Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 20:16, курсовая работа
В чем проблема российской автопромышленности? Уже многие годы остро стоит этот вопрос. И может быть одной из причин этой проблемы является то, что на всей нашей необъятной стране существует не так много предприятий автопромышленности.
Введение 2
1. Краткая история АвтоВАЗа 3
2. Феномен «АвтоВАЗа» 6
3. Государственное управление «АвтоВАЗом» 7
4. Партнерство с Renault 9
5. Что делать «АвтоВАЗу»? 12
Заключение 13
Библиография: 155
Введение 2
1. Краткая история АвтоВАЗа 3
2. Феномен «АвтоВАЗа» 6
3. Государственное управление «АвтоВАЗом» 7
4. Партнерство с Renault 9
5. Что делать «АвтоВАЗу»? 12
Заключение 13
Библиография: 155
В чем проблема российской автопромышленности? Уже многие годы остро стоит этот вопрос. И может быть одной из причин этой проблемы является то, что на всей нашей необъятной стране существует не так много предприятий автопромышленности:
Ну так что же - сильно развита автопромышленность у нас в стране или слабо, решайте сами.
Цель моей работы – выяснить, в чем же проблемы российской автопромышленности. И хотел бы я это сделать на примере «АвтоВАЗа». Почему именно «АвтоВАЗ»? Во-первых, это предприятие довольно известно в нашей стране и занимает важное место в нашем государстве. Во-вторых, мне очень интересно, что стало с «АвтоВАЗом» за последние десятилетия, почему он так низко пал в лице граждан нашей страны. Почему он стал объектом анекдотов и усмешек.
В своей работе я попробую дать ответ также на следующий вопрос: что необходимо сделать сегодня на «АвтоВАЗе», чтобы спасти его положение? А для того чтобы дать ответ на этот вопрос, необходимо знать следующие: что обеспечивало беспрецедентную устойчивость «АвтоВАЗа» в самые сложные моменты затянувшегося экономического и промышленного кризиса в России в период с 1991 по 2005 гг.; что привнесло государственное управление «АвтоВАЗом» в период с 2006 года и по настоящее время; что следует ожидать «АвтоВАЗу» от своего стратегического партнера Renault.
«АвтоВАЗ» - крупнейший производитель легковых автомобилей в России.
Решение о строительстве автозавода мощностью 660 000 машин в городе Тольятти (Самарская область) было принято в 1966 году. Техническим партнером проекта стал итальянский автоконцерн Fiat.
Уже в августе 1970 года с конвейера завода сошел первый автомобиль «ВАЗ-2101», прототипом которого был Fiat-124. «ВАЗ-2101» стал родоначальником семейства автомобилей «Жигули», так называемой классики, производство которых продолжается по сегодняшний день.
В 1984 году завод начал производство переднеприводных автомобилей семейства LADA, на платформе которого АвтоВАЗ до сих пор выпускает свои новинки.
В 2005 году основным собственником
автозавода стала госкорпорация
«Ростехнологии». В 2008 году эта госкорпорация
и миноритарный акционер инвесткомпания
«Тройка Диалог» продали
Кроме того, «АвтоВАЗ» приобрел у Renault за 200 млн. евро лицензий на двигатели и автомобильные платформы R90 и F90 (сейчас выпускаются под брендами Logan MCV и Van), а также BO (на ней разработан автомобиль Renault Sandero). Первоначально планировалось начать производство автомобилей на купленных платформах к 2012 году.
Основная проблема предприятия – отсутствие качественного и современного продукта (одна из причин этого низкая у российских производителей культура российского народа, о чем я буду говорить дальше). За последние 10 лет «АвтоВАЗ» выпустил всего две новинки: Lada Kalina и Lada Priora, сделанные на базе платформы LADA, которая, напомню, была разработана в 1984 году. Компания сама признает, хотя и непублично, что выпускает автомобили «чрезвычайно низкого» качества (об этом говорилось в презентации бизнес-плана компании, которая стала достоянием СМИ в начале октября 2009 года).
