Показатели |
2008
|
2009
|
2010
|
Общий объем доходов,
в том числе |
2 330,6 |
2 669,5
|
3 179,8
|
за счет страховых
взносов, в % к доходам |
1020,6
43,8%
|
1175,6
44,0% |
1335,2
42,0% |
за счет федерального
бюджета, из них
|
1280,3
|
1 456,4 |
1801,4
|
на выплату базовой
части пенсии |
707,7
|
876,6
|
1033,0
|
средства пенсионных
накоплений на конец года |
652,7
|
898,0
|
1 183,5 |
суммарные поступления от ЕСН в федеральный бюджет |
442,8
|
506,0 |
573,7 |
2.3 Анализ расходной
части бюджета Пенсионного Фонда
РФ
Согласно статье 147 Бюджетного
Кодекса РФ – расходование средств
государственных внебюджетных фондов
осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством
Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации, регламентирующим их деятельность,
в соответствии с бюджетами указанных
фондов, утвержденными федеральными законами,
законами субъектов Российской Федерации.
Согласно данным таблицы 2, общий объем
расходов на 2008год составил 2099,9 млрд. руб.,
на 2009 – 2464,8млрд. руб., на 2010 - 2877,8 млрд.
руб. Выплата трудовых пенсий, на период
2008 -2010гг. увеличиться на 620,1 млн. руб., в
том числе страховой части на +303,4 млн.
руб. Расходы, связанные с осуществлением
ежемесячной денежной выплаты на 2008 год
составляют 251,7 млрд. руб., на 2009 год составляют
266,5 млрд. руб., на 2010 год-282,2 млрд. руб. Финансовое
и материально-техническое обеспечение
текущей деятельности ПФР на 2008 год-46,9
млрд.руб., а на 2009 и 2010 будет составлять
49,1 млрд.руб.
Таблица-2 Расходы бюджета ПФР за 2008-2010гг.
Показатели
|
2008 |
2009
|
2010
|
Общий объем расходов,
в том числе |
2 099,9 |
2 464,8 |
2 877,8
|
Выплата трудовых пенсий, в том числе страховой части |
1 615,2
929,2 |
1 923,5
1073,0 |
2 235,3
1 232,6
|
Социальные пенсии |
66,6 |
85,8 |
102,2
|
Расходы на осуществление
ежемесячной денежной выплаты (монетизация
льгот)
|
251, 7
|
266,5 |
282,2
|
Финансовое и материально-техническое
обеспечение текущей деятельности ПФР
|
46,9 |
49,1 |
49,1
|
Расходы на выплату «материнского
капитала» |
-
|
- |
55
|
3. Направления дальнейшего
совершенствования ПФР
С 1 января 2010
года вступило в силу два Федеральных
закона, направленные на дальнейшее совершенствование пенсионной
реформы.
Валоризация
пенсий-с 1 января 2010 будет производиться
увеличение размеров трудовых пенсий
через повышение (валоризацию) пенсионных
прав граждан, приобретенных ими до 01.01.2002
на 10 %, а также на 1 % за каждый полный год
общего трудового стажа до 1 января 1991
года. При этом продолжительность указанного
общего трудового стажа ограничению не
подлежит.
Повышение пенсий
до уровня минимального прожиточного
уровня. С 2010 года законодательно установлено,
что сумма пенсии и социальных выплат
(ЕДВ, региональные надбавки к пенсии и
др.), причитающихся пенсионеру, должна
быть не меньше официального прожиточного
минимального уровня пенсионера, установленного
в регионе по его месту жительства или
пребывания. Для этого неработающим пенсионерам,
у которых совокупный объем социальных
выплат, меньше прожиточного минимума,
будет назначена федеральная или региональная
социальная доплата к пенсии.
Замена ЕСН
страховыми взносами-с 1 января 2010 года в России
упразднился единый социальный налог.
Вместо него ввели страховые взносы во
внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ,
Фонды обязательного медицинского страхования,
Фонд социального страхования. С 2011 года
увеличился тариф страховых взносов до34%,
из которых 26% составляют взносы в ПФР.
В 2010 году уровень взносов в государственные
внебюджетные фонды остался на уровне
2009 года (в частности, размер взносов в
ПФР составил 20%).
