Политика управления прибылью и рентабельностью основной деятельности ОАО «Сибтехэнерго»: этапы и способы реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 14:23, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучить сущность и теоретические основы политики управления прибылью и рентабельностью, провести анализ прибыли на материалах ОАО «Сибтехэнерго».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
· раскрыть теоретические основы управления прибылью и рентабельностью;
·рассмотреть систему показателей рентабельности;
· провести анализ прибыли и факторов, влияющих на неё по ОАО «Сибтехэнерго»;
Предмет исследования - процессы управления прибылью.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Теоретические основы управления прибылью и рентабельностью организации………………………………………………………………….5
Политика управления прибылью: этапы и механизмы реализации .5
Экономическая сущность прибыли, ее виды и состав…………….16
Система показателей рентабельности предприятия……………… 22
Оценка политики управления прибылью и рентабельностью организации………………………………………………………………………. 26
Организационно-экономическая характеристика и финансовое состояние ОАО «Сибтехэнерго» ………………………………………26
Распределение и использование прибыли на ОАО «Сибтехэнерго»…………………………………………………………………….33
Оценка показателей рентабельности препдприятия……………..38
Механизмы повышения прибыли и рентабельности организации….41
3.1 Мероприятия по оптимизации управления прибылью и рентабельностью, пути их решения……………………………………………… ..41
Заключение………………………………………………………………….44
Список используемых источников…………………………………………46
Приложения ………………………………………………………………….47

Работа содержит 1 файл

КУрсовая КФП прибыль и рентаб(валя).docx

— 113.30 Кб (Скачать)

      Таким образом, главным источником формирования прибыли является основная деятельность предприятия, с целью осуществления которой оно создано. Характер этой деятельности определяется спецификой отраслевой принадлежности предприятия. Ее основу составляет производственно - коммерческая деятельность, которая дополняется финансовой и инвестиционной деятельностью.         

2.2 Распределение и  использование прибыли  на ОАО «Сибтехэнерго» 

     Механизм  воздействия финансов на хозяйство, на его экономическую эффективность  находится не в самом производстве, а в распределительных денежных отношениях. Характер их воздействия  на производство зависит от того, насколько конкретная система распределения, формы и методы ее организации соответствует объективным потребностям общества, уровню развития производительных сил, экономическим интересам государства, предприятий и каждого отдельного работника. При нарушении этого соответствия процесс повышения эффективности производства начинает сдерживаться.

     Распределение прибыли является составной неразрывной  частью общей системы распределительных  отношений и, пожалуй, на уровне с  распределением дохода физических лиц самой главной.       Механизм распределения прибыли должен способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых норм хозяйствования.             Важной задачей этого механизма является оптимальное соотношение доли прибыли остающейся в распоряжении предприятия и направляемые в бюджеты различных уровней.

     Принципы  распределения прибыли:

  1. выполнение обязательств перед бюджетом по налоговым платежам
  2. обеспечение расширенного воспроизводства в своей деятельности
  3. материальное стимулирование наемного персонала

     Важной  характеристикой успешной деятельности предприятия является формирование фонда потребления за счет фонда  предприятия.    Фонд потребления используется на следующие цели:

  1. безвозмездная материальная помощь на необходимые нужды работника
  2. оплата медицинской помощи, медикаментов
  3. оплата бесплатного питания работников
  4. оплата проезда работников к месту работы

     Конкретный  порядок распределения, использования  прибыли на предприятии отражен в уставе и определяется положением о распределении прибыли утвержденным собранием учредителей.

     На  предприятии распределению подлежит прибыль после уплаты налогов и выплаты дивидендов. Из этой прибыли так же уплачиваются некоторые налоги в местные бюджеты и взыскиваются экономические санкции. Распределение этой части прибыли отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования производственного и социального развития.

     В условиях рыночного хозяйства государство  не вмешивается в процесс распределения  прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов.

     Распределение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, регламентируется внутренними документами предприятия, как правило, в учетной политике. Некоторые аспекты распределительного процесса фиксируются в уставе предприятия.

     Распределение прибыли на социальные нужды включает в себя расходы по эксплуатации социально-бытовых  объектов, находящихся на балансе  предприятия, финансирование строительства объектов производственного назначения, проведение оздоровительных культурно - массовых мероприятий и т.п. [13]

     На  основе методики финансовых результатов  проведем анализ прибыли ОАО «Сибтехэнерго» за 2008 и 2009 годы. В таблице 2.7 приводится пример факторного анализа прибыли от реализации продукции.

                           Таблица 2.7

     Исходные  данные для факторного анализа прибыли  от продаж ОАО «Сибтехэнерго» за 2008 и 2009 годы (тыс. руб.)

Показатели 2008 год 2009 год Отклонение (+/-) Темп роста, %
Выручка от продажи работ 257655 251175 -6480 97,49
Себестоимость работ 82127 70000 -12127 85,23
Прибыль от продажи работ 52701 37905 -14796 71,92
Индекс  изменения цен 1,135 1,004 -0,131 88,46
Объем реализации в сапоставимых ценах 227009 250174 23165 110,20
 

Определим влияние факторов на сумму прибыли  по следующему алгоритму.

      1. Для определения влияния объема  продаж на прибыль необходимо  прибыль предыдущего периода  умножить на изменение объема  продаж. Основная методическая сложность определения данного фактора связана с трудностями определения изменения физического объема реализованной продукции. Правильнее всего определять изменения в объеме продаж путем сопоставления отчетных и базисных показателей, выраженных в натуральных или условно-натуральных измерителях. Это возможно тогда, когда продукция однородна. В большинстве же случаев реализованная продукция по своему составу является неоднородной и необходимо производить сопоставления в стоимостном выражении. Для обеспечения сопоставимости данных и исключения влияния других факторов необходимо сопоставлять отчетный и базисный объемы реализации, выраженные в одинаковых ценах (предпочтительно в ценах базисного периода).         Чтобы привести объем продаж отчетного периода к сопоставимому виду, необходимо знать индекс изменения цен на продукцию. Пересчет осуществляется делением объема реализации отчетного периода на индекс изменения цен реализации. Такой расчет является не совсем точным, так как цены на реализованную продукцию изменяются в течение всего отчетного периода.              На нашем предприятии объем реализации за отчетный период в ценах базисного периода составил 250174 тыс. руб. (251175/1,004). С учетом этого изменение объема продаж за анализируемый период составило 97,1% (250174/257655*100%), т.е. произошло снижение объема работ.    За счет снижения объема работ прибыль от их продажи  уменьшилась:

52701* 1,102 = 58076,5 тыс. руб.

      2. Влияние структуры ассортимента реализованных работ на прибыль определяется сопоставлением прибыли отчетного периода, рассчитанной на основе цен и себестоимости базисного периода, с базисной прибылью, пересчитанной на изменение объема реализации. Прибыль отчетного периода, исходя из себестоимости и цен базисного периода, можно определить с некоторой долей условности следующим образом:

- выручка  от продажи отчетного периода в ценах базисного периода 250174;

- фактически реализованные работы, рассчитанные по базисной себестоимости (82127*1,102) = 90504;

- прибыль  отчетного периода, рассчитанная  по базисной себестоимости и  базисным ценам (250174–90504) = 159670.       Таким образом, влияние сдвигов в структуре ассортимента работ на величину прибыли от продаж равно:

159670 –  58076,5 = 101593,5 тыс. руб.

     Произведенный расчет показывает, что в составе реализованных работ увеличился удельный вес продукции с большим уровнем доходности.  3. Влияние изменения себестоимости реализованных работ на прибыль можно определить, сопоставляя себестоимость реализации работ отчетного периода с затратами базисного периода, пересчитанными на изменение объема продаж:

70000 –  90504 = - 20504 тыс. руб.

     Себестоимость реализованных работ снизилась, следовательно, прибыль от продажи работ увеличилась на ту же сумму.     4. Для определения влияния цен реализации работ на изменение прибыли необходимо сопоставить объем продаж отчетного периода, выраженного в ценах отчетного и базисного периода, т.е.:

     251175 – 250174 = 1001 тыс. руб.       Общее влияние всех перечисленных факторов равно:

- изменение  объема продаж  +58076,5

- изменение  структуры ассортимента реализованных работ 101593,5;

- изменение  себестоимости 20504;

- изменение  цен реализации +1001;

- общее  влияние факторов -14796.

     Таким образом, значительное снижение себестоимости  реализованных работ произошло в основном за счет снижения цен на сырье и материалы. Кроме этого, к снижению  приводит изменение структуры ассортимента работ. Отрицательное воздействие было компенсировано повышением уровня цен на реализованную продукцию. Следовательно, резервами роста прибыли предприятия являются рост объема продаж, увеличение доли более рентабельных видов работ в общем объеме реализации и также дальнейшее снижение себестоимости работ.

     2.3 Оценка показателей  рентабельности ОАО  «Сибтехэнерго»

     Рентабельность хозяйственной деятельности характеризует норму возмещения на всю совокупность источников, используемых предприятием, и определяется отношением суммы доходов вкладчиков и кредиторов к сумме инвестированного ими капитала.        Анализ показателей рентабельности хозяйственной деятельности на основе данных бухгалтерской (финансовой) отчетности (форма № 1 и 2) представлен в таблице 2.8.

                           Таблица 2.8

     Анализ  показателей рентабельности хозяйственной  деятельности ОАО «Сибтехэнерго» за 2008 и 2009 годы

Показатели 2008 год 2009 год Изменение за год
Чистая  прибыль, тыс.руб. 37602 28784 -8818
Стоимость активов, тыс.руб. 36337 34242 -2095
Стоимость оборотных активов, тыс.руб. 132717 119287 -13430
Рентабельность  активов по чистой прибыли, % 103,48 84,06 -19,42
Рентабельность  оборотных активов по чистой прибыли, % 28,33 24,13 -4,20

                                                                             Данные таблицы 2.8 позволяют сделать следующие выводы.   В целом по предприятию наблюдается ухудшение в использовании имущества. С каждого рубля средств, вложенных в активы, предприятие получило в отчетном году прибыли меньше, чем в предыдущем периоде. Если раньше, каждый вложенный в имущество рубль приносил 103 копейки прибыли, то теперь – 84 копейки.         Рентабельность оборотных активов снизилась за отчетный период на 4,2%.             Для оценки факторов, влияющих на изменение рентабельности активов, используются данные таблицы 2.9.

                           Таблица 2.9

     Исходные  данные для факторного анализа рентабельности активов ОАО «Сибтехэнерго»  за 2008 и 2009 годы

Показатели 2008 год 2009 год Изменение за год
Выручка от продажи работ, тыс. руб. 257655,00 251175,00 -6480,00
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. 51637,00 37147,00 -14490,00
Стоимость активов, тыс.руб. 36337,00 34242,00 -2095,00
Коэффициент оборачиваемости активов (Ка) 7,09 7,34 0,24
Рентабельность  продаж по прибыли до налогообложения (Кр), % 20,04 14,79 -5,25
Рентабельность  активов по прибыли до налогообложения, % 142,11 108,48 -33,62

Информация о работе Политика управления прибылью и рентабельностью основной деятельности ОАО «Сибтехэнерго»: этапы и способы реализации