Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 20:20, дипломная работа
Целью данной работы является изучений теоретических аспектов финансового планирования, в том числе стратегического и тактического, основ системы бюджетирования, а также изучение методики постановки системы бюджетирования на предприятии на современном этапе и основных проблем с этим связанных.
Первая глава посвящена рассмотрению системы финансового планирования на предприятии, ее сущности и основным принципам построения. Особое внимание уделено процессу бюджетирования, которое является составной частью финансового планирования, краткосрочным оперативным планированием.
стр.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Сущность и основные принципы финансового планирования
1.2 Методика анализа и формирования бюджетов……………………
Глава 2 СИСТЕМА БЮДЖЕТИРОВАНИЯ компании «Oriflame»
2.1 Краткая характеристика деятельности анализируемого предприятия
2.2 Бюджетирование
Глава 3 ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
3.1 Проблемы предприятий стран СНГ
3.2 Управление бюджетными рисками
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
В анализе первого уровня предусматривается использование основного бюджета, т.е. плана, который не предусматривает изменение объема или других условий в плановый период.
Таблица 2
Анализ отклонений за год[28].
Показатели | Фактически, ден. ед. | Доля, % | Жесткий бюджет, ден. ед. | Доля, % | Отклонения, ден. ед. (+,-) (гр.2-гр.4) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Объем продаж, ед | 10 000 | ---- | 12 000 | --- | -2 000 |
Выручка | 720 000 | 100,0 | 840 000 | 100,0 | -120 000 |
Переменные расходы | 546 600 | 75,9 | 552 000 | 65,7 | -5 400 |
Маржинальный доход | 173 400 | 24,1 | 288 000 | 34,3 | -114 600 |
Постоянные расходы | 172 000 | 23,9 | 176 000 | 21,0 | -4 000 |
Операционная прибыль | 1 400 | 0,2 | 112 000 | 13,3 | -110 600 |
Отклонения от основного бюджета | -110 600 ден. ед. |
В практике используют гибкий бюджет («переменный»), приспособленный к меняющемуся объему.
Гибкий бюджет является неотъемлемой частью анализа второго уровня. Отклонение прибыли распадается на две категории:
а) отклонение, вызванное изменением объема продаж, появляется при составлении основного и гибкого бюджета, цена и удельные переменные расходы постоянны;
б) отклонение от гибкого бюджета появляется при сравнении фактических данных и гибкого бюджета, берется фактический объем продаж.
Отклонение от при- Количество единиц реализованной
были, вызванное из- продукции по гибкому бюджету
менением объема минус количество единиц реализованной
продаж
Второй уровень (см. табл. 3) анализа характеризует отклонения, вызванные изменением объема продаж. Они могут в свою очередь детализироваться, показывая влияние структурных сдвигов, емкости рынка, доли на рынке.
Анализ отклонений за год[29].
Показатели | Фактически, ден.ед. | Отклонения, ден.ед. (гр.2-гр.4) | Гибкий бюджет, ден.ед. | Отклонение в объеме продаж, ден.ед (гр.4-гр.6) | Статичный бюджет, ден.ед. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Выпуск, ед. | 10 000 | --- | 10 000 | -2 000 | 12 000 |
Выручка (объем продаж) | 720 000 | +20 000 | 700 000 | -140 000 | 840 000 |
Переменные расходы | 546 600 | +86 600 | 460 000 | -92 000 | 552 000 |
Маржинальный доход | 173 400 | -66 600 | 240 000 | -48 000 | 288 000 |
Постоянные расходы , д.е. | 172 000 | -4 000 | 176 000 | --- | 176 000 |
Операционная прибыль , д.е. | 1 400 | -62 600 | 64 000 | -48 000 | 112 000 |
| -62600 д.е. Отклонение от гибкого бюджета | -48 000 д.е. Отклонение от объема | |||
| Отклонение от статистического бюджета -110 600 |
Данная проблема полностью ложиться на плечи отдела маркетинга, который должен, несмотря на влияние различных факторов, обеспечить запланированный объем продаж.
Сравнение данных первого и второго уровня анализа и данных гибкого бюджета может быть недостаточно для объективных выводов, и в этом случае проводят анализ отклонений третьего уровня (табл. 4).
Таблица 4
Анализ отклонений третьего уровня[30]
Детализация ценового отклонения | Детализация отклонения | Детализация Отклонения |
Территория «А» Территория «В» Ценовое отклонение (Sales price)
| По материалам
(фактор норм, фактор цен), трудовым и прочим затратам | По объему продаж
По структурным сдвигам |
Возможных уровней детализации может быть много. Например, влияние отклонения цен по районам может быть подразделено по покупателям, торговым агентам, сезонам года и т.д. Степень детализации и число уровней анализа определяется руководителем.
Своевременный контроль и корректировка исполнения бюджета возможны лишь при эффективной организации системы управления бюджетированием.
Управление бюджетированием начинается с назначения директора по бюджету. Он отвечает за подготовительный процесс, стандартизацию проектных форм, сбор и сопоставление данных, проверку информации и предоставление отчетов. Директором по бюджету обычно назначается финансовый директор (вице–президент по финансам). Он выступает в качестве штатного эксперта и координирует действия отделов.
Кроме этого создается комитет по бюджету. Комитет по бюджету – это составленная из руководителей верхнего звена консультативная группа, которая может включать и внешних консультантов. Комитет по бюджету – это постоянно действующий орган, который занимается тщательной проверкой стратегических и финансовых планов, дает рекомендации, разрешает разногласия и оперативно вносит коррективы в деятельности компании[31].
Руководство по бюджету – это набор инструкций, отражающих политику, организационную структуру предприятия, разделение прав, обязанностей и ответственности исполнителей; они выполняют роль свода правил и рекомендаций для составления бюджетных программ. В инструкциях должно излагаться, что, когда, как, и в какой форме нужно делать.
О проблемах предприятий много пишут, предлагая различные пути их решения. В данной работе предлагается обсудить реальные возможности процессного подхода к реорганизации деятельности, направленной на повышение финансово-экономической эффективности, усиление клиентной ориентации предприятия.
Обратимся, прежде всего, к проблемам, связанным с организацией системы финансового планирования. На рис. 13 эти проблемы распределены по важности.
Рис.13. Проблемы связанные с организацией финансового планирования[32]
Источником информации является богатый опыт работы в проектах
по внедрению подобного рода систем и общение с руководителями финансовых служб предприятий (финансовые директора, начальники плановых отделов и др.).
Важнейшей проблемой в этой области является реальность формируемых финансовых планов. Действительно, реальное и эффективное управление компанией возможно лишь при наличии обоснованного плана на достаточно длительный промежуток времени – год, квартал. Нереальность планов вызывается, как правило, необоснованными плановыми данными по сбыту, плановой доле денежных средств в расчетах, заниженными сроками погашения дебиторской задолженности, раздутыми потребностями в финансировании (затраты подразделений на техническое обслуживание, капитальный ремонт, общехозяйственные расходы и т.д.). В итоге, полученные ценой значительных усилий, планы не являются реальным инструментом управления, которое осуществляется по-прежнему – путем субъективного распределения оборотных средств по различным текущим статьям. Одной из ключевых причин этого факта является функциональная разобщенность подразделений, участвующих в составлении финансовых планов.
Второй важнейшей проблемой является оперативность составления планов. Даже хорошо проработанный план становиться ненужным, если опаздывает к заданному времени. Так месячный план, утверждаемый к концу второй недели, с самого начала вызывает сомнения в своей практической пользе. Причины низкой оперативности хорошо известны управленцам, это: отсутствие четкой системы подготовки и передачи плановой информации из отдела в отдел, необходимость долгих процедур итерационного согласования планов, недостаток и недостоверность информации. Очень часто, процедуры формирования финансового плана строятся на недокументированных взаимоотношениях между отделами, телефонных звонках, нестандартных документах и т.д.
Эти две проблемы неизбежно вызывают третью – прозрачность планов для руководства. Это естественное следствие отсутствия четких внутренних стандартов формирования финансовых планов.
Отсутствие последовательности операций, проходящей через все отделы и имеющей своей целью удовлетворении потребностей руководства в инструменте управления – финансовом плане, приводит к отрыву долгосрочных финансовых планов (например, на 1 год) от краткосрочных (месяц, неделя). Краткосрочные планы формируются по своим законам, и имеют целью распределение дефицитных оборотных средств предприятия по направлениям и проектам, руководители которых сумели выбить ресурсы из генерального и его замов. Конечно, сейчас встречаются предприятия, где эта проблема в значительной степени решена, но для большинства из них она продолжает оставаться актуальной.