Переход на новую
систему уплаты страховых взносов-с 2010 года изменена система
взимания страховых взносов в государственные
внебюджетные фонды. Страховые взносы
уплачиваются по полной ставке с заработка,
не превышающего 415 тысяч рублей в год,
а заработок свыше этой суммы вообще страхованию
не подлежит и, соответственно, страховые
взносы с него в государственные внебюджетные
фонды не взимается. Размер максимального
страхового заработка индексируется ежегодно
в соответствии с ростом средней заработной
платы.
Стимулирование более позднего выхода на
пенсию-государство поощряет более поздний
выход работников на пенсию без директивного
увеличения пенсионного возраста. За точку
отчета берут трудовой стаж – 30 лет для
мужчин и 25 лет для женщин. За каждый год
переработки к 2015 году фиксированный базовый
размер страховой части пенсии будет увеличен
на 6%, а если человек отработал меньше
этой нормативной величины, то будет уменьшен
на 3% за каждый неотработанный год.
Изменения порядка
формирования и начисления пенсии.
Объединение базовой и страховой части
пенсии, страховой стаж-с 2010 года базовая
часть трудовой пенсии по старости вошла
в состав страховой части трудовой пенсии
по старости. В результате трудовая пенсии
по старости будет составлять из страховой
части трудовой пенсии по старости и (для
лиц родившихся после 1967 года) накопительной
части трудовой пенсии по старости.
Социальные доплаты до регионального
прожиточного минимума-с 2010 года законодательно
установлено, что сумма пенсии с учетом
других социальных выплат (ЕДВ, дополнительного
материального (социального) обеспечения
и мер социальной поддержки граждан, установленных
законодательством субъекта Российской
Федерации, в денежном выражении), установленных
пенсионеру, должна быть не меньше величины
прожиточного минимума пенсионера, установленной
в субъекте Российской Федерации по месту
его жительства или месту пребывания.
Размер федерального прожиточного
минимума пенсионера будет устанавливаться
ежегодно федеральным законом о федеральном
бюджете на соответствующий финансовый
год и на плановый период. Величина прожиточного
минимума пенсионера в каждом субъекте
Российской Федерации устанавливается
ежегодно законом субъекта РФ и доводится
до сведения Пенсионного фонда РФ.
Изменения порядка
установления пенсий инвалидам-с 2010 года пенсия и ежемесячная
денежная выплата инвалидам устанавливаться
в зависимости от группы инвалидности,
а не от степени ограничения трудоспособности,
как было ранее. Это позволяет увеличить
размер выплат тем, у кого группа инвалидности
выше, чем степень ограничения трудоспособности,
а также назначать пенсию инвалидам, не
имеющим степень ограничения способности
к трудовой деятельности.
Замена ЕСН
страховыми взносами и администрирования
страховых взносов- с 1 января 2010
года в России упразднили единый социальный
налог. Вместо него ввели страховые взносы
в государственные внебюджетные фонды:
Пенсионный фонд РФ, Фонды обязательного
медицинского страхования, Фонд социального
страхования. Ранее все взносы включались
в единый социальный налог, администрирование
который осуществляли налоговые органы.
Размер страховых взносов в 2010 году следующий:
В Пенсионный фонд РФ -20% от заработной
платы конкретного работника; Фонд социального
страхования-2,9%, Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования-1,1%, Территориальные
фонды обязательного медицинского страхования-2,0%.
Общий размер тарифов в 2010 году будет на
уровне 2009 года (ЕСН – 26%).
Совершенствование
пенсионной системы позволит к 2032 году
создать все необходимые условия
для повышения индивидуального
коэффициента замещения утраченного
заработка, на который начислялись
страховые взносы, трудовой пенсией по старости на уровне 40% при
наличии 30-летнего стажа. А после 2020 года
для тех, кто имеет трудовой стаж в советский
период, трудовая пенсия по старости будет
на уровне 2,5 прожиточных минимумов пенсионера
(сейчас она на уровне 1,33).
Заключение
Пенсионный фонд Российской Федерации
представляет собой фонд денежных средств,
предназначенный для финансового обеспечения
защиты граждан от особого вида социального
риска – утраты заработка, инвалидности;
для нетрудоспособных членов семьи –
смерти кормильца; для отдельных категорий
трудящихся – длительного выполнения
определенной профессиональной деятельности.
