Рассмотрение эколого-экономической эффективности внедрения нового природоохранного оборудования на примере предприятия ОАО «Юграторг»

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 05:09, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение эколого-экономической эффективности внедрения нового природоохранного оборудования на примере предприятия ОАО «Юграторг».
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является экономический и экологический эффект от внедрения природоохранного оборудования.
Субъектом исследования выступает ОАО «Юграторг».

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 767.00 Кб (Скачать)

     Коэффициент погашения дебиторской задолженности с 2005 по 2007 года увеличилась на 52,22 дня, в 2008 показатель уменьшился на 25,23 дней по сравнению с показателем 2007 года. В 2009 году показатель увеличился в два раза по сравнению с показателем 2008 года, и составил 100,93 дней. За период пяти лет коэффициент погашения дебиторской задолженности увеличился на 369%, или на 79,44 дней.

     Оборачиваемость собственного капитала возрастала с 2005 по 2008 год. Рост показателя составил 4,89 оборотов.  В 2009 году оборачиваемость собственного капитала уменьшилась 1,2 оборота. Всего за пять лет произошло увеличение оборачиваемости собственного капитала на 3,69 оборотов, или на 81%.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  ОАО «Юграторг» обладает нормальными показателями финансового состояния, и успешно осуществляет свою деятельность на рынке города Ханты-Мансийска. Хоть и некоторые показатели, такие как оборачиваемость запасов в оборотах и днях по упали по сравнению с показателями 2008 года, основные же финансовые показатели, такие как выручка, чистая прибыль, чистая рентабельность, фондоотдача, растут. Но надо отметить, то, что уровень роста этих показателей с 2008 по 2009 год, значительно уменьшился, по сравнению с периодом с 2007 по 2008 год.

    3 Эколого-экономическая  эффективность мероприятий  по обращению с  отходами

3.1 Современное состояние  образования и  утилизации отходов  в Ханты-Мансийском  Автономном округе

 

     В соответствии с федеральным законом  «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимают остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. [15;3]

     Все образующиеся отходы делят на отходы производства и потребления, которые могут находиться в газообразном, жидком, пастообразном или твердом состоянии, представляя собой различную степень опасности и токсичности для окружающей природной среды и человека. Отходы в зависимости от токсичности химических веществ, содержащихся в них, проявляют различную степень воздействия на окружающую среду и могут быть чрезвычайно опасными (относящиеся к I классу токсичности), высоко опасными (II класс), умеренно опасными (III класс), малоопасными (IV класс) и практически не опасными (V класс)

     

     Рисунок 2. Классификация отходов по их агрегатному состоянию и опасности воздействия на природную среду

 

     В соответствии с  федеральным законом «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимают остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. [15;3]

     За 2007 год на учтенных полигонах и  санкционированных свалках было размещено 760 тыс. тонн твердых бытовых отходов.

     По  данным Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности, в округе задействовано 44 полигона для размещения бытовых и производственных отходов, 189 свалок в городах, городских и сельских поселениях, из которых 129 несанкционированных.

     Площадь, занятая свалками и полигонами, составляет 539,23 га. Кроме того, ежегодно обнаруживается порядка 20 мест несанкционированного складирования отходов (места захламления земель). [13;78]

     На  сегодняшний день мы вынуждены констатировать, что эксплуатация практически всех муниципальных полигонов ТБО в автономном округе осуществляется со значительными отклонениями от проектов. Руководство предприятий, эксплуатирующих полигоны, рассматривает положительные заключения государственной экологической экспертизы только как некую индульгенцию, дающую возможность оформить лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов и установлению лимитов на размещение отходов. В результате постоянно увеличивается негативное воздействие полигонов на окружающую среду.

     В ряде случаев проекты строительства  полигонов подлежат корректировке в части отклонения от проектных решений и повторно подлежат государственной экологической экспертизе.

     Основные  отклонения от проектных решений, отмечаемые при эксплуатации полигонов ТБО, и связанные с ними экологические  последствия заключаются в следующем:

     1. Не проводятся работы по строительству дренажных систем для перехвата, сбора и отвода фильтрата либо дренажная канава захламлена отходами. В результате фильтрат в нарастающих объемах продолжает поступать в подземные и поверхностные воды

     Пренебрежение строительством дренажных систем и  их захламление приводят к негативным последствиям:

     - отмечается планомерный рост концентраций загрязнителей в подземных водах ниже по стоку от полигона;

     - происходит значительное загрязнение поверхностных вод.

