Организация управлениЯ финансами на современном предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:47, курсовая работа

Описание работы

Переход к новым рыночным отношениям - рыночной экономике -длительный и болезненный процесс. Об этом свидетельствует мировой опыт. Распад экономических связей со странами СЭВ, а затем и с союзными республиками СССР, переход на новые производственные отношения, структурная перестройка экономики привели к глубокому экономическому кризису - падению производства.[1,с.44]

Содержание

Введение.......................................................................................................3
1 Финансы как объект управления...........................................................5
2 Организация управления финансами.....................................................12
3 Отечественный и зарубежный опыт управления финансами..............21
4 Проблемы и перспективы организации управления финансами.........27
Заключение..................................................................................................36
Библиографический список.......................................................................38

Работа содержит 1 файл

Организация управления финансами на современном предприятии.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

     Основная  задача, решаемая в ходе финансового  регулирования, связана с установлением  пропорций распределения накопления, обеспечивающих максимально возможное  удовлетворение потребностей общества, как на макро, так и на микроуровне.

     Финансовыми регуляторами рыночного хозяйства  являются:

     - налоги и неналоговые платежи  в бюджет;

     - финансовые льготы и санкции;

     - общие и целевые субсидии;

     - доходы и расходы внебюджетных  фондов;

     - доходы и расходы государственных  предприятий и организаций.  

Финансовому воздействию присущи прямые, косвенные  и смешанные

     формы регулирования.

     Прямое  влияние на ход рыночных процессов  оказывается:

     - с помощью взимания прямых  общегосударственных налогов;

     -   посредством применения повышенных  или пониженных ставок налогов и платежей в бюджет и в централизованные внебюджетные фонды;

     - при изменении нормативов государственных  расходов;

     -   в  результате  взимания  штрафов,  пени,  неустоек за нарушение  финансовой дисциплины.

     Все это прямо изменяет и уровень доходов субъектов воспроизводства и рыночную конъюнктуру.

     К косвенным формам регулирования  относится: косвенное государственное налогообложение и осуществление текущих государственных расходов.

       Среди смешанных форм финансового воздействия выделяются: местные налоги, система неналоговых платежей в бюджет, льготное налогообложение и льготное финансирование отдельных сфер деятельности и мероприятий, нормативы образования и использования децентрализованных внебюджетных фондов и фондов государственных предприятий и организаций.

     Оперативное управление финансами связано с  осуществлением практических действий по выполнению финансового плана, внесению корректив в его показатели с  учетом новых хозяйственных обстоятельств, изысканию иных источников формирования финансовых ресурсов и направлений их эффективного вложения. Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемы на основе оперативного анализа складывающейся ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами с целью решения вновь возникающих задач.

     Оперативное управление финансами - главная функция  аппарата финансовой системы:

     - Министерства финансов,

     - финансовых управлений местных  органов власти,

     - дирекций внебюджетных фондов,

     - страховых организаций,

     - финансовых служб предприятий.

     Финансовый  контроль, с одной стороны - одна из завершающих стадий управления финансами, а с другой он выступает необходимым условием эффективности управления ими.

     Финансовый  контроль, являясь формой реализации контрольной функции финансов, представляет собой совокупность действий и операций за соблюдением финансово - экономического законодательства и финансовой дисциплиной в процессе формирования и использования денежных фондов на макро и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансово-хозяйственных операций.

     Объектом  финансового контроля являются денежные отношения, перераспределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме денежных фондов на всех уровнях и во всех звеньях хозяйства.

     Финансовый  контроль включает:

     -   проверку   соблюдения   экономических   законов   (оптимальности распределения и перераспределения национального дохода);

     -    составления    и    исполнения    бюджетного    плана   (бюджетный  контроль);

     эффективности    использования    трудовых,    материальных    и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений;

     - налоговый контроль.

     Финансовый  контроль преследует следующие задачи:

     - содействие сбалансированности  между потребностью в финансовых  ресурсах и размерами денежных  фондов;

     -  обеспечение своевременности и  полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

     выявление     внутрипроизводственных     резервов     увеличения финансовых ресурсов.

     Важную  роль в обеспечении качества финансового  контроля играет уровень организации  учета в стране - бухгалтерского, бюджетного, налогового. Отчетная документация - главный объект финансового контроля. Успешное и эффективное проведение финансового контроля зависит от уровня организации и видов контроля, форм и методов его проведения.

     В зависимости от субъектов контроля, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие его виды:

     -общегосударственный контроль, проводится органами государственной власти. Главная цель - обеспечить интересы государства и общества по поступлению доходов и при расходовании государственных средств;

     - ведомственный     контроль,     осуществляется     контрольно ревизионными       управлениями,    другими   структурами    министерств   и ведомств,     охватывает    деятельность    подотчетных    им     предприятий, учреждений и организаций;

     - внутрихозяйственный контроль проводится экономическими и финансовыми службами предприятий и организаций. Объект контроля -хозяйственная и финансовая деятельность;

     -    общественный    контроль    осуществляют    неправительственные  организации. Объект контроля  зависит от стоящих перед ними задач;

     -    независимый   контроль   проводится   специальными   органами: аудиторскими  фирмами и другими службами. 