Таким образом, в первой главе мы выяснили,
что результатом развития Пенсионного
фонда является создание достаточно прочной
системы пенсионного обеспечения населения,
при которой такой важной задачей занимается
не аппарат управления государством из
средств государственного бюджета, а отдельно,
специально созданный для этого государственный
институт, занимающийся только непосредственно
данной задачей, и использующий только
собственные средства не входящие в какой-либо
бюджет. Бюджет Пенсионного фонда является
самостоятельным и не входит в состав
бюджетов соответствующих уровней, других
фондов. Он подотчет правительству РФ
и осуществляет свою деятельность в соответствии
с законодательством РФ и Положением о
Пенсионном фонде РФ.
Основным источником формирования средств
являются страховые взносы работодателей,
индивидуальных предпринимателей, нотариусов,
адвокатов.
Поступающие в бюджет Пенсионного фонда
РФ средства используются по следующим
направлениям: выплату трудовых пенсий,
выплату социальных пенсий и пособий,
выплату пенсий военнослужащим и других
государственных пенсий, содержание аппарата
пенсионного фонда, расходов по доставке
пенсий, выплаты пенсий на погребение.
Во второй
главе рассмотрено формирование
и использование средств Пенсионного фонда
РФ.
В третьей
главе были показаны направления дальнейшего
совершенствования Пенсионного фонда
РФ, такие как валоризация пенсий, повышение
пенсий до уровня минимального прожиточного
уровня, замена ЕСН страховыми взносами,
переход на новую систему уплаты страховых
взносов.
Список литературы
1. Агапцов С.А., Романов Е.Ю.
Доходы социальных фондов. Правовое регулирование
доходов государственных внебюджетных
фондов: проблемы и решения. – М. "Финансы
и статистика", 2007г. – 256 с.
2. Колпакова Г.М. Финансы. Денежное
обращение. Кредит: Учеб. Пособие.-2е изд.,
перераб. и доп. – М., "Финансы и статистика",
2008г. – 496с.
3. Нешитой А.С. Финансы: Учебник.
– 5-е изд., перераб. и доп. – М., "Дашков
и Ко", 2006г. – 512 с.
4. Финансы, Денежное обращение,
Кредит: учебник / Под ред.Г.Б. Поляка-3е
изд., перераб. и доп.-М. "ЮНИТИ-ДАНА",
2007г. – 639 с.
5. Финансы Учебник под редакцией,
профессора А.Г. Грязновой, профессора
Е.В. Маркиной – М., "Финансы и статистика",
2006г. – 502 с.
6. Финансы: Учеб. пособие/ Под
ред. А.М. Ковалевой. – 5-е изд., перераб.
и доп.М., "Финансы и статистика", 2008г.
– 416 с.
7. Финансы: Учебник/ Под ред.
д. э. н., проф. В.П. Литовченко. -2е изд., перераб.
и доп. – М., "Дашков и Ко", 2007г. – с.
724.
8. Экономический словарь //
А.Б. Борисов, изд. – 2-е, перераб. и доп.
– М. "Книжный мир", 2006г. – 859 с.
9. Баскакова В.Н. Финансовые
перспективы Пенсионной системы России
// Финансы 4, 2007 с. 52-56.
10. Мищенко В.В. Актуальные проблемы
профессионального пенсионного страхования
в РФ // Финансы и Кредит 25(265) – 2008, Июль
с. 77-81.
11. Рогачев И.А. Пенсионная реформа в России:
Оценка результатов // Финансы и Кредит
(237) – 2009г., Ноября 33 с 83-86.
12. Бюджетная система Российской
Федерации: Учеб.пособие для вузов. Фетисов
В.Д. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008
13. Заключение Комитета Государственной
Думы по труду и социальной политике от
30 сентября 2009 г. по проекту федерального
закона N 86861-4 "О бюджете Пенсионного
фонда Российской Федерации на 2010 год"
14. Дрозденкович И.Ю. Пенсионный
фонд -куда дальше? // Финансы. – 2008г.-№1
15. Финасы, денежное обращение
и кредит: Учебник 2-ое изд. Под ред. В.К.
Сенчагова, А.И. Архипова-М.: Проспект, 2009г.
16. Финансы: Учебник / Под ред.
Дробозиной Л.А. М.: ЮНИТИ, 1-е изд., 2009
17. Прогнозирование и планирование
в условиях рынка: Учебное пособие. 3-е
изд., перераб. и доп. Владимирова Л.П. -
М.: Дашков и К, 2009г.
18. http://www.pfrf.ru Официальный сайт
Пенсионного фонда Российской Федерации