Проблемы финансовой устойчивости Пенсионного фонда РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 22:57, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение проблемы финансовой устойчивости Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с проводимой пенсионной реформой.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
• дать теоретическое определение финансовой устойчивости Пенсионного фонда;
• проследить развитие государственного пенсионного обеспечения в России;

Работа содержит 1 файл

Проблемы финансовой устойчивости Пенсионного фонда РФ.doc

— 148.00 Кб (Скачать)
    • координация программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан;

    • взаимодействие с органами Федерального казначейства, Министерства по налогам и сборам, органами государственной власти и местного самоуправления по вопросам прохождения средств и обобщения сведений о доходной части бюджета Пенсионного фонда.

Пенсионный  фонд является важным звеном финансовой системы государства, при этом обладая рядом особенностей:

фонд запланирован органами власти и управления, и  имеет строгую целевую направленность;

  • денежные средства фонда используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

  • формируется в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

  • страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

  • на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонд, распространено большинство норм и положений Налогового Кодекса РФ;

  • денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

расходование  средств из фонда осуществляется по распоряжению Правительства или  специально уполномоченного органа (Правление фонда).

Руководство Пенсионного фонда России осуществляет Правление и его постоянно действующий орган - Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках в составе РФ, отделения в национально - государственных и административно-территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль за расходованием средств.

Пенсионный  фонд РФ является самостоятельным финансово - кредитным учреждением, однако эта  самостоятельность имеет свои особенности, и существенно отличается от экономической  и финансовой самостоятельности  государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Как уже было сказано выше, ПФ РФ организует мобилизацию и использование средств фонда в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

Таким образом, результатом многолетнего развития Пенсионного фонда является создание достаточно прочной системы пенсионного обеспечения населения, при которой такой важной задачей занимается не аппарат управления государством из средств государственного бюджета, а отдельно, специально созданный для этого государственный институт, занимающийся только непосредственно данной задачей, и использующий только собственные средства не входящие в какой-либо бюджет.

1.3 Порядок формирования  и расходования средств Пенсионного  фонда

Материальным  источником любого внебюджетного фонда  является национальный доход. Преобладающая  часть фондов создается в процессе перераспределения национального  дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

Значительное  количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

Денежные  средства Пенсионного фонда формируются  за счет:

  • страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;

  • страховых взносов иных категорий граждан;

  • ассигнований из федерального и республиканского бюджетов РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим, их семьям, пособий на детей старше 1,5 лет;

  • добровольных взносов физических и юридических лиц. Согласно Единому социальному налогу (страховому взносу) установлен страховой взнос в Пенсионный фонд:

а) для предприятий и организаций- в размере 28%, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам;

б) для сельскохозяйственных предприятий, в том числе иностранных  граждан, лиц без гражданства, проживающих  на территории РФ, а также для  частных лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств -в размере 20,6% дохода от предпринимательской либо иной деятельности за вычетом расходов, связанных с его извлечением;

в) для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения -в размере 20,6% доходов, определяемых исходя из стоимости патента.

Вторая составляющая пенсионной системы России - система негосударственного пенсионного обеспечения

На Пенсионный фонд РФ и налоговые органы возложен контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов в Пенсионный фонд.

С 1 января 1997г. на территории Российской Федерации  вступил в силу Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (принят Государственной Думой 8 декабря 1995г., одобрен Советом Федерации 20 марта 1996г.)

Целями индивидуального учета являются:

  • создание условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;

  • обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке, определяющих размер пенсии при ее назначении;

  • создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами.

На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой  счет с постоянным страховым номером. Каждому застрахованному лицу выдается страховое свидетельство.

Организации-работодатели представляют в органы Пенсионного  фонда сведения о заработке и  начисленных взносах застрахованного  лица. Сведения включаются в лицевой  счет застрахованного лица.

Налог, отчисляемый в федеральный бюджет, начисляется от налогооблагаемой базы и составляет для данной категории работников 9,6 процента. Налоговая база для индивидуальных предпринимателей определяется как сумма доходов, полученных за налоговый период (один календарный год) как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, налоговая база определяется как произведение валовой выручки и коэффициента 0,1.

Законодательство  предусматривает для индивидуальных предпринимателей и другой режим  налогообложения - в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Применение данной системы налогообложения имеет некоторые особенности при расчетах с ПФР. Однако независимо от формы налогообложения проблемы с пенсионным обеспечением у предпринимателей одни и те же.

На долю Пенсионного  фонда РФ приходится почти 78 процентов  средств внебюджетных социальных фондов.

2. Анализ финансовой  устойчивости Пенсионного фонда  России

2.1 Содержание финансовой  устойчивости Пенсионного фонда  России

В экономической  теории устойчивость рассматривается  как одно из понятий концепции  экономического равновесия, согласно которой достижение и удержание  стационарно-равновесного состояния  в экономике относится к числу  важнейших микро-и макроэкономических задач.

Согласно  взглядам экономистов, придерживающихся позиций теории экономического равновесия, экономические субъекты стремятся  перевести экономическую систему  в оптимальное состояние, рассматривая его как равновесие, которое в  данном контексте ассоциируется с устойчивостью, которая, однако, не является центральной проблемой указанной концепции.

Впервые концепцию  общего экономического равновесия как  универсального средства анализа экономической  системы в целом предложил  швейцарский экономист Л. Вальрас, которым были сформулированы основные условия структурного соответствия спроса и предложения товаров, количественно описана взаимосвязь между ключевыми экономическими параметрами производства и обмена. Идеи Л. Вальраса успешно развивали Эджуорт, Парето, Фишер. Работы Л. Вальраса послужили в последующем основой для развития балансовых методов экономического анализа и планирования, основанных на построении и решении систем линейных уравнений, связывающих равновесные параметры. На этих принципах построена экономико-математическая модель «затраты-выпуск» В.Леонтьева. Данные модели равновесия носили преимущественно аналитический характер.

Принимая  во внимание, что финансовые отношения  составляют лишь часть экономических  отношений хозяйствующего субъекта, финансовая устойчивость отличается от более общего понятия «устойчивость», как часть отличается от целого. В то же время финансовая устойчивость как элемент системы находится под влиянием других элементов: организационных, правовых, управленческих и прочих.

Финансы обладают свойством количественного отображения производственного процесса через финансовые ресурсы, отсюда- финансовая устойчивость имеет определенных задач (достижения определенных целей).

Учитывая  вышеизложенное, финансовую устойчивость можно определить как такое состояние финансовых ресурсов, при котором экономический субъект способен сохранить свое качество в условиях динамичной среды и внутренних трансформаций и одновременно обеспечить развитие, приближение к определенной цели.

Признаки  финансовой устойчивости реализуются во взаимоотношениях субъекта со средой. Сама по себе среда не является статической целостностью. Она постоянно изменяется, подвергаясь как внешним, так и внутренним воздействиям. Оказывая влияние на экономический субъект, среда вынуждает его изменяться. Таким образом, экономический субъект должен иметь финансовые ресурсы не только для удовлетворения сегодняшних требований среды, но и для сохранения способности к адаптации в будущем. На этой основе можно выделить два признака финансовой устойчивости экономической системы - это платежеспособность и наличие финансовых ресурсов для развития.

Пенсионный  фонд России, являющийся непосредственным объектом исследования в данной работе, как и любой другой субъект  экономики, представляет собой микросистему в рамках макросистемы (среды), что ставит вопрос об ее устойчивости. Данная микросистема располагает финансовыми ресурсами, что дает основание говорить о ее финансовой устойчивости.

Специфика финансовой устойчивости по отношению к тому или иному экономическому субъекту определяется его местом в экономике, что обусловливает особенности в составе, источниках, структуре, а также механизмах формирования и использования его финансовых ресурсов.

Пенсионный  фонд является организацией, управляющей  специфической сферой деятельности, связанной с формированием и использованием внебюджетного фонда социального назначения. Являясь составной частью сферы государственных финансов, внебюджетный пенсионный фонд призван на основе организационной самостоятельности обеспечить реализацию одной из важнейших социальных гарантий -государственного пенсионного обеспечения, т.е. материального обеспечения граждан при наступлении соответствующих социальных рисков. При этом социальный риск можно определить как вероятность ухудшения материального положения в результате утраты трудового дохода по объективным социально значимым причинам.

Особенности разных видов социальных рисков (круг получателей социальных выплат; различная  степень вероятности реализации риска; разная степень ответственности субъектов данных финансовых отношений (работника, работодателя, государства); возможность и специфика проведения превентивных мероприятий и т.д.) обусловили организационную обособленность пенсионного фонда, которая, в свою очередь, предопределила специфику оперативного управления им.

Финансовая  устойчивость внебюджетного пенсионного  фонда определяется спецификой его  доходов и расходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ доходов Пенсионного фонда РФ

Пенсионный фонд, как  и все другие внебюджетные фонды, является участником бюджетного процесса. Особенности формирования бюджета фонда обусловлены его спецификой и заключаются в следующем.

Бюджет Пенсионного  фонда РФ-форма образования и  расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. 
В составе бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы бюджета Пенсионного фонда, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии. Денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах фонда, открываемых в учреждениях Центрального банка РФ, а при отсутствии учреждений последнего — на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством РФ. 
Рассмотрим формирование средств бюджета Пенсионного фонда в 2008-2010 годах. 
Проанализировав данные доходов Пенсионного Фонда РФ (таблица 1), мы видим что общий объем доходов на 2008 год составляет 2330,6 млрд. руб., на 2009 год 2669,5 млрд. руб., а на 2010 год объем составляет 3179,8 млрд.руб.  
Основные поступления приходят из Федерального бюджета Российской Федерации, которые составляют на 2008 год 1280,3 млрд. руб., на 2009год 1456,4млрд. руб., а на 2010 год 1801,4млрд.руб., долю в поступлениях занимают страховые взносы в 2008году 43,8%, 2009 – 44,0%, 2010 – 42,0%. Средства пенсионных накоплений на конец 2008 года составили 652,7, на 2009 составят 898,0, а на 2010 - 1183,5млрд. руб. Суммарные поступления от ЕСН в федеральный бюджет на период 2008-2010гг. увеличатся на 130,9 млрд.руб.  
 
Таблица 1.- Доходы бюджета Пенсионного Фонда РФ за 2008–2010 гг.

Информация о работе Проблемы финансовой устойчивости Пенсионного фонда РФ