Теперь немного об экономическом кризисе. Как он повлиял на «АвтоВАЗ» и как с ним боролось предприятие? Экономический кризис поставил предприятие на грань банкротства. Чтобы его избежать, «АвтоВАЗ» в сентябре 2009 года решился на радикальные и непопулярные меры: предложил уволить около 27 600 работников из более чем 100 000 человек. Против этого выступило правительство страны. Во время визита на завод первый вице-премьер Игорь Шувалов назвал «огромные цифры» увольнений «враньем», заявив тогда следующие слова: «Называют огромные цифры увольнений и сокращений. Никаких таких увольнений и сокращений на предприятии не планируется. Это все вранье. Никто не позволит, чтобы такое решало только руководство АвтоВАЗа»1. Тем не менее, к январю 2010 года на «АвтоВАЗе» было уволено 22 400 человек, еще 11 500 оформили пенсию, 2300 – досрочную пенсию.
Но главным инструментов санации была названа помощь акционеров: менеджмент предложил провести докапитализацию компании на сумму 70 млрд. рублей.
Российское правительство летом 2009 года предоставило «Ростехнологиям» для «АвтоВАЗа» уникальную по своему размеру субсидию на 25 млрд. рублей, в свою очередь, посчитав, что к спасению завода должен подключится и Renault. В октябре 2009 года премьер Путин выступил с заявлением, которое многие назвали «ультиматумом». Он сказал, что доля французской компании будет «размыта», если она не окажет финансовую помощь «АвтоВАЗу». Эта тема обсуждалась с представителями Renault на беспрецедентно высоком с российской стороны уровне – вице-президента французской компании Кристиана Эстева принимал Путин. Оппозиционный профсоюз «Единство» между тем написал обращение к Путину с предложением разместить в цехах «АвтоВАЗа» военное производство.
Обещанные переговоры с руководством Renault-Nissan прошли в ноябре 2009 года. Российская делегация в составе премьер-министра Владимира Путина и совета директоров «АвтоВАЗа» побывала в Париже, где обсудила с зарубежным акционером варианты спасения российского автопрома. В результате была достигнута договоренность, что французская сторона возьмет на себя всю технологическую работу по запуску в Тольятти нового совместного производства автомобилей на базе платформы ВО, а также двигателей для этих машин. Renault обязалась инвестировать 240 млн. евро в виде поставок оборудования и технологической документации, еще 60 млн. евро «живыми» деньгами вложит Nissan. При этом в Renault настояли на сохранении своей доли в 25% акций «АвтоВАЗа», отказавшись от ее возможного увеличения и, тем самым, не принимая на себя ответственность за весь завод.
За два кризисных года долг «АвтоВАЗа» увеличился более чем в два раза – с 38,8 млрд. рублей на конец 2007 года до 79,3 млрд. рублей на конец 2009 года. Падение платежеспособности населения резко снизило спрос на продукцию автопроизводителя – в 2009 году завод изготовил 337 784 автомобилей и машинокомплектов против 801 563 штуки в 2008 году. Все это привело к убыткам по итогам 2009 года почти в 50 млрд. рублей.2 Автозаводу срочно требовалась помощь, и в рамках спасения предприятия в 2009-2010 годах «АвтоВАЗ» получил 65 млрд. рублей из бюджета России в виде беспроцентной ссуды. Помимо денежных вливаний автопроизводителю была оказана и косвенная поддержка: в марте 2010 года была запущена программа утилизации старых автомобилей – взамен сданной старой машины можно получить скидку в 50 000 рублей на покупку нового автомобиля. За семь месяцев 2010 года «АвтоВАЗ» продал 272 600 автомобилей, что на 28,4 % больше, чем годом раньше.
Информация о работе Проблемы российского автопрома на примере АвтоВАЗа