Планирование и распределение прибыли

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 09:28, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи курсовой работы. Целью данной курсовой работы является исследование процесса планирования и распределения прибыли на предприятии, исходя из поставленной цели вытекает ряд задач:
- рассмотрение роли прибыли в рыночной экономике;
- изучение методов планирования прибыли;
- изучение сущности и принципов распределения прибыли, а так же рассмотрение факторов, влияющих на распределение и использование прибыли на предприятии;
- рассмотрены основные виды и функции прибыли.
Объектом исследования данной работы выступает организация.
Предметом исследования данной курсовой работы является анализ планирования и распределения прибыли на предприятии.
Для раскрытия темы курсовой работы была рассмотрена финансово-хозяйственной деятельность общества с ограниченной ответственностью «Галактика» за 2007 год.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…… 3
Глава 1. Прибыль и её роль в рыночной экономике………………………..… 6
1.1. Экономическое содержание, функции и виды прибыли……..……..…. 6
1.2. Факторы и источники формирования прибыли ……..……………….. 15
Глава 2. Методы планирования прибыли……………………..………….…... 29
2.1. Сущность планирования прибыли..……………………………………. 29
2.2. Методы планирования прибыли предприятия…..………...................... 31
Глава 3. Распределение и использование прибыли на предприятии………... 43
3.1. Сущность, направления и принципы распределения прибыли…..…... 43
3.2. Принципы распределения прибыли ………………………….…………49
Расчётная часть……………………………………………………………….… 51
Заключение…………………………………………………………………....… 74
Список литературы………………………………………………………..….….76
Приложения……………………………………………………………………...77

Работа содержит 1 файл

Финансы организации.doc

— 910.00 Кб (Скачать)

     Себестоимость продукции за отчетный период, тыс. руб.

     

=
/,

     где - объем реализованной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного периода;

      / – изменение объема производства, %.

     2. Определение прибыли от реализации  сравнимой продукции в I квартал предстоящего года с учетом изменения объема производства:

     Ппл =

,

     где Ппл – прибыль планируемая.

     III. Учет влияния на плановую прибыль различных факторов.

     Прирост прибыли в I квартале предстоящего года за счет снижения себестоимости сравнимой продукции определяется как произведение объема сравнимой реализованной продукции в I квартале предстоящего года по себестоимости IV квартала текущего года и снижения себестоимости в процентах:

     

=
/
,

     где / – повышение себестоимости, %.

     Прирост прибыли в I квартале предстоящего года за счет роста цен (ПР) определяется как разность между выручкой от реализации в I квартале предстоящего года в оптовых ценах предприятия того же периода (Впл) и выручкой от реализации в I квартале предстоящего года с учетом роста объема производства в оптовых ценах предприятия IV квартала текущего года (Вб):

     ПР = Впл - Вб.

     При этом выручка от реализации в I квартале предстоящего года в оптовых ценах предприятия IV квартала текущего года (Вб) определяется по формулам:

      Вб =

;

выручка от реализации в I квартале предстоящего года с учетом роста объема производства в оптовых ценах предприятия того же периода (Впл):

      Впл = Вб

Рпл,

     где Рпл – изменение цен в плановом периоде, %.

     Плановый  размер прибыли составляет сумма  прибылей, рассчитанных по каждому фактору отдельно.

     Если  предприятие планирует выпуск несравнимой  продукции, то планирование прибыли  по ней осуществляется отдельно.

     Прибыль от прочей реализации планируется методом  прямого счета, а при незначительной ее доле – исходя из запланированного объема в плановом году и рентабельности прошлого года. Прибыль (убыток) от внереализационных операций определяются на основе опыта прошлых лет, а такие показатели, как доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, дивиденды и проценты по ценным бумагам, принадлежащим предприятию - в зависимости от прогнозов в развитии предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта.

     Аналитический метод имеет то преимущество, что  показывает влияние различных факторов на величину прибыли, но это преимущество проявляется только при наличии стабильных условий хозяйствования. Такой метод применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а так же как дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля.

     Достоинства:

    - не имеет  ограничений (неограниченная сфера применения)

    - дает представление  о факторах изменения прибыли.

     Недостатки:

    - менее точный, чем метод прямого счета.

        Метод совмещённого расчёта. В  этом методе стоимость товарной  продукции в ценах планируемого  года и по себестоимости отчётного года определяется методом прямого счёта, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода [2, с.413].

     Нормативный метод. Используется, если на предприятии 1 – 2 вида продукции, или в случае, когда предприятие имеет возможность установить конкретные нормативы по расходованию средств (применяется система бюджетирования), т.е. когда метод прямого счёта совмещается с нормами затрат.

     Экономико-математический метод. Используется на крупных предприятиях, где существует большая нормативная  и учётная база. На первом этапе  используют стандартные программы  анализа (факторный, корреляционный, индексный). Вводится 15 – 30 показателей, влияющих на прибыль. Определяется их влияние на величину прибыли (теснота связи между прибылью и показателями, между самими показателями), определяется основной фактор (как правило прибыль реализации) и влияние остальных факторов на этот показатель суммарно.

       Метод, основанный на эффекте производственного (операционного) рычага.

       Этот метод планирования прибыли  базируется на принципе разделения затрат на постоянные и переменные. С помощью этих данных рассчитывается маржинальная прибыль.

  Для коммерческих предприятий очень важно определить порог окупаемости затрат, после которого они начнут получать прибыль. Для этого следует установить точку безубыточности. Найти точку безубыточности необходимо для определения объема и стоимости продаж, при которых коммерческое предприятие способно покрыть все свои расходы, не получая прибыль, но и без убытка. Этот метод планирования прибыли базируется на принципе разделения затрат на условно-постоянные и условно-переменные и расчете маржинальной прибыли. Из выручки от реализации продукции (без НДС, акцизов, таможенных пошлин) вычитаются условно-переменные затраты и получается маржинальная прибыль. Далее из маржинальной прибыли вычитаются условно-постоянные расходы и определяется финансовый результат {прибыль или убыток). Точка безубыточности — это такой объем выручки, при котором предприятие не получает ни прибыли, ни убытка. Более наглядно это можно представить графически (рис.2).

  Рис. 2 Определение точки безубыточности

  

  Прямые 1—3 показывают зависимость переменных затрат, постоянных затрат и выручки от объема производства. Точка критического объема производства показывает объем производства, при котором выручка от реализации равна ее полной себестоимости.

     После определения точки безубыточности планирование прибыли строится на основе эффекта операционного (финансового) рычага, т. е. того запаса финансовой прочности, при котором предприятие может позволить себе снизить объем реализации, не приходя к убыточности. Эффект операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации приводит к еще более сильному изменению прибыли. Действие данного эффекта связано с непропорциональным воздействием условно-постоянных и условно-переменных затрат на финансовый результат при изменении объема производства и реализации. Чем выше доля условно-постоянных расходов в себестоимости продукции, тем сильнее воздействие операционного рычага. И наоборот, при росте объема продаж доля условно-постоянных расходов в себестоимости падает и воздействие операционного рычага уменьшается.

     Количественное  воздействие операционного рычага на прибыль можно выразить формулой:

     О =

,

     где О – сила воздействия операционного  рычага,

          МП – маржинальная прибыль;

            П – прибыль.

     Таким образом, чем выше удельный вес постоянных затрат и ниже удельный вес переменных затрат при неизменном объеме продаж, тем сильнее влияние операционного рычага. При росте объема продаж доля условно-постоянных расходов в себестоимости падает, и воздействие операционного рычага уменьшается. При бесконтрольном увеличении постоянных расходов резко увеличивается предпринимательский риск – при сокращении выручки от реализации продукции предприятие понесет большие потери в прибыли.

  Пример. Выручка от реализации продукции составила на предприятии     500 млн руб., условно-переменные затраты — 250 млн руб., условно-постоянные затраты — 100 млн руб. Рассчитать точку безубыточности и эффект операционного рычага (см. табл. 3). 
 
 

Таблица 3

Данные к расчету  точки безубыточности и эффекта операционного рычага

Показатель Сумма (%)
  1. Выручка от реализации
  2. Переменные затраты
  3. Маржинальная прибыль
  4. Постоянные расходы
  5. Финансовый результат (прибыль)
500 (100)

250 (50)

250 (50)

       100

       150

Рассчитаем  процент маржинальной прибыли к  выручке от реализации:

250 : 500 •  100% = 50%.

  Точка безубыточности в этом случае будет  определена как отношение постоянных затрат к доле маржинальной прибыли в общей 
выручке от реализации:

100 : 50% •  100% = 200 млн руб.

  Эффект  операционного рычага рассчитывается как отношение 
маржинальной прибыли к прибыли. В нашем примере сила воздействия операционного рычага будет равна:

250 : 150 = 1,67.

  Другими словами, любое изменение выручки  влечет за собой изменение прибыли  в пропорции 1:1,67. Допустим, у предприятия  появилась возможность увеличить выручку от реализации на 10%; в этом случае прибыль возрастет на 16,7%:

выручка от реализации      500 •  1,1 = 550 млн руб.;

переменные  затраты            250 • 1,1 = 275 млн руб.;

маржинальная  прибыль    550 — 275 = 275 млн руб.;

прибыль от реализации     275 - 100 = 175 млн руб.;

прибыль увеличилась  на 25 млн руб., или 16,7%.

  При снижении выручки от реализации сила операционного рычага возрастает, что влечет за собой серьезное снижение прибыли.

  В нашем примере уменьшение реализации на 5% повлечет за собой снижение прибыли на 8,35% (5 • 1,67).

     Выводы: Планирование прибыли – важнейшая  задача предприятия. От того, насколько достоверно определена плановая прибыль, будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия.

     Используются  методы:

  Метод прямого счёта – при  небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Аналитический метод – при расчёте прибыль увеличивается или уменьшается в соответствии с увеличением реализованной продукции, с учётом понижения издержек, изменения цен, ассортимента. Совмещённый метод – при сравнимой продукции; совмещают метод прямого счета и аналитический. Экономико-математический метод – Используется на крупных предприятиях, где существует большая нормативная и учётная база. Метод, основанный на эффекте производственного (операционного) рычага – базируется на принципе разделения затрат на постоянные и переменные, рассчитывается маржинальная прибыль. На основе бюджетирования  разрабатываются компьютерно-ориентированные модели финансового планирования прибыли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ  И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ 

     3.1. Сущность, направления и принципы распределения прибыли 

      Механизм  воздействия финансов на хозяйство, на его экономическую эффективность  находится не в самом производстве, а в распределительных денежных отношениях. Характер их воздействия на производство зависит от того, насколько конкретная система распределения, формы и методы ее организации соответствуют объективным потребностям общества, уровню развития производительных сил, экономическим интересам государства, предприятий и каждого отдельного работника. При нарушении этого соответствия процесс повышения эффективности производства начинает сдерживаться.

Информация о работе Планирование и распределение прибыли