     2. Ненадлежащее выполнение требований проекта по строительству противофильтрационных экранов, в некоторых случаях гидроизоляция на полигонах вообще отсутствует. Отсутствие гидроизоляции полностью сводит на нет природоохранную роль полигонов

  1. Отсутствие запроектированных вокруг полигонов ограждений может иметь негативные последствия, связанные с ветровым разносом отходов.
  2. Отмечается отсутствие контрольно-дезинфицирующих зон, что приводит к нарушению санитарно-гигиенических нормативов и свидетельствует о невыполнении проектных решений.
  3. Отсутствуют контрольные скважины для контроля грунтовых вод. Нет своевременной изоляции слоев отходов, пунктов радиометрического контроля.
  4. Отсутствует экологический мониторинг за состоянием компонентов окружающей природной среды на объектах размещения отходов.

     Слабый  контроль над потоками отходов потребления приводит к тому, что часть их размещается несанкционированно. При этом повсеместно распространена практика учета ТБО по объему, а не по массе, что приводит к необоснованному завышению нормативов накопления ТБО, затруднениям в учете.

     В Ханты-Мансийском автономном округе большая  часть производственных отходов  образуется на предприятиях нефтегазового  комплекса, в основном это производственные отходы 3-4 класса опасности для окружающей природной среды, которые образуются в технологических процессах при бурении скважин, при добыче, транспортировке, подготовке и хранении нефти.

     В настоящее время на территории округа действует 19 полигонов для размещения промышленных отходов, 16 из них принадлежат нефтедобывающим компаниям и предназначены для размещения и нефтепереработки отходов

     Таким образом, мы наблюдаем, что в округе существует проблема с отходами производства и потребления.

3.2 Экономическое регулирование обращения с отходами

 

     Взимание  платежей за размещение отходов регулирует утвержденный Правительством РФ от 28 августа 1992 г. № 632 порядок определен и платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия. Данный порядок распространяется на физические и юридические лица (в том числе иностранные), осуществляющие любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую среду:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязненных веществ,  стационарными и передвижными источниками;
  • сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

     • размещение отходов производства и потребления;

     • другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т. п.).

     За  загрязнение окружающей природной  среды (ОПС) установлены два вида базовых нормативов платы в рублях за выбросы одной тонны и 1( ) загрязняющих веществ:

     1) в пределах допустимых нормативов 

     2) в пределах установленных лимитов.

     Эти нормативы установлены по каждому  ингредиенту загрязняющего вещества (отхода) с учетом вредного воздействия  и степени опасности их для  ОПС и здоровья населения. Например, перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых стационарными источниками, включает в себя 210 наименований.

     Плата за размещение отходов производства и потребления разделяется на пять классов опасности для ОПС: 1-й класс — чрезвычайно опасные; 2-й класс — высокоопасиые; 3-й класс — умеренно опасные; 4-й класс — малоопасные и 5-й класс — практически неопасные.

     Для отдельных регионов и бассейнов  рек РФ к базовым нормативам платы  устанавливаются коэффициенты, учитывающие  экологические факторы.

     Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных  лимитов применяются с использованием коэффициентов:

     1,3 — при размещении на специализированных  полигонах и промышленных площадках,  оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия;

     0 — при размещении в соответствии  с установленными требованиями  отходов, подлежащих временному  накоплению и фактически использованных  в течение одного года с момента размещения в собственном производстве в соответствии технологическим регламентом или переданных для использовали в течение отчетного периода либо одного года с момента обивания отходов.

     Дифференцированные  ставки платы за загрязнение ОПС ( ) определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы:

                                                              (1)

      — базовый норматив платы;

      коэффициент, учитывающие различные экологические и экономические факторы.

                                                 (2)

     Где – коэффициент, учитывающий инфляцию в регионе

       – коэффициент индексации  платы за негативное воздействие  на окружающую среду

       – коэффициент экологической  значимости территории

       – коэффициент, учитывающий  наличие особо охраняемых территорий

       – коэффициент учитывающий  загрязнение на территории города

     Плата за загрязнение ОПС ( ), не превышающее установлениях природопользователю предельно допустимых нормативов выбросов, сбросов, определяется путем умножения соответствующих ставок платы за величину указанных видов загрязнения с последующим суммированием полученных произведений по видам загрязнений

     где — дифференцированные ставки за загрязнение ОПС отдельным веществам;

      — виды загрязнений ОПС.

     Плата за загрязнение ОПС в пределах установленных лимитов ( ) определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми и выбросами, сбросами и суммирования полученных произведении видам загрязнений:

               (3)

     где   — ставки платы;

      — установленные лимитные выбросы  веществ; — установленные предельно допустимые выбросы веществ.

     Плата за сверхлимитное загрязнение ОПС ( ) определят путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент:

                (4)

     где — соответствующие ставки платы за загрязнена ОПС в пределах установленных лимитов;

Информация о работе Рассмотрение эколого-экономической эффективности внедрения нового природоохранного оборудования на примере предприятия ОАО «Юграторг»