Политика управления прибылью и рентабельностью основной деятельности ОАО «Сибтехэнерго»: этапы и способы реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 14:23, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучить сущность и теоретические основы политики управления прибылью и рентабельностью, провести анализ прибыли на материалах ОАО «Сибтехэнерго».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
· раскрыть теоретические основы управления прибылью и рентабельностью;
·рассмотреть систему показателей рентабельности;
· провести анализ прибыли и факторов, влияющих на неё по ОАО «Сибтехэнерго»;
Предмет исследования - процессы управления прибылью.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Теоретические основы управления прибылью и рентабельностью организации………………………………………………………………….5
Политика управления прибылью: этапы и механизмы реализации .5
Экономическая сущность прибыли, ее виды и состав…………….16
Система показателей рентабельности предприятия……………… 22
Оценка политики управления прибылью и рентабельностью организации………………………………………………………………………. 26
Организационно-экономическая характеристика и финансовое состояние ОАО «Сибтехэнерго» ………………………………………26
Распределение и использование прибыли на ОАО «Сибтехэнерго»…………………………………………………………………….33
Оценка показателей рентабельности препдприятия……………..38
Механизмы повышения прибыли и рентабельности организации….41
3.1 Мероприятия по оптимизации управления прибылью и рентабельностью, пути их решения……………………………………………… ..41
Заключение………………………………………………………………….44
Список используемых источников…………………………………………46
Приложения ………………………………………………………………….47

Работа содержит 1 файл

КУрсовая КФП прибыль и рентаб(валя).docx

— 113.30 Кб (Скачать)

СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ 

Кафедра финансов 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине: «Краткосрочная финансовая политика»

на тему: «Политика  управления прибылью и рентабельностью  основной деятельности ОАО «Сибтехэнерго»: этапы и способы реализации»

                                                      Студентки 4 курса

                                                      Полехиной Валентины

                                                                  ФК - 71

                                          Руководитель__Думбадзе Тимур          Бежанович__________________________

                                          _______________________________________

                                          (должность, ученое  звание, ученая степень) 

                                          Оценка после защиты________________

                                          Состав комиссии:

                                          ___________________________________

                                          (подпись)   (ФИО)

                                          ___________________________________

                                          ___________________________________

                             Дата защиты______________________ 

Новосибирск   2011

    Содержание

    Введение……………………………………………………………………...3

  1. Теоретические основы управления прибылью и рентабельностью организации………………………………………………………………….5
    1. Политика управления прибылью: этапы и механизмы реализации .5
    2. Экономическая сущность прибыли, ее виды и состав…………….16
    3. Система показателей рентабельности предприятия……………… 22
  2. Оценка политики управления прибылью и рентабельностью организации………………………………………………………………………. 26
    1. Организационно-экономическая характеристика и финансовое состояние ОАО «Сибтехэнерго» ………………………………………26
    2. Распределение и использование прибыли на ОАО «Сибтехэнерго»…………………………………………………………………….33
    3. Оценка показателей рентабельности препдприятия……………..38
  3. Механизмы повышения прибыли и рентабельности организации….41

    3.1 Мероприятия  по оптимизации управления прибылью  и рентабельностью, пути их решения……………………………………………… ..41

    Заключение………………………………………………………………….44

    Список  используемых источников…………………………………………46

    Приложения ………………………………………………………………….47 
     
     
     
     
     

    Введение

    Рыночная  экономика определяет конкретные требования к системе управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования производства в соответствии с изменением конъектуры рынка. С переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства усиливается многоаспектное значение прибыли.             Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.     Финансовые ресурсы используются предприятием в процессе производственной и инвестиционной деятельности. Они находятся в постоянном движении и пребывают в денежной форме лишь в виде остатков денежных средств на расчетном счете в коммерческом банке и в кассе предприятия. Предприятие, заботясь о своей финансовой устойчивости и стабильном месте в рыночном хозяйстве, распределяет свои финансовые ресурсы по видам деятельности и во времени.         Получение прибыли является обязательным условием функционирования предприятия.            Являясь источником производственного и социального развития, прибыль занимает ведущее место в обеспечении самофинансирования предприятий и объединений, возможности которых во многом определяются тем, насколько доходы превышают затраты.        Прибыль - объективная экономическая категория товарно-денежных отношений. Формирование регулируемого рынка товаров сопровождается повышением роли прибыли в системе показателей экономической характеристики деятельности предприятий. К тому же прибыль - реальная база налогообложения и, как правило, источник уплаты налогов.     Цель курсовой работы - изучить сущность и теоретические основы политики управления прибылью и рентабельностью, провести анализ прибыли на материалах ОАО «Сибтехэнерго».

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

· раскрыть теоретические основы управления прибылью и рентабельностью;

·рассмотреть систему показателей рентабельности;

· провести анализ прибыли и факторов, влияющих на неё по ОАО «Сибтехэнерго»;

    Предмет исследования - процессы управления прибылью.

    Объект  исследования – ОАО «Сибтехэнерго». Одна из ведущих компаний на рынке инжиниринговых услуг для предприятий электроэнергетической отрасли, работает в этой области более 50 лет. Спектр работы специалистов фирмы включает пуско-наладочные работы по электроэнергетическому оборудованию, работы по организации эксплуатации объектов энергетики, работы по регламентному обследованию оборудования электрических станций, инновационные разработки, проектные работы, работы по "строительству под ключ" объектов энергетики, а также разработки перспективных программ развития предприятий энергетики.       В настоящей работе были использованы следующие методы  финансового анализа: факторный анализ прибыли, анализ показателей рентабельности, а также факторный анализ рентабельности хозяйственной деятельности. 
 
 
 

  1. Теоретические основы управления прибылью и рентабельностью  организации
 
    1. Политика  управления прибылью: этапы и механизмы  реализации
 

     Система планирования формирования и распределения  прибыли является наиболее сложной в общем механизме управления ею и требует для своей реализации высокой квалификации исполнителей. Ее реализация заключается в разработке политики управления прибылью предприятия на ряд предстоящих лет. Под такой политикой понимается определение системы долгосрочных целей формирования и распределения прибыли в соответствии с задачами развития предприятия и выбор наиболее эффективных путей их достижения.            Процесс разработки политики управления прибылью торгового предприятия проходит ряд этапов:         1. Определение общего периода разработки политики формирования и распределения прибыли предприятия.        2. Исследование факторов внешней среды и степени их воздействия на прибыль предприятия.           3. Определение системы стратегических целей формирования и распределения прибыли.           4. Конкретизация целевых показателей формирования и распределения прибыли по периодам их реализации.        5.Разработка политики формирования прибыли     6.Разработка политики распределения прибыли     7.Разработка системы организационно-экономических мероприятий по обеспечению реализации политики управления прибылью    8.Оценка разработанной политики управления прибылью.   Определение общего периода разработки политики формирования и распределения прибыли торгового предприятия зависит от ряда условий.  Главным условием определения периода формирования этой политики является продолжительность периода, принятого для формирования общей стратегии развития предприятия и его финансовой стратегии. Это связано с тем, что политика управления прибылью предприятия является неотъемлемой составной частью этих стратегий и, так как носит по отношению к ним подчиненный характер, она не может выходить за пределы периода их разработки (более короткий период разработки политики управления прибылью допустим).            Важным условием периода формирования политики управления прибылью является предсказуемость развития экономики в целом и конъюнктуры тех сегментов товарного и финансового рынков, с которыми связана деятельность предприятия. В условиях нынешнего нестабильного (а по отдельным аспектам непредсказуемого) развития экономики страны этот период не может быть слишком продолжительным и в среднем должен определяться рамками 3 лет.           Условиями определения периода формирования политики управления прибылью являются также отраслевая принадлежность предприятия, его размер, стадия жизненного цикла и другие.       Исследование факторов внешней среды и степени их воздействия на прибыль торгового предприятия предопределяет изучение экономико-правовых условий деятельности предприятия и возможного их изменения в предстоящем периоде. Кроме того, на этом этапе анализируется конъюнктура товарного и финансового рынков и факторы ее определяющие, а также разрабатывается прогноз конъюнктуры в разрезе отдельных сегментов этих рынков, связанных с деятельностью предприятия.      Определение системы стратегических целей формирования и распределения прибыли должно быть подчинено главной цели управления ею – максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде. Вместе с тем, эта главная цель требует определенной конкретизации с учетом задач и особенностей предстоящего развития предприятия.             Систему стратегических целей следует формулировать четко и кратко, отражая каждую из целей в конкретных показателях с тем, чтобы впоследствии можно было легко оценить – приблизилось ли предприятие к своим стратегическим целям или отдалилось от них. В качестве таких целевых показателей могут быть установлены: среднегодовой темп роста прибыли; уровень рентабельности собственного капитала: качество формируемой прибыли по отдельным ее видам; соотношение капитализируемой и потребляемой чистой прибыли и другие.          Конкретизация целевых показателей формирования и распределения прибыли по периодам их реализации осуществляется обычно по годам перспективного периода, что создает основу последующего текущего ее планирования. При этом должна быть обеспечена синхронизация во времени всех стратегических целевых показателей управления прибылью с учетом последовательности и комплексности решаемых предприятием задач.    Разработка политики формирования прибыли определяет основные пути достижения разработанных целевых показателей. Составными частями такой политики могут быть политика формирования доходов, налоговая политика, амортизационная политика и т. п.      Разработка политики распределения прибыли носит аналогичный характер относительно этого аспекта управления прибылью. Составными частями этой политики могут быть инвестиционная политика, дивидендная политика, политика участия персонала в прибыли и т. п.    Разработка системы организационно-экономических мероприятий по реализации политики управления прибылью предусматривает формирование на предприятии центров ответственности разных типов; определение прав, обязанностей и меры ответственности их руководители; разработку системы стимулирования работников за их вклад в формирование и эффективное использование прибыли и т. п.         Оценка разработанной политики управления прибылью проводится по следующим основным параметрам: согласованность политики с внешней средой. В процессе этой оценки определяется насколько разработанная политика управления прибылью соответствует прогнозируемому развитию экономики страны и изменениям конъюнктуры товарного и финансового рынков; внутренняя сбалансированность политики. При этом определяется насколько она согласуется с общей финансовой стратегией предприятия; насколько согласуются между собой отдельные цели и целевые показатели политики управления прибылью; насколько эффективны и согласованы между собой мероприятия по обеспечению ее реализации; реализуемость политики с учетом имеющегося ресурсного потенциала предприятия: производственного, финансового, кадрового и т. п.; приемлемость уровня рисков, связанных с реализацией политики. Так как уровень прибыли тесно связан с уровнем рисков, в процессе оценки необходимо определить насколько уровень хозяйственных рисков является допустимым для деятельности данного торгового предприятия с позиций возможного размера финансовых потерь; результативность политики. Оценка результативности политики управления прибылью может быть определена прежде всего с помощью системы коэффициентов рентабельности. Наряду с этим, могут быть оценены и внеэкономические результаты реализации разработанной политики – рост деловой репутации предприятия; повышение уровня управляемости структурными его подразделениями (при создании центров ответственности); улучшение условий труда и быта работников; повышение уровня материальной и социальной удовлетворенности персонала (за счет эффективных программ его участия в прибыли) и т. п.            Для планирования прибыли используют следующие методы:

     - метод прямого расчета;

     - расчетно-аналитический;

     - экономико-статистические;

     - экономико-математические;

     - на основе прогнозируемой величины  прибыли.     В процессе управления прибылью предприятия главная роль отводиться формированию прибыли по операционной деятельности. Операционная деятельность – это основной вид деятельности предприятия, с целью осуществления которой оно создано.        Операционная деятельность предприятия характеризуется следующими основными особенностями, определяющими характер формирования прибыли:                                                                                                                               1.    Она является главным компонентом всей хозяйственной деятельности предприятия, основной целью его функционирования. Основной объем формируемых активов, основная численность персонала предприятия обслуживает эту деятельность. Соответственно прибыль от операционной деятельности при нормальных условиях функционирования предприятия занимает наибольший удельный вес в общем объеме прибыли предприятия.                           2.    Операционная деятельность носит приоритетный характер по отношению к инвестиционной, финансовой и другим видам деятельности. Поэтому развитие любых иных видов деятельности не должно вступать в противоречие с развитием операционной деятельности, а только поддерживать ее. Соответственно и прибыль от инвестиционной, финансовой и других видов деятельности не должна формироваться в ущерб формированию прибыли от операционной деятельности.                       3.    Интенсивность развития операционной деятельности является основным параметром оценки отдельных стадий жизненного цикла предприятия. Соответственно возможности формирования операционной прибыли на разных стадиях жизненного цикла предприятия определяют цели и задачи не только политики управления прибылью, но и направленность общей стратегии развития предприятия.                    4.    Хозяйственные операции, входящие в состав операционной деятельности предприятия, носят самый регулярный характер. В сравнении с операциями других видов деятельности частота операций по ней самая высокая. Это определяет регулярность формирования операционной прибыли в нормальных условиях хозяйствования предприятия.

5.    Операционная деятельность предприятия  ориентирована в основном на

товарный  рынок, в то время как финансовая и инвестиционная его деятельность осуществляются преимущественно на финансовом рынке. При этом, операционная деятельность связана с различными видами и сегментами товарного рынка, определяемыми спецификой используемого сырья и материалов, составом используемого оборудования, характером готовой продукции. Соответственно и условия формирования операционной прибыли в значительной степени связаны с состоянием конъюнктуры соответствующих видов и сегментов товарного рынка.

6.   Инвестированный в операционную деятельность капитал принимает форму операционных активов предприятия. От состава этих активов, их

сбалансированности, скорости обращения и других характеристик  в значительной мере зависит способность предприятия генерировать операционную прибыль. Поэтому один из важных факторов успешного формирования операционной прибыли является эффективное управление операционными активами предприятия.

7.    В процессе операционной деятельности потребляется значительный объем живого труда, в отличие от инвестиционной и финансовой деятельности, где затраты этого труда несущественны. Соответственно и способность предприятия генерировать операционную прибыль в значительной степени зависит от достаточности используемых трудовых ресурсов, профессионального и квалификационного состава персонала и т. п. Использование живого труда в значительной мере предопределяет специфику операционных затрат, связанных со стимулированием персонала, обеспечением надлежащих условий труда, формированием особых видов налоговых платежей предприятия и т. п., что отражается и на условиях формирования операционной его прибыли.

8.    Операционной деятельности присущи, наряду с общими, и специфические виды рисков, объединяемые понятием операционный риск. Поэтому уровень операционной прибыли, получаемый предприятием при различных альтернативных вариантах хозяйствования, должен в первую очередь соотноситься с уровнем операционного риска.

      В системе хозяйственной деятельности предприятия, обеспечивающей формирование его прибыли, определенное место занимает инвестиционная деятельность.

      Инвестиционная  деятельность характеризует процесс  обоснования и реализации наиболее эффективных форм вложения капитала, направленных на расширение экономического потенциала предприятия. Экономическое развитие предприятия, обуславливающее рост формируемой им суммы прибыли, и его инвестиционная активность являются взаимообусловленными процессами. Поэтому каждое предприятие должно уделять постоянное внимание своей инвестиционной деятельности.

Информация о работе Политика управления прибылью и рентабельностью основной деятельности ОАО «Сибтехэнерго»: этапы и способы реализации