Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:42, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ управления привлечением заемного капитала. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. определить понятие и сущность заемного капитала;
2. рассмотреть политику привлечения заемного капитала;
3.проанализировать привлечение заемного капита
Введение…………………………………………………………………………3
1.Теоретические аспекты заемной политики предприятия ………………….4
1.1 Понятие заемных средств ………………………………………………….4
1.2 Формы, виды и источники привлечения заемных финансовых средств .9
2. Технология привлечения отдельных видов заемного капитала ………….12
2.1 Политика формирования собственных финансовых ресурсов предприятия…………………………………………………………………….. 12
2.2 Формирование политики привлечения предприятием заемных средств………………………………………………………………………...… 18
3.1. Анализ привлечения заемных средств……………………………………23
3.2.Управление привлечением заемных средств на предприятии ОАО «МРСК Северо-Запада» …………………………………………….24
Заключение …………………………………………………………………….26
Список использованной литературы …………………………………………28
Использование
заемного капитала позволяет существенно
расширить объем хозяйственной
деятельности предприятия, обеспечить
более эффективное
Хотя
основу любого бизнеса составляет собственный
капитал, на предприятиях ряда отраслей
объем используемых заемных финансовых
средств значительно
Можно выделить различные формы привлечения заемных средств. Так, заемный капитал привлекается для обслуживания хозяйственной деятельности предприятия в следующих основных формах:
- в денежных средствах в национальной валюте;
- в денежных средствах в иностранной валюте;
- в товарной форме (в виде поставок с отсрочкой платежа сырья, материалов, товаров);
- в форме предоставления к использованию на арендной основе основных фондов;
- в иных формах (предоставление с отсрочкой платежа отдельных нематериальных активов и т. п.).
Выбор форм привлечения заемных средств осуществляется предприятием самостоятельно, исходя из целей и специфики его хозяйственной деятельности.
Формы привлечения заемных средств: денежные средства, товарная форма, лизинг, иные формы.
Исходя из состава заемных средств, в финансовой практике основными кредиторами (поставщиками заемных средств) предприятия являются:
- коммерческие банки и другие учреждения, предоставляющие кредиты в денежной форме (ипотечные банки, трастовые компании и т. п.);
- поставщики и покупатели продукции (коммерческий кредит поставщиков и авансовые платежи покупателей);
- фондовый рынок (выпуск облигаций и других ценных бумаг, кроме акций) и другие источники.
В какой бы форме не привлекались заемные средства, они должны быть обеспечены соответствующими активами предприятия. Особое значение обеспеченность соответствующими ликвидными активами приобретает при привлечении заемных средств в денежной форме (при их привлечении в товарной форме обеспечением выступают сами товары, а при их привлечении в форме арендуемого имущества - сами арендуемые основные фонды).
По
степени обеспечения заемных
средств, привлекаемых в денежной форме,
служащего гарантией полного
и своевременного их возврата, выделяют
такие их виды:
- бланковый или необеспеченный кредит. Этот вид кредита выдается, как правило, предприятию, которое хорошо зарекомендовало себя своевременным возвратом и выполнением всех условий кредитного договора;
- обеспеченный кредит. В современной финансовой практике используются следующие виды кредитного обеспечения: поручительство (гарантия) - обязательство третьей стороны (оформленное специальным документом - «авалем») перед кредитором оплатить при наступлении гарантийного случая задолженность предприятия-заемщика (одной из разновидностей гарантии является страхование ответственности заемщика за непогашение кредита страховой компанией);
- залог - способ обеспечения, при котором кредитор (залогодержатель) приобретает право в случае неисполнения предприятием-заемщиком своих обязательств по кредитному договору получить удовлетворение за счет заложенного имущества. При залоге имущество остается до предъявления претензий в пользовании предприятия-заемщика;
-
заклад - способ обеспечения, при котором
имущество заемщика до возврата ссуды
передается кредитору (например, ценные
бумаги).
2. Технология привлечения отдельных видов заемного капитала.
2.1.Формирование политики привлечения собственных и заемных средств.
Политика формирования собственных финансовых ресурсов представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающаяся в обеспечении необходимого уровня самофинансирования его производственного развития.
Основными задачами управления
собственным капиталом
- определение целесообразного размера собственного капитала;
- увеличение, если требуется, размера собственного капитала за счет нераспределенной прибыли или дополнительного выпуска акций;
-определение рациональной структуры вновь выпускаемых акций;
- определение и реализация дивидендной политики.
Разработка политики формирования собственных финансовых ресурсов предприятия осуществляется по следующим основным этапам[2]
Анализ формирования собственных финансовых ресурсов предприятия в предшествующем периоде. Целью такого анализа является выявление потенциала формирования собственных финансовых ресурсов и его соответствия темпам развития предприятия.
На первом этапе анализа
На втором этапе анализа
На третьем этапе анализа
Определение
общей потребности в
Псфр = (Пк * Уск) / 100 – СКн + Пр, (1.)
где:
Псфр – общая потребность в собственных финансовых ресурсах предприятия в планируемом периоде;
Пк – общая потребность в капитале на конец планового периода;
Уск – планируемый удельный вес собственного капитала в общей его сумме;
СКн – сумма собственного
капитала на начало
Пр – сумма прибыли направляемой на потребление в плановом периоде.
Рассчитанная общая потребность охватывает необходимую сумму собственных финансовых ресурсов формируемых как за счет внутренних, так и за счет внешних источников.
Оценка стоимости привлечения собственного капитала из различных источников. Такая оценка проводится в разрезе основных элементов собственного капитала формируемого за счет внутренних и внешних источников.
Результаты такой оценки
Обеспечение максимального объема привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников. До того, как обращаться к внешним источникам формирования собственных финансовых ресурсов, должны быть реализованы все возможности их формирования за счет внутренних источников. Так как ровными планируемыми внутренними источниками формирования собственных финансовых ресурсов предприятия являются сумма чистой прибыли и амортизационных отчислении, то в первую очередь следует в процессе планирования этих показателей предусмотреть возможности их роста за счет различных резервов.
Обеспечение необходимого объема привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников. Объем привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников призван обеспечить ту их часть, которую не удалось сформировать за счет внутренних источников финансирования. Если сумма привлекаемых за счет внутренних источников собственных финансовых ресурсов полностью обеспечивает общую потребность в них в плановом периоде, то в привлечении этих ресурсов за счет внешних источников нет необходимости.
Потребность в привлечении собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников предлагает рассчитывать по следующей формуле:
СФРвнеш =Псфр – СФРвнут, (2.)
где:
СФРвнеш – потребность в
привлечении собственных
Псфр – общая потребность
в собственных финансовых
СФРвнут – сумма собственных
финансовых ресурсов
Обеспечение удовлетворения потребности в собственных финансовых ресурсах за счет внешних источников планируется за привлечения дополнительного паевого капитала, дополнительной эмиссии акций или за счет других источников.
Оптимизация соотношения внутренних и внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов.
Процесс этой оптимизации
- обеспечении минимальной совокупной стоимости привлечения собственных финансовых ресурсов. Если стоимость привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников существенно превышает планируемую стоимость привлечения заемных средств, то от такого формирования собственных ресурсов следует отказаться;
- обеспечении сохранения управления предприятием первоначальными его учредителями. Рост дополнительного паевого или акционерного капитала за счет сторонних инвесторов может привести к потере такой управляемости.
Эффективность разработанной политики формирования собственных финансовых ресурсов оценивается с помощью коэффициента самофинансирования развития предприятия в предстоящем периоде. Его уровень должен соответствовать поставленной цели.
Коэффициент самофинансирования развития предприятия рассчитывается по следующей формуле:
Ксф = СФР / D/А +ПП), (3.)
где:
Ксф – коэффициент
СФР – планируемый объем
D/А – планируемый прирост активов предприятия;
ПП – планируемый объем
Успешная реализация разработанной политики формирования собственных финансовых ресурсов связана с решением следующих основных задач:
- обеспечением максимизации формирования прибыли предприятия с учетом допустимого уровня финансового риска;
- формированием эффективной политики распределения прибыли (дивидендной политики) предприятия;
- формированием и эффективным осуществлением политики дополнительной эмиссии акций (эмиссионной политики) или привлечения дополнительного паевого капитала.
Основу формирования собственных внутренних финансовых ресурсов предприятия, направляемых на производственное развитие, составляет балансовая прибыль, которая характеризует один из важнейших результатов финансовой деятельности предприятия.