      К методам финансового контроля относятся:

     -    Проверка   производится   по   отдельным   вопросам   финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов.   В   процессе   проверки   выявляются   нарушения   финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.

     -    Обследование    охватывает    отдельные    стороны    деятельности предприятий, организаций и учреждений.

     - Надзор проводится контролирующими  органами за экономическими субъектами,   получившими  лицензию  на  определенный  вид  финансовой  деятельности: страховую, банковскую  и др. Он предполагает контроль за соблюдением нормативов и правил.

     -  Экономический анализ, как разновидность  финансового контроля, имеет целью  детальное изучение периодической  или годовой финансовой и бухгалтерской  отчетности с целью общей оценки  результатов хозяйственной деятельности,   финансового   состояния   и   обоснования   возможностей   их эффективного использования.

     - Ревизия - наиболее распространенная  форма финансового контроля, представляющая  собой  взаимосвязанный  комплекс  проверок  финансово-хозяйственной   деятельности   предприятий,   учреждений   и   организаций. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической   эффективности   совершенных   хозяйственных   операций, проверки финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности - для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.

     Контроль  осуществляют законодательные органы власти, исполнительные органы управления, финансовые, налоговые и кредитные  учреждения, страховые организации, госкомитеты, министерства и ведомства; финансовые службы предприятий, организаций и учреждений. [ 10,с. 101 -103]

 

     

     3 Отечественный и  зарубежный опыт  управления финансами

     Отечественному  опыту организации финансов предприятия автор уделил достаточно внимания в предыдущих разделах, далее рассмотрим зарубежный опыт, на примере Франции.

     Франция - высокоразвитая страна рыночной экономики. По объему ВВП ее опережают только США, Япония.

     Если  сравнивать финансовую систему Франции  и финансовую систему России, то можно отметить, что звенья, входящие в финансовую систему одинаковы, одинаковы и проблемы стоящие перед обеими странами:

     - дефицит бюджета,

     - распределение полномочий между  уровнями власти,

     -  распределение расходов и доходов  бюджета между бюджетными звеньями.

     Принципиальное  отличие Франции от России заключается  в том, что там 2-х уровневая  бюджетная система, а в России 3-х уровневая.

        

          Государственный бюджет Франции [19,с.66]

     Финансовая  система Франции многозвенная, но отличается высокой степенью централизации. Центральный бюджет (общий бюджет, присоединенные бюджеты различных государственных организаций, специальные счета казначейства) аккумулирует приблизительно 80% всех доходов и расходов финансовой системы Франции.

     На  долю государственного бюджета приходится 47% местных бюджетов, 9 фондов социального страхования, 40% государственных предприятий и приблизительно 4% всех средств Финансовой системы. Через бюджетную систему Франции перераспределяется приблизительно 20% ВНП и 50% Национального Дохода.

     Бюджетный процесс во Франции имеет 4 стадии и продолжается более 3-х лет. 

     Первая  стадия - Составление проекта бюджета, осуществляется под контролем Министерства экономики и Финансов (МЭФ). В течение 9 месяцев каждое министерство и ведомство, руководствуясь инструкциями и контрольными цифрами составляет свою смету.

     Франция использует программно - целевой метод разработки бюджета, получивший название «рационализация выбора бюджетных решений». Проект бюджета после одобрения правительством направляется в парламент.

     Вторая  стадия - рассмотрение и утверждение  бюджета, длится приблизительно 3 месяца. Проект бюджета рассматривается в финансовой комиссии каждой палаты. Сначала обсуждается в нижней палате (национальное собрание), после передается в верхнюю палату (сенат).

     Если  проект бюджета после двух совместных обсуждений обоими

     Палатами  не получил одобрение, то президент может своим указом объявить бюджет законом.

     Третья  стадия - исполнение бюджета, называется финансовым годом, и во Франции совпадает  с календарным. Доходная часть исполняется  через разветвленную сеть финансовых агентов. Исполнению расходной части бюджета предшествует процедура распределения средств.[22,с.49]

     Кассовое  исполнение осуществляется через систему  казначейских касс. Они имеют текущие  счета в Банке Франции, производят расчетно-кассовые бюджетные операции.

     Четвертая стадия - начинается после окончания бюджетного года -составление МЭФ отчета об исполнении бюджета.

     В ходе бюджетного процесса осуществляется финансовый контроль. Специальным органом  государственного контроля является счетная  палата. На которую возложены функции  предварительного, текущего и последующего контроля.

     Центральный бюджет делится на 2 раздела:

     -    90%    -    операции    окончательного    характера    (безвозвратное финансирование),    которые   подразделяются   на   текущие,   гражданские,  капитальные и военные расходы.

     -  10% - операции временного характера  (кредиты). Большинство исследователей  сходится во мнении об отрицательном

     влиянии на французскую экономику экспансионистской  бюджетной политики. Значительный приток государственных средств в национализированные промышленные компании не обеспечил ожидаемого увеличения инвестиций. Вследствие этого, государственный сектор не смог сыграть ожидаемую от него роль катализатора экономического возрождения