Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 09:28, курсовая работа
Цель и задачи курсовой работы. Целью данной курсовой работы является исследование процесса планирования и распределения прибыли на предприятии, исходя из поставленной цели вытекает ряд задач:
- рассмотрение роли прибыли в рыночной экономике;
- изучение методов планирования прибыли;
- изучение сущности и принципов распределения прибыли, а так же рассмотрение факторов, влияющих на распределение и использование прибыли на предприятии;
- рассмотрены основные виды и функции прибыли.
Объектом исследования данной работы выступает организация.
Предметом исследования данной курсовой работы является анализ планирования и распределения прибыли на предприятии.
Для раскрытия темы курсовой работы была рассмотрена финансово-хозяйственной деятельность общества с ограниченной ответственностью «Галактика» за 2007 год.
Введение……………………………………………………………………..…… 3
Глава 1. Прибыль и её роль в рыночной экономике………………………..… 6
1.1. Экономическое содержание, функции и виды прибыли……..……..…. 6
1.2. Факторы и источники формирования прибыли ……..……………….. 15
Глава 2. Методы планирования прибыли……………………..………….…... 29
2.1. Сущность планирования прибыли..……………………………………. 29
2.2. Методы планирования прибыли предприятия…..………...................... 31
Глава 3. Распределение и использование прибыли на предприятии………... 43
3.1. Сущность, направления и принципы распределения прибыли…..…... 43
3.2. Принципы распределения прибыли ………………………….…………49
Расчётная часть……………………………………………………………….… 51
Заключение…………………………………………………………………....… 74
Список литературы………………………………………………………..….….76
Приложения……………………………………………………………………...77
Планируется прибыль раздельно по видам:
- от реализации товарной продукции;
- от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера;
- от реализации основных фондов и другого имущества;
- от внереализационных доходов и расходов.
Планирование прибыли делится на: планирование самой величины прибыли и планирование её использования.
В планировании могут применяться различные коэффициенты:
- прогноз рентабельности вложенного капитала, где капитал определяется как оборотный капитал + инвестиции в основной капитал;
- коэффициент прибыльности;
- коэффициент рентабельности – прибыль / оборотный капитал.
Все эти коэффициенты связанны с критическими точками убыточности.
На Западе применяется много видов планирования прибыли. Они зависят от сферы деятельности, фондовооружённости и т.п.
В России существуют несколько методов планирования прибыли, которые можно использовать только с учётом специфики деятельности предприятия. Чаще всего применяются следующие методы:
2.2. Методы
планирования прибыли
Метод прямого счета является наиболее распространённым. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность метода прямого счета состоит в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью за вычетом НДС, акцизов и налога с продаж. Расчет ведется по формуле:
П = (В X Ц)-(В X С), где
П - плановая прибыль;
В - выпуск товарной продукции в плановом периоде в натуральном выражении;
Ц - цена за единицу продукции (за вычетом налогов);
С
- полная себестоимость единицы
Расчету
прибыли предшествует определение
выпуска сравнимой и
Прибыль от реализуемой продукции (Прп) рассчитывается по формуле:
Прп = Врп – Срп, где
Врп – планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок)
Срп – полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции
Объем
реализуемой продукции
Прп = Пн + Птп – Пк
Расчету прибыли предшествует определение выпуска сравнимой и несравнимой товарной продукции в плановом году по полной себестоимости и в ценах, а также остатков готовой продукции на складе и товаров, отгруженных на начало и конец планового года.
Достоинством данного метода является его простота. Однако его целесообразно использовать при планировании прибыли на краткосрочный период. Большим недостатком метода является то, что он не позволяет выявить факторы, влияющие на размер прибыли в плановом периоде.
Пример
[16].
Таблица 1
Данные к расчету валовой прибыли, тыс. руб.
