Рассмотрение эколого-экономической эффективности внедрения нового природоохранного оборудования на примере предприятия ОАО «Юграторг»

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 05:09, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение эколого-экономической эффективности внедрения нового природоохранного оборудования на примере предприятия ОАО «Юграторг».
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является экономический и экологический эффект от внедрения природоохранного оборудования.
Субъектом исследования выступает ОАО «Юграторг».

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 767.00 Кб (Скачать)

       величина фактической массы  выбросов;

      величина установленной массы лимитов выброса;

     5 — повышающий коэффициент.

     В случае отсутствия у природопользователя  оформленного в установленном порядке  разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся  масса загрязненных веществ учитывается как сверхлимитная, а плата за загрязнение ОПС в таких случаях определяется так же, как при сверхлимтном загрязнении.

     Платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы осуществляются за счет себестоимости  продукции (работ, услуг), а платежи за их превышение — за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя.

     Предельные  размеры платы за загрязнение  ОПС сверх пре дельно допустимых нормативов устанавливаются в процентах  от прибыли,  остающейся  в распоряжении  природопользователя, дифференцированно по отдельным отраслям народного хозяйств с учетом их экономических особенностей. Если указанные платежи или превышают размер прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя, то специально уполномоченными государственными органами в области охраны ОПС, санитарно-эпедемиологического надзора и соответствующими органами исполнительной власти может быть рассмотрен вопрос о приостановке или прекращении деятельности соответствующего предприятия, учреждения, организации.

     Плата за загрязнение ОПС, по Определению Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 г. № 284-0, не является налоговым платежом, т.е. данная плата относится к неналоговым платежам. С позиции конституции РФ эта плата является фискальным сбором. Поэтому меры налоговой ответственности в случае возможных нарушений, перечисленных в НК РФ, к плате за загрязнение ОПС не применяются.

     Расчетным периодом платы за загрязнение ОПС  является квартал. Поэтому перечисление средств за загрязнение ОПС осуществляется раз в квартал до 20 числа месяца, следующего за отчётным периодом. Все поступления за загрязнение ОПС распределяются между уровнями бюджетной системы РФ следующим порядком — 19% направляются в федеральный бюджет, а 81% — в консолидированные бюджеты субъектов РФ. Следует сказать, что внесение платы за загрязнение ОПС не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий охране ОПС и рациональному использованию природных ресурсов, а также от возмещения в полном объеме вреда, причиненного ОПС, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству

3.3 Образование и  размещение отходов  на предприятии ОАО «Юграторг»

     На  любом предприятии в связи  с его хозяйственной деятельностью  образуются отходы. И всё эти отходы должны утилизироваться на специальных  полигонах, чтоб наносить минимальный вред окружающей природной среде.

     ОАО «Юграторг» в связи со своей деятельностью  образует отходы с первого по пятый  класс опасности, которые в свою очередь утилизируются в специальные  мусорные контейнеры. Надо отметить богатый  ассортимент отходов, это происходит из-за того, что предприятие занимается различными видами деятельности: осуществление торгово-закупочной деятельности,  производство продовольственных товаров, оказание транспортных услуг, оказание услуг общественного питания

       У ОАО «Юграторг» заключены договора, связанные с размещением и утилизацией отходов, со сторонними организациями.

  1. Договор на оказание услуг по вывозу и захоронению ТБО с Муниципальным Дорожно-эксплутационным предприятием Муниципального образования города Ханты-Мансийск (Приложение 10)

     В ходе этого договора Муниципальное  Дорожно-эксплутационное предприятие  Муниципального образования города Ханты-Мансийск оказывает услуги по сбору и вывозов отходов с  четвёртого и пятого класса опасности, а ОАО «Юграторг» обязуется оплатить оказанные услуги. ОАО «Юграторг» в связи с договором обязано:

     1. Содержать в надлежащем санитарном состоянии свою территорию и места складирования ТБО

     2. Обеспечить беспрепятственный подъезд машины к месту складирования ТБО и обратно

     3. Осуществлять плату за загрязнение окружающей среды от захоронения ТБО на полигоне.

  1. Договор купли-продажи лома и отходов чёрных металлов с ЗАО «Тюменьвтормет»

     В ходе этого договора «Тюменьвтормет»  покупает у ОАО «Юграторг» лом  и отходы чёрных металлов, причём доставка лома и отходов чёрных металлов осуществляется за счёт ОАО «Юграторг» согласно установленными расценками.

  1. Договор на оказание услуг по утилизации отходов с Муниципальным унитарным предприятием города Кургана «Меркурий»

     В ходе этого договора Муниципальное унитарное предприятие города Кургана «Меркурий» оказывает услуги по утилизации отработанных ртутьсодержащих ламп, приборов и металлической ртути, а ОАО «Юграторг» обязуется оплатить оказанные услуги. ОАО «Юграторг» в связи с договором обязано за свой счёт доставить отработанные ртутьсодержащие лампы, приборы и металлическую ртуть.

     Надо  отметить, что ОАО «Юграторг» не имеет своего полигона для захронения отходов и не вкладывает инвестиции в природоохранную деятельность, по этому плата за негативное воздействие на окружающую среду высокая.

     Рассмотрим  динамику загрязнения окружающей природной  среды ОАО «Юграторг» за три года

     Таблица 9 –Загрязнение окружающей природной среды отходами ОАО «Юграторг» в тоннах

Класс опасности Года
2005 2006 2007 2008 2009
I 0,025 0,03 0,005 0,076 0,03
II 0,109 0,12   0,144 0,183
III 0,531 0,873 0,161 0,46 0,67
VI 72,426 109,803 100,122 0,152 50,655
V 278,236 325,72 473,66 792,386 745,823
Итого 351,327 463,546 573,948 793,218 797,344
 

     По  данным таблицы видна тенденция  увеличения общей массы отходов на предприятии за последние пять лет. По этому рассмотрим данные за 2009 год

3.4 Расчёт нормативов образования отходов

     Любое предприятие не может вести свою деятельность, при этом, не неся отрицательного влияния на окружающую среду.  На каждом предприятии существуют нормативы на образование отходов. Смысл нормативов в том, что если предприятие будет регулировать, свою политику по обращению с отходами, и загрязнять окружающую среду в соответствии с нормативами, то у предприятия не будет экономических издержек, в области охраны окружающей природной среды.

     Так как основная доля отходов составляет отходы пятого класса опасности, именно по этому мы решили рассмотреть расчёт нормативов по ним 

     Таблица 10 — Нормативы образования некоторых отходов

Наименование  вида отхода Формула расчёта  норматива Расчёт норматива
Аккумуляторы  свинцовые отработанные неповреждённые с неслитым электролитом

 – количество аккумуляторов,  шт

– средняя масса аккумуляторов, кг

– норматив зачёта при сдаче (90%)

– срок фактической эксплуатации, для автотранспорта 2 года

Отходы упаковочного картона, незагрязненные

– количество коробок

– доля коробок остающихся чистыми

– средняя масса одной коробки

Отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства

– годовой расход бумаги на предприятии

– удельный норматив образования  отхода (10%)

Лом чёрных металлов несортированный

– Число единиц автотранспорта

– масса метала

– нормативный коэффициент образования  лома черных металлов (для автомобилей 0,016)

=3,315

 

     

3.2 Плата за размещение, вывоз и захоронению отходов

     В соответствии с федеральным законом  «Об охране окружающей среды», в  Российской Федерации принята система  двухставочных платежей.

     Плата за загрязнение в пределах установленных  лимитов. Она включается в себестоимость  товара, услуги.

     Плата за сверхлимитное загрязнение, эту плата платится из прибыли организации.  Рассчитаем плату за загрязнение окружающей природной среды, по пятому классу опасности, так как большая часть выбросов отходов пятого класса опасности в структуре отходов

     Найдём  коэффициент, учитывающие различные экологические и экономические факторы по формуле (2)

     

     Рассчитаем  плату за лимитное и сверхлимитное  загрязнение окружающей природной  среды по формулам (3,4), учитывая, что норматив платы за размещение отходов пятого класса опасности для прочих отраслей равен 8 тонн.

     И при сверхлимитном загрязнении  плата увеличивается в пять раз

К сумме которая влияет на прибыль организации относят, плату за сверхлимитное загрязнение и плату за вывоз и захоронение отходов, которая рассчитывается по формуле (3) 

                                                     (5)

     Где — сумма, уменьшающая прибыль предприятия, связанная со сверхлимитным загрязнением

       — плата за сверхлимитное загрязнение

       — плата за транспортировку и захранение отходов с учётом работы пресса 

 

     Таблица 11. – Расчёт платы за размещение отходов за 2009

Наименование  отхода Лимит, т Фактическое образование отходов в 2009 году, т Коэффициент, учитывающие различные факторы Нормативы платы  за выброс 1-й тонны. руб Плата за лимитное загрязнение, руб

(2х4х5)

Плата за сверхлимитное  загрязнение, руб

(3-2)х4x5

1 2 3 4 5 6 7
I класс опасности

Ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак

0,273 0,03 5,676 8 12,4  
II класс опасности

Аккумуляторы  свинцовые отработанные неповреждённые с неслитым электролитом

0,273 0,183 5,676 8 12,4  
III класс опасности

Масла моторные отработанные

0,061 0,67 5,676 8 2,77 183,25
IV класс опасности

Мусор от бытовых помещений организаций несортированный

40,926 50,472 5,676 8 1858,37 2217,3
Покрышки  отработанные 1,664 0,15 5,676 8 75,56  
Отходы  смеси затвердевших разнородных  пластмасс 0,026 0,08 5,676 8 1,18 12,25
Тара  и упаковка из чёрных металлов, незагрязнённая потерявшая потребительские свойства 0,028 0,035 5,676 8 1,27 1,6
V класс опасности

Электрические лампы накаливания отработанные и брак

0,017 0,02 5,676 8 0,77 0,7
Отходы  от уборки территории и помещений  объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами 14,535 17,926 5,676 8 660 769,9
Отходы  от уборки территории и помещений  объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами 208,105 356,670 5,676 8 9449,63 33730,2
Полителеновая тара повреждённая 14,8 18,252 5,676 8 672,04 783,75
Отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства 0,468 0,577 5,676 8 21,25 24,75
Отходы упаковочного картона, незагрязненные 285 351,478 5,676 8 12941,28 15093,15
Лом чёрных металлов несортированный 3,315 0,9 5,676 8 150,53  
Всего 569,491 797,443     25859,45 52771,85
Итого плата за сброс. Руб 78631,3
Плата за перевозку и захоронение отходов. Руб. 1649957,72
Итого сумма. Руб 1728589,02
Сумма, уменьшающая прибыль предприятия. Руб. 1702729,57

Информация о работе Рассмотрение эколого-экономической эффективности внедрения нового природоохранного оборудования на примере предприятия ОАО «Юграторг»