Проблемы финансовой устойчивости Пенсионного фонда РФ
Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 22:57, курсовая работа
Описание работы
Целью работы является изучение проблемы финансовой устойчивости Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с проводимой пенсионной реформой. Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи: • дать теоретическое определение финансовой устойчивости Пенсионного фонда; • проследить развитие государственного пенсионного обеспечения в России;
Актуальность
настоящей курсовой работы обусловлена
тем, что пенсионный фонд имеет огромное
влияние на экономику страны, поскольку
главной целью его является обеспечить
заработанный человеком уровень
жизненных благ путем перераспределения
и накопления средств во времени и
в пространстве - где бы человек ни жил,
он своим трудом и прошлыми социальными
отчислениями гарантирует себе определенный
прожиточный уровень в будущем.
Пенсионный
фонд своими средствами обеспечивает
выплату ежемесячных пособий, пенсий людям которые в силу
определенных обстоятельств не могут
обеспечить свое проживание, в том числе
пенсионеров. Так, средства расходуются
на выплаты государственных пенсий, пенсий
инвалидам, военным, компенсации пенсионерам,
пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6
лет и на многие другие социальные цели.
Таким образом, определяется его важное
социальное значение.
Актуальностью
темы рассмотренной в курсовой работе
является также и то, что для
рядового гражданина страны процедура
макроэкономического планирования и формирования сбалансированного
бюджета кажется весьма далекой от его
повседневных нужд и забот.
А между тем
вся текущая жизнь любого сколько-нибудь
серьезного финансового учреждения,
а тем более столь сложного
и социально значимого, как Пенсионный фонд РФ, непосредственно
зависит от того, насколько экономически
обосновано и правильно были определены
соответствующие бюджетный параметры.
Пенсионный фонд РФ должен обеспечивать
сбор страховых взносов, необходимых для
финансирования выплат государственных
пенсий. Выплачиваемые пенсионные пособия
все меньше отвечают своему социально-экономическому
значению - обеспечивать достойный уровень
жизни людям, не имеющим трудовых доходов.
Таким образом, можно сделать вывод, что
выполнение социальных целей государства
является основной задачей Пенсионного
фонда РФ, и что такая задача только ему
под силу, так как бюджет Российской Федерации
не справляется даже с собственными задачами
и переложение такой задачи на его плечи
оказалось бы непосильной ношей для него.
Целью работы является изучение
проблемы финансовой устойчивости Пенсионного
фонда Российской Федерации в соответствии
с проводимой пенсионной реформой.
Для реализации
поставленной цели, необходимо решить
следующие задачи:
дать теоретическое определение финансовой устойчивости Пенсионного фонда;
проследить развитие государственного пенсионного обеспечения в России;
провести анализ формирования и использования средств Пенсионного фонда России.
определить задачи, возложенные на Пенсионный фонд государством в этой области;
показать направления дальнейшего совершенствования Пенсионного фонда России;
В качестве теоретической
базы курсовой работы были использованы
учебные пособия, а также широкий ряд нормативных
актов Российского пенсионного законодательства.
Пенсионное обеспечение - одна
из важнейших государственных социальных
гарантий, так как непосредственно затрагивает
интересы нетрудоспособных граждан, как
правило, составляющих свыше 25-30% населения
любой страны, и косвенно - всего трудоспособного
населения.
Устойчиво функционирующая
пенсионная система является одним
из залогов социальной стабильности
в обществе и, наоборот, неудовлетворительное
состояние пенсионного обеспечения
может породить опасную социальную
напряженность.
Несмотря
на достигнутую в последнее время платежеспособность
Пенсионного фонда Российской Федерации
(ПФР), нерешенными остаются проблемы низкого
уровня пенсий, сужения дифференциации
размеров трудовых пенсий, утраты связи
пенсии с трудовым вкладом пенсионера.
Данные проблемы
усугубляются наличием накопленных
в дореформенный период пенсионных обязательств,
а также ускорением процесса старения
населения, что в перспективе может привести
к ухудшению финансового положения ПФР
и снижению уровня пенсий.
В сложившихся
условиях стали актуальными вопросы обеспечения реальной
финансовой устойчивости ПФР. Однако в
ближайшей и особенно в долгосрочной перспективе
они не могут быть решены с помощью только
оперативных мер по мобилизации доходов,
достаточных для финансирования предусмотренных
законодательством пенсионных выплат.
Это обусловлено тем, что глубинные причины
финансовой неустойчивости ПФР не могут
быть нивелированы и тем более устранены
без изменения механизмов формирования
и использования его финансовых ресурсов.
Вместе с
тем многие предложения по реформированию
по-прежнему остаются дискуссионными
и недостаточно разработанными, а отдельные
положения вступивших в силу законов,
направленных на реализацию пенсионной
реформы в России, являются достаточно
спорными.
В этих условиях
проблема обеспечения финансовой устойчивости
ПФР становится еще более актуальной и
сложной. При этом выработка практических
рекомендаций для ее успешного решения
невозможна без исследования теории вопроса,
что многократно повышает значимость
его научной разработки.
Хотя термин «финансовая устойчивость»
широко используется в экономической
литературе и в практике хозяйствования
применительно к субъектам промышленного,
банковского и страхового секторов экономики,
а данный вопрос в указанном аспекте в
той или иной мере освещен во многих фундаментальных
исследованиях, проблема финансовой устойчивости
организаций, управляющих специфической
сферой деятельности, связанной с формированием
и использованием внебюджетных фондов
социального назначения, практически
не изучена.
Одновременно важной задачей
является оценка финансовой устойчивости
структурных подразделений ПФР для принятия
управленческих решений по выравниванию
их обеспеченности с целью достижения
и поддержания финансовой устойчивости
ПФР в целом.
Предметом исследования является
система денежных отношений, связанных
с формированием, распределением и использованием
финансовых ресурсов ПФР. В качестве объекта
исследования выступает Пенсионный фонд
России как организация, управляющая внебюджетным
пенсионным фондом.
1. Пенсионный фонд
России- его история, состав и значение
1.1 История возникновения
и развития пенсионного страхования
в России
Государственное
пенсионное страхование в России
зародилось в начале двадцатого века,
что было гораздо позднее, чем в большинстве развитых стран.
По-прошествии переходного периода
экономической нестабильности социалистическое
государство начало создавать принципиально
новую пенсионную систему, основанную
на принципах конституционно гарантированного
государством пенсионного обеспечения
по старости, которая была введена в 1927
году. Действовавшая в СССР система пенсионного
обеспечения функционировала в рамках
общей системы социального обеспечения.
В соответствии
с Конституцией СССР все граждане
имели право на материальное обеспечение в старости,
в случае болезни, полной или частичной
утраты нетрудоспособности, а также потери
кормильца. Это право реализовывалось
путем общего социального обеспечения
служащих и колхозников пособиями по временной
нетрудоспособности и выплатой за счет
государства и колхозов пенсий по возрасту,
инвалидности и по случаю потери кормильца,
другими формами социального обеспечения.
Учитывая
относительно низкие уровни пенсионного
обеспечения и достаточно стабильные
темпы экономического развития рассматриваемого периода, нужно
отметить сбалансированность бюджета
социального страхования. В тот период
только в 1956 году впервые была представлена
дотация из государственного бюджета
на социальное страхование. Она была направлена
на покрытие существенно возросших расходов
на выплату пенсий неработающим пенсионерам
из числа рабочих и служащих, и членов
их семей, в связи с введением в действие
Закона от 14.07.56 г. “О государственных
пенсиях”, значительно расширившего круг
лиц, имеющих право на получение пенсии,
и увеличившего размер пенсии по отдельным
группам пенсионеров в два раза.
Материальное
обеспечение инвалидов войны, с
детства и от рождения осуществлялось
за счет средств союзного бюджета, бюджетов
союзных республик. Военнослужащие
рядового, сержантского и старшинского состава срочной
службы имели право на пенсию в случае
инвалидности, а их семьи - в случае потери
кормильца. Пенсии этим категориям получателей
назначались независимо от продолжительности
военной службы и предшествовавшей работы
военнослужащего.
Пенсионное
обеспечение генералов, адмиралов,
офицеров, военнослужащих рядового, сержантского
и старшинского состава сверхсрочной
службы и приравненных к ним лиц,
а также их семей осуществлялось
в особом порядке, установленном
Советом Министров СССР, за счет сметы Министерства
обороны СССР.
Пенсионное
обеспечение работников науки по
условиям и размерам отличалось от
пенсионного обеспечения других
категорий работников и регулировалось
специальным Положением о пенсионном
обеспечении работников науки, которое в то же время не исключало
возможности получения работником науки
или членом его семьи пенсии по общему
пенсионному законодательству.
Полноправное
пенсионное обеспечение колхозников
было введено только в 1965г. Законом
о пенсиях и пособиях членам колхозов, что положило начало
системе обеспечения колхозников пенсиями.
Начиная с 1991
года основную финансовую нагрузку пенсионного
обеспечения несут работодатели
- около 90 % всех расходов. В итоге
роль и функции всех субъектов
пенсионных отношений кардинально изменились, однако совершенно
не претерпела изменений распределительная
функция системы. Размер пенсий не зависим
от объема страховых платежей, и так называемая
“уравниловка” не только сохранилась,
но и приобрела ещё большие масштабы.
1.2 Современные сущность, роль и основные задачи
ПФР
Положение о
Пенсионном фонде Российской Федерации
утверждено постановлением Верховного
Совета РФ от 27 декабря 1991г. В соответствии
с Положением Пенсионный фонд РФ подчинен
Правительству РФ. Пенсионный фонд
является самостоятельным финансово-кредитным
учреждением, осуществляющим свою деятельность
в соответствии с законодательством Российской
Федерации. Правовой основой ныне действующей
в России пенсионной системы являются
Конституция Российской Федерации; Федеральный
закон "О государственном пенсионном
обеспечении в Российской Федерации"
от 15 декабря 2001г. № 166-ФЗ; Федеральный
закон "О трудовых пенсиях в Российской
Федерации" от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ;
Федеральный закон "Об обязательном
пенсионном страховании в Российской
Федерации" от 15 декабря 2001г. № 167-ФЗ.
Пенсионный
фонд и его денежные средства находятся
в государственной собственности
Российской Федерации. Денежные средства
фонда не входят в состав бюджетов,
других фондов и изъятию не подлежат.
В основные задачи ПФ РФ входят:
целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФ РФ;
организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
капитализация средств ПФ РФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФ РФ страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;
межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФ РФ, участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.
Указом Президента
РФ от 27 сентября 2000г. № 1709 "О мерах
по совершенствованию управления
государственным пенсионным обеспечением
в Российской Федерации" предусмотрено:
1) закрепить
за Пенсионным фондом РФ и
его территориальными органами
полномочия по выплате государственных
пенсий;
2) рекомендовать
органам исполнительной власти субъектов РФ
заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения
о передаче территориальным органам Пенсионного
фонда РФ полномочия по назначению и выплате
государственных пенсий, материально-технической
базы, обеспечивающей реализацию указанных
полномочий, а также о переводе лиц, занимающихся
вопросами назначения и выплаты государственных
пенсий, на работу в территориальные органы
Пенсионного фонда РФ.
Таким образом,
Президент РФ, издав Указ, наделил
Пенсионный фонд РФ полномочием по
начислению и выплате государственных пенсий
(до Указа это полномочие принадлежало
территориальным государственным органам
социальной защиты - собесам, а Пенсионный
фонд РФ осуществлял передачу средств
собесам на финансирование выплат пенсий).
Конституционный
Суд РФ постановлением от 25 июня 2001г. № 9
признал, что Указ Президента РФ "О мерах
по совершенствованию управления государственным
пенсионным обеспечением в Российской
Федерации" в части, закрепляющей за
Пенсионным фондом РФ и его территориальными
органами полномочия по выплате государственных
пенсий, не противоречит Конституции РФ.
Следовательно, этот Указ будет действовать
до издания соответствующего федерального
закона.
Основными задачами
управления Пенсионного фонда в
федеральном округе являются:
координация и контроль за деятельность отделений Пенсионного фонда в федеральном округе;
взаимодействие с полномочным представителем Президента Российской Федерации;