Политика управления прибылью и рентабельностью основной деятельности ОАО «Сибтехэнерго»: этапы и способы реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 14:23, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучить сущность и теоретические основы политики управления прибылью и рентабельностью, провести анализ прибыли на материалах ОАО «Сибтехэнерго».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
· раскрыть теоретические основы управления прибылью и рентабельностью;
·рассмотреть систему показателей рентабельности;
· провести анализ прибыли и факторов, влияющих на неё по ОАО «Сибтехэнерго»;
Предмет исследования - процессы управления прибылью.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Теоретические основы управления прибылью и рентабельностью организации………………………………………………………………….5
Политика управления прибылью: этапы и механизмы реализации .5
Экономическая сущность прибыли, ее виды и состав…………….16
Система показателей рентабельности предприятия……………… 22
Оценка политики управления прибылью и рентабельностью организации………………………………………………………………………. 26
Организационно-экономическая характеристика и финансовое состояние ОАО «Сибтехэнерго» ………………………………………26
Распределение и использование прибыли на ОАО «Сибтехэнерго»…………………………………………………………………….33
Оценка показателей рентабельности препдприятия……………..38
Механизмы повышения прибыли и рентабельности организации….41
3.1 Мероприятия по оптимизации управления прибылью и рентабельностью, пути их решения……………………………………………… ..41
Заключение………………………………………………………………….44
Список используемых источников…………………………………………46
Приложения ………………………………………………………………….47

Работа содержит 1 файл

КУрсовая КФП прибыль и рентаб(валя).docx

— 113.30 Кб (Скачать)

     Внутренние  факторы по степени соподчиненности  делятся на факторы первого порядка:

  1. Прибыль от реализации товарной продукции;
  2. Прибыль от продажи основных фондов и другого имущества;
  3. Прочих доходов (расходов).

     И второго порядка:

  1. Объем реализованной продукции;
  2. Структура реализованной продукции;
  3. Себестоимость продукции;
  4. Количество выпускаемой продукции;
  5. Цена реализации продукции.

     Факторы первого порядка является составляющими  элементами формирования прибыли, а факторы второго порядка оказывают непосредственное влияние на прибыль от реализации продукции.

     Главное предназначение прибыли в современных  условиях хозяйствования - отражение эффективности производственно-сбытовой деятельности предприятия. Это обусловлено тем, что в величине прибыли должно находить отражение соответствие индивидуальных затрат предприятия, связанных с производством и реализацией своей продукции и выступающих в форме себестоимости, общественно необходимых затрат, косвенным выражением которых должна явиться цена изделия.        Работа предприятия, в условиях перехода к рыночной экономике, связана с повышением стимулирующей роли прибыли. Использование прибыли в качестве основного оценочного показателя способствует росту объема производства и реализации продукции, повышению его качества, улучшению использования имеющихся производственных ресурсов. [2]

     Прибыль как основной экономический и  финансовый показатель главный результат хозяйственной деятельности предприятия обеспечивает потребности самого предприятия и государства необходимых финансовых ресурсов.            Важно классифицировать финансовые результаты и определить состав прибыли (таблица 1.2) . 

                      Таблица 1.2

     Классификация финансовых результатов 

Критерий  классификации Виды  финансовых результатов
По  порядку формирования 1) Выручка от основных  видов деятельности
  2) Прочие доходы
  3) Валовая прибыль
  4) Прибыль от продаж
  5) Прибыль до налогообложения
  6) Чистая прибыль
  7) Нераспределенная  прибыль после использования  её части на финансирование текущей инвестиционной деятельности и другие цели
  8) Валовой маржинальный  доход по перемененным затратам, валовой маржинальный доход по прямым затратам
   
По  источникам формирования 1) От реализации  продукции, работ, услуг
  2) От реализации  имущества
  3) От внереализационных операций
   
По  видам деятельности 1) От основной  деятельности
  2) От финансовой  деятельности
  3) От инвестиционной  деятельности
   
По  периодичности получения 1) Регулярное
  2) Сезонное, периодическое
  3) Чрезвычайное
   
По  степени охвата источников хозяйственных операций 1) На весь объем
  2) На единицу продукции
 

     Все показатели содержатся в форме №2 квартальной и годовой бухгалтерской отчетности предприятия - «Отчет о прибылях и убытках».

     Прибыль до налогообложения представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции, финансовой деятельности и доходов от прочих операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

     Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции в действующих ценах без НДС, спецналога и акцизов и затратами на ее производство и реализацию.

     Прибыль (убыток) от финансовой деятельности определяется также как разница между общей суммой полученных и уплаченных:

· штрафов, пени и неустоек и других экономических  санкций;

· процентов, полученных по суммам средств, числящихся на счетах предприятия;

· курсовых разниц по валютным счетам и по операциям в иностранной валюте;

· прибылей и убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году;

· убытков  от стихийных бедствий;

· потерь от списания долгов и дебиторской  задолженности;

· поступлений  долгов, ранее списанных как безнадежные;

· прочих доходов, потерь и расходов.

     Чистая  прибыль предприятия, т.е. прибыль, остающаяся в его распоряжении, определяется как разность между прибылью до налогообложения и суммой налогов на прибыль, рентных платежей, налога на экспорт и импорт.

     Чистая  прибыль направляется на производственное развитие, социальное развитие, материальное поощрение работников, создание резервного фонда, уплате в бюджет экономических санкций, связанных с нарушением предприятием действующего законодательства, на благотворительные и другие цели. [5]

     Неотъемлемым  признаком рыночной экономики является появление консолидированной прибыли.

     Консолидированная прибыль - это прибыль, сводная по бухгалтерской отчетности о деятельности и финансовых результатах материнских  и дочерних предприятий. Консолидированная бухгалтерская отчетность представляет собой объединение отчетности двух и более хозяйствующих субъектов, находящихся в определенных юридических и финансово-хозяйственных взаимоотношениях. Необходимость консолидации определяется экономической целесообразностью. Предпринимателям выгодно вместо одной крупной фирмы создавать несколько более мелких предприятий, юридически самостоятельных, но экономически взаимосвязанных, т.к. в этом случае может быть получена экономия на налоговых платежах. Кроме того, в связи с дроблением и ограничением юридической ответственности по обязательствам снижается степень риска в ведении бизнеса, достигается большая мобильность в освоении новых форм вложения капитала и рынков сбыта.

     Прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг) представляет собой разницу между выручкой от реализации продукции без НДС, акцизов, экспортных тарифов, и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции.

     Выручка от реализации продукции определяется либо по мере ее оплаты, либо по мере отгрузки товаров (продукции, работ, услуг) и предъявления покупателю расчетных документов. Метод определения выручки от реализации продукции устанавливается предприятием на длительный срок исходя из условий хозяйствования и заключения договоров. В отраслях сферы товарного обращения (торговля, общественное питание) вместо категории «выручка от реализации продукции» используется категория «товарооборот». Сущность товарооборота составляют экономические отношения, связанные с обменом денежных доходов на товары в порядке купли-продажи. В зарубежной практике вместо термина «выручка» зачастую используют термин «валовой доход». Однако это очень широкая трактовка данного термина. Валовой доход как экономическая категория выражает собой вновь созданную стоимость, или чистую продукцию хозяйствующего субъекта. В практике планирования и учета в торговле под валовым доходом понимается сумма торговых надбавок (скидок); в общественном питании - сумма торговых набавок (скидок) и наценок. [9]

     Себестоимость продукции представляет собой стоимостную  оценку используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Затраты, входящие в себестоимость по экономическому содержанию группируются по следующим элементам:

- материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизация основных фондов;

- прочие затраты.

     Таким образом, подводя итоги по данному  разделу, можно выделить основные виды прибыли:

· прибыль до налогообложения;

· прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг);

· прибыль (убыток) от финансовой деятельности;

·валовая прибыль;

· чистая прибыль предприятия;

· консолидированная  прибыль.

     Прибыль играет решающую роль в стимулировании дальнейшего повышения эффективности производства, усиления материальной заинтересованности работников в достижении высоких результатов деятельности своего предприятия. Дальнейшее усиление распределительной и стимулирующей роли прибыли связано с совершенствованием механизма ее распределения.  

    1. Система показателей рентабельности предприятия

     Прибыль – это конечный финансовый результат  деятельности предприятия. При рыночной экономике результаты деятельности оцениваются системой показателей, основным среди которых является рентабельность, определяемая как отношение  прибыли к одному из показателей  функционирования торгового предприятия. При расчете рентабельности могут  быть использованы разные показатели прибыли. Это позволяет выявить не только общую экономическую эффективность работы предприятия, но и оценить другие стороны его деятельности.   Для принятия управленческих решений обычно используется структурированная система показателей, ориентированная на определенную цель.             Состав системы показателей в определенной степени зависит от вида проводимого анализа. Принято выделять два вида финансового анализа: внутренний и внешний. Внешний финансовый анализ производится независимыми аналитиками и в основном базируется на общедоступной информации, поэтому он менее детализирован и более формализован. Информационная база внутреннего анализа гораздо шире, соответственно расширяются и возможности самого анализа.       Показатель рентабельности отражает соотношение прибыли предприятия и факторов, которые являются, по сути, предпосылками ее возникновения. Бухгалтерская отчетность позволяет рассчитать большое количество показателей рентабельности, поэтому их необходимо систематизировать в аналитические группы с целью упорядочения и обеспечения оптимальности при выполнении аналитических процедур.  Возможные сочетания прибыли с влияющими на нее факторами дают в итоге множество показателей рентабельности, различных не только по решаемым задачам и содержанию, но и по использованным при ее расчете показателям прибыли. В качестве последних в отечественной практике традиционно используются показатели прибыли от реализации и чистой прибыли.            Выбор необходимых показателей рентабельности определяется тем, насколько они в совокупности представляют собой не просто набор, а систему, построенную на определенных принципах: отдельные показатели не дублируют друг друга, но и не оставляют «белых пятен»; не противоречат друг другу, а взаимно дополняют и другие. А для этого важно правильно оценить аналитические возможности каждого показателя рентабельности и определить его значение в системе.       Рентабельность товарооборота (продаж) отражает зависимость между прибылью и товарооборотом и показывает величину прибыли, полученную с единицы проданного товара. Поскольку бухгалтерский учет хозяйственных операций ведется в денежном выражении, то коэффициент рентабельности продаж умножается на 1000, показывает, какая прибыль была получена с 1 тыс. рублей проданных товаров. Чем больше прибыль, тем выше рентабельность товарооборота.        Показатель рентабельности собственного капитала позволяет инвесторам оценивать потенциальный доход от вложения средств в акции и другие ценные бумаги. На основе показателя можно определить период (число лет), в течение которого полностью окупаются средства, вложенные в торговое предприятие. Рентабельность собственного капитала рассчитывается как отношение чистой прибыли к собственному капиталу.  Рентабельность активов рассчитывается как отношение прибыли к общей сумме активов, данный показатель используется в качестве основного (обобщающего) и позволяет оценить эффективность суммарных капиталовложений по финансовым источникам вне зависимости от сравнительных размеров источников этих средств.    Рентабельность производственных фондов торгового предприятия определяется по соотношению суммы (валовой, чистой) и средней стоимости основных и материальных оборотных средств, умноженному на 100. Наряду с показателями товарооборота, капитала, основных и оборотных средств для расчета уровня рентабельности (коэффициентов) применяются и другие показатели: издержки обращения, торговая площадь, численность персонала, каждый из которых подчеркивает определенный аспект результатов деятельности предприятия.    Уровень рентабельности, исчисленный отношением суммы прибыли от реализации товаров к сумме издержек обращения, показывает эффективность текущих затрат. Увеличение или сокращение издержек обращения непосредственно влияет на уменьшение или рост прибыли. Этот показатель рентабельности определяет эффективность торговой сделки по товарам.  Рентабельность, рассчитанная по отношению к численности занятых на предприятии работников, характеризует эффективность использования рабочей силы и показывает размер полученной прибыли в расчете на одного работника.             Таким образом, рентабельность — это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.); они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Оценка  политики управления прибылью и рентабельностью  на ОАО «Сибтехэнерго»
 

    2.1  Организационно-экономическая характеристика и финансовое состояние ОАО «Сибтехэнерго»

      Исследования  проведено на материалах ОАО «Сибтехэнерго», которая по организационно – правовой форме является открытым акционерным обществом.           Основным видом деятельности ОАО «Сибтехэнерго» являются монтажные и пуско-наладочные работы.        В ОАО «Сибтехэнерго» создан уставный  фонд, размер которого на 2009 г. составляет 5000 руб. Высшим органом управления ОАО «Сибтехэнерго» является собрание учредителей.        В 2009 г. среднесписочная численность работников ООО «Русь» составила 154 чел.            Для того, чтобы наиболее полно отразить финансовое состояние  ОАО «Сибтехэнерго», рассмотрим показатели структуры активов и капитала предприятия за 2 года.          Валюта баланса ОАО «Сибтехэнерго»  со временем изменилась. По сравнению с 2008г. валюта баланса 2009г. , снизилась (табл. 2.1).   В активах баланса по состоянию на 2009 г. значительное изменение в сторону роста претерпела краткосрочная дебиторская задолженность, увеличившись на 8,4 пункта к валюте баланса, что говорит о необходимости внедрения более эффективной системы управления расчетами с заказчиками. В то же время на конец 2009 г. снизилась сумма оборотных активов на 5,4  пунктов к валюте баланса. А также увеличились внеоборотные активы в целом на 0,8 пункта.           Среди пассивов особое изменение претерпел заемный капитал, в основном, за счет снижения кредиторской задолженности.

                           Таблица 2.1

Агрегированный  баланс ОАО «Сибтехэнерго» за 2008-2009 годы

                   2008г. 2009г. Изменения (+,-)
                     Показатель Сумма, Доля, Сумма, Доля, Сумма, Доля,
  тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
Внеоборотные активы 36337 21,5 34242 22,3 -2095 0,8
Оборотные активы, запасы 13039 7,7 3499 2,3 -9540 -5,4
в т. ч.        НДС - - - - - -
Долгосрочная  дебиторская задолженность 666 0,4 2067 1,3 1401 0,9
Краткосрочная дебиторская задолженность 67078 39,7 73825 48,1 6747 8,4
в т. ч.     денежные средства 51934 30,7 39896 26 -12038 -4,7
прочие  оборотные активы - - - - - -
Баланс (Актив) 169054 100 153529 100 -15525 -
Капитал и резервы 90371 53,5 120027 78,2 29656 24,7
Долгосрочные  обязательства 5328 3,2 4432 2,9 -896 -0,3
Краткосрочные обязательства 73355 43,3 29070 18,9 -44285 -24,4
  в т. ч. займы - - - - - -
кредиторская  задолженность 72261 42,7 28821 18,8 -43440 -23,9
Баланс (Пассив) 169054 100 153529 100 -15525 -

Информация о работе Политика управления прибылью и рентабельностью основной деятельности ОАО «Сибтехэнерго»: этапы и способы реализации