Предприятие (фирма) и внешняя среда

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

Цели данной работы: рассмотреть сущность предприятия и его внешней среды. Для достижения этой цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы предприятия и внешней среды организации;
2. Перечислить и раскрыть составляющие внешней среды фирмы;
3. Оценить их влияние на деятельность фирмы.
4. Сделать выводы опираясь на итоги проведенной работы.

Содержание

1.Введение …………………………………………………………………..…3
2.Предприятие как субъект рыночной экономики ……………………….…5
2.1. Основные цели и функции предприятия ……………………..……9
2.2. Виды предприятия ……………………………………………….... 12
3. Внешняя среда предприятия …………………………………………...….16
3.1. Среда прямого воздействия ………………………………………...18
3.2. Среда косвенного воздействия……………………………………...23
3.3. Международное окружение …………………………………….….28
4. Заключение………………………………………………………………....29
5.Список используемой литературы …………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по экономике и статистике предприятия Аплетаевой О.С..doc

— 190.00 Кб (Скачать)
1>· Определенный результат при наименьших затратах - принцип минимизации;

· При заданном объеме затрат наибольший результат - принцип максимизации.

    Следовательно, в основе своей принцип экономичности предъявляет свойственное всем предприятиям само собой разумеющееся требование - не тратить даром производственные факторы (ресурсы), т.е. работать "экономично".

    Принцип финансовой устойчивости означает такую деятельность предприятия, при которой оно могло в любой момент времени расплатиться по своим долгам или собственными средствами, или путем отсрочки, или за счет получения кредита.

    Высшей целью предпринимательской деятельности является превышение результатов над затратами, т.е. достижение как можно большей прибыли или как можно более высокой рентабельности. Идеальным является такое положение, когда получение максимальной прибыли обеспечивает и более высокую рентабельность.

     Для достижения поставленной цели предприятия должны:

- Выпускать высококачественную продукцию, систематически ее обновлять и оказывать услуги в соответствии со спросом и имеющимися производственными возможностями;

- Рационально использовать производственные ресурсы с учетом из взаимозаменяемости;

- Разрабатывать стратегию и тактику поведения предприятия и корректировать их в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;

- Систематически внедрять все новое и передовое в производство, в организацию труда и управление;

- Заботиться о своих работниках, росте их квалификации и большей содержательности труда, повышении их жизненного уровня, создании благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе;

- Обеспечивать конкурентоспособность предприятия и продукции, поддерживать высокий имидж предприятия;

- Проводить гибкую ценовую политику и осуществлять другие функции.

 Но при этом очень важно, чтобы вся функции предприятия были направлены на реализацию выработанной стратегии и на достижение поставленной цели.

  Выработка успешной стратегии начинается с определения "миссии" фирмы, общей цели функционирования коллектива. При этом цели предприятия могут меняться, все зависит от конкретных обязательств. Например, основной целью предприятия на определенном этапе может быть не получение максимальной прибыли, а завоевание рынка. В этом случае получение максимальной прибыли отодвигается как бы на второй план, но в будущем, в случае завоевания рынка, предприятие может возместить недополученную прибыль.

          В современных условиях перед многими отечественными предприятиями стоят совершенно иные цели и задачи, а получение прибыли находится далеко не на первом месте. Руководители многих предприятий считают, что для них основной задачей на этом этапе являются реализация продукции, возможность выплаты заработной платы работникам предприятия и быть "на плаву".

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Виды предприятия

  Производство товаров и услуг требует соединения экономических сил (экономических ресурсов). Это мнение происходит в рамках предприятия. Предприятие выступает, таким образом, как особый институт, в котором посредством определенной организационно-правовой формы взаимодействуют предприниматели, менеджеры, работники, на постоянной основе организуется производственный процесс - преобразование экономических, а также реализация созданных товаров и услуг. Предприятие нередко называют основным звеном экономической темы (другими звеньями можно считать домашние хозяйства, институты государственного управления экономикой). Это утверждение базируется на том факте, что именно предприятиями создается подавляющая часть национального производства товаров и услуг. А с другой стороны, предприятие является той главной ареной, где осуществляется экономическое сотрудничество людей.

       Предприятие - это обособленная экономическая структура занимающаяся производством и реализацией определенных товаров и услуг. Предприятие может быть создано, учреждено как частными предпринимателями, так и государством. В развитых странах мира инициативой создания предприятия в большинстве случаев принадлежит частным лицам. Частные предприниматели создают предприятия, как правило, с целью получения денежных доходов в форме прибыли. Государство, создавая предприятия, преследует обычно более разнообразные цели: это может быть стремление повысить уровень национальной безопасности или решить какие-то экологические проблемы, необходимость создания новых рабочих мест в трудоизбыточных регионах, потребность организовать производство некоторых товаров и услуг, которые не являются достаточно экономически выгодными для бизнеса, и т. д.

                          Основные черты предприятия.

       К характерным особенностям предприятия можно отнести следующее:

-Экономическая обособленность. Она проявляется, во-первых, в имущественной обособленности. Предприятие располагает собственным имуществом владельцев, а также может арендовать или на иных договорных началах использовать различные ресурсы-элементы - землю, капитал и другие. Во-вторых, предприятие имеет завершенный воспроизводственный цикл: оно мобилизует ресурсы, преобразует их и получает готовый продукт, реализует его и полученную выручку использует вновь для приобретения ресурсов. Предприятие в большинстве случаев является самовоспроизводящимся институтом. В-третьих, предприятие имеет самостоятельные экономические интересы.

-Технологическая обособленность. Предприятие имеет завершенный технологический цикл производства. Это означает, что его техническая или технологическая «начинка» рассчитана на осуществление технологически завершенного производственного процесса Его результатом может быть конечный товар или промежуточный продукт предназначенный для производственного потребления

- Юридическое оформление обособленности. Оно находит свое выражение в наличии устава предприятия (для отдельных видов предприятий - только учредительного договора), счета в коммерческом банке, ведении бухгалтерского баланса, наличии права договорных отношений и найма работников, определенной имущественной ответственности во взаимоотношениях с другими предприятиями и отдельными гражданами. Многие предприятия также стремятся разработать и зарегистрировать свой товарный знак.

-Участие в общественном разделении труда. Положение предприятия характеризуется наличием тесных хозяйственных связей с другими экономическими структурами. Предприятие выступает как специализированный товаропроизводитель и поэтому в своей деятельности испытывает большую зависимость от действий экономических субъектов.     Сбыт продукции и ресурсное обеспечение - это те области деятельности предприятия, в которых оно ощущает свою наибольшую экономическую зависимость от других.

    Чем отличаются понятия «предприятие» и «фирма»? Под предприятием обычно понимают производственную единицу, производящую и реализующую определенный вид (или виды) продукции - изготовление изделий, выполнение работы, указание услуг. Термин «фирма» (англ. Firm) предполагает определенное имя, под которым действует предприятие. Фирма - юридически самостоятельная предпринимательская единица. Ею может быть как крупный концерн, так и небольшая компания. Если же фирма состоит из одного предприятия, оба понятия совпадают.

          Условия деятельности предприятий

        Предприятия могут иметь разные режимы или условия деятельности; разница в основном относится к условиям функционирования частных и государственных предприятий. Типичными условиями деятельности частного предприятия в рыночной среде можно считать:

    а) самостоятельное осуществление воспроизводственного процесса. Иными словами: предприятие должно собственными силами, своими средствами обеспечивать свое воспроизводство, свою жизнеспособность. Предприятие может воспользоваться и денежными ресурсами других субъектов - получить кредит, привлечь денежные средства путем продажи собственных облигаций, но происходит все это на заемной основе, эти ресурсы должны быть возвращены, причем с определенной платой за услугу;

     б) полную экономическую ответственность за результаты своей деятельности. Эта ответственность ложится главным образом на плечи владельцев предприятия. Распределение между ними этой ответственности определяется формой организационно-правового устройства предприятия;

     в) прибыль, которая выступает основным источником средств для развития предприятия. Стремление к развитию является естественным для предприятия. Расширение предприятия приносит, как правило, большие денежные доходы его владельцам. Решающим источником денежного обеспечения такого развития для большинства предприятий выступает прибыль;

    г) предприятие, как правило, конкурирует с другими, предприятиями. Конкуренция существенно влияет на поведение предприятия, его внутреннюю организацию;

    д) экономическая помощь государства носит локальный, исключительно выборочный характер. Эта помощь, направленная на поддержку воспроизводства предприятия, должна исходить, прежде всего, из интересов национальной экономики в целом.    Предприятия для более глубокого изучения обычно классифицируют по виду и характеру деятельности, формам собственности, правовому положению и др.

  • По форме собственности различают предприятия, находящиеся в:
    • государственной собственности
    • муниципальной собственности
    • частной собственности
    • собственности общественных организаций
    • иной форме собственности (смешанная собственность, собственность иностранных лиц, лиц без гражданства)
  • По масштабу:
    • малые
    • средние
    • крупные
  • По организационно-экономической форме:
    • индивидуальные (ИП [ранее ЧП; ПБОЮЛ], кооперативы)
    • партнёрства (хозяйственные товарищества и общества)
    • корпорации (акционерные общества)
  • По цели деятельности:
    • коммерческие
    • некоммерческие
 
 

3. Внешняя среда  предприятия

     В наше время внешняя среда изучается очень тщательно. Каждый работник предприятия должен знать состояние внешней среды и уметь реагировать на ее изменения, будь то действия конкурентов, изменения технологии и др.

   Факторы внешнего окружения взаимосвязаны. Под взаимосвязанностью факторов внешней среды понимается уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы.

   Изменение  одного фактора окружения может  обусловливать изменение других.

   Если  говорить о числе внешних факторов, на которые организация вынуждена реагировать, то если на нее давят государственные постановления, несколько заинтересованных групп влияния, многочисленные конкуренты и ускоренные технологические изменения, можно утверждать, что эта организация находится в более сложном окружении, чем, предположим, организация, озабоченная действиями всего нескольких поставщиков, нескольких конкурентов и замедленном изменении технологии. Подобным образом, когда речь идет о разнообразии факторов, организация, использующая всего несколько исходных материалов, нескольких специалистов и ведущая дела всего с несколькими фирмами своей страны, должна считать условия обеспечения менее сложными, чем организация, у которой эти параметры иные. По показателю разнообразия факторов в более сложных условиях будет находиться организация,

использующая  многочисленные и разные технологии, претерпевающие более

быстрое развитие, чем организация, которой все  это не касается.

     Внешняя среда не постоянна, в ней все время происходят изменения. Многие исследователи указывали, что окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Однако, эта тенденция является общей, есть организации, вокруг которых внешняя среда особенно подвижна.

   Например, было обнаружено, что скорость  изменения технологии и параметров конкурентной борьбы в фармацевтической, химической и электронной промышленности выше, чем в машиностроении, производстве запасных частей к автомобилям и кондитерской промышленности. Быстрые изменения происходят в авиационно-космической промышленности, производстве компьютеров, биотехнологии и сфере телекоммуникаций.      Кроме того, подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. Учитывая сложность функционирования в условиях высокоподвижной среды, организация или ее подразделения должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения относительно своих внутренних переменных. Это делает принятие решений более трудным процессом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Предприятие (фирма) и внешняя среда