Показатель | Сумма |
1. Плановый
объем продаж:
а) по отпускным ценам предприятия б) по полной себестоимости |
313 075 199 858 |
2. Доходы
от внереализационных операций, в том
числе:
доходы по ценным бумагам
доходы от долевого участия
в деятельности других |
610 510 |
3.Операционные
доходы: от прочей реализации арендные платежи |
500 800 |
4.
Операционные расходы:
по прочей реализации
амортизация и обслуживание |
89 200 |
5. Внереализационные
доходы:
поступления
в возмещение причиненных |
2000 2500 |
6.
Внереализационные расходы: курсовые разницы налог на имущество налог на рекламу |
1700 500 100 |
1-й шаг. Рассчитаем прибыль от продажи (реализации) продукции:
Прибыль = Выручка-Себестоимость = 313 075-199 858 = 113 217 тыс. руб.
2-й шаг. Подсчитаем прибыль (убыток) планируемого года:
Прибыль (убыток) = Прибыль от продажи + Операционные доходы -
- Внереализационные
расходы = 113 217 + (500 + 800) -
- (89 + 200) + (2000 + 2500) - (1700 + 500 + 100) = 116 428 тыс.
руб.
Составим расчет валовой прибыли (см. табл. 2).
Таблица 2
Расчет валовой прибыли, тыс. руб.
Показатель | Сумма |
1. Плановый
объем продаж:
а) по отпускным ценам предприятия б) по полной себестоимости |
313 075 199 858 |
2. Прибыль (убыток) от продажи | 113 217 |
3. Доходы
от внереализационных операций, в том
числе:
доходы по ценным бумагам
доходы от долевого участия
в деятельности других |
610 510 |
4.Операционные
доходы: от прочей реализации арендные платежи |
500 800 |
5.
Операционные расходы:
по прочей реализации
амортизация и обслуживание |
89 200 |
6. Внереализационные
доходы:
поступления
в возмещение причиненных |
2000 2500 |
7.
Внереализационные расходы: курсовые разницы налог на имущество налог на рекламу |
1700 500 100 |
8. Прибыль (убыток) планируемого года | 116 428 |
Достоинства метода прямого счета заключается в том, что
- все расчеты прибыли построены на прямом подсчете себестоимости продукции и выручки от ее реализации по всему ассортименту выпускаемой продукции.
- метод нетрудоемкий и используется при составлении перспективных планов развития предприятий, поскольку исходной базой является весь объем товарной продукции (сравнимой и несравнимой).
Недостатки данного метода:
- на предприятиях, выпускающих широкий ассортимент продукции, плановые и отчетные калькуляции себестоимости составляются лишь по важнейшим изделиям или представителям групп изделий, по остальной продукции применяются расчетные показатели, что снижает точность подсчета размера плановой прибыли;
- метод
не вскрывает факторов роста
прибыли в планируемом периоде;
- в современных условиях хозяйствования метод прямого счета можно использовать при планировании прибыли только на очень короткий период времени, пока не изменился уровень цен, инфляции и прочих параметров макроэкономического окружения предприятия. Это исключает его применение при годовом и перспективном планировании прибыли.
Аналитический метод основывается на сопоставлении показателей за два смежных отрезка времени. Прибыль предприятия на предстоящий год устанавливается на основании его прибыли за предшествующий год (квартал), скорректированной в зависимости от действия факторов, влияющих на ее величину. В расчете применяется метод элиминирования влияния всех прочих факторов, кроме рассматриваемого.
При аналитическом методе прибыль определяется по всей сравнимой продукции в целом.
Определение плановой прибыли осуществляется поэтапно:
I. Определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период:
Рб
=
где Рб – базовая рентабельность отдельных групп продукции;
П – прибыль от реализации продукции;
Сп – полная себестоимость реализованной продукции.
II. Исчисление объема товарной продукции в плановом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли планируемого года на товарную продукцию, исходя из базовой рентабельности.
Расчет ведется в последовательности:
Определение
объема сравнимой реализованной
продукции в планируемом