедрение бюджетирования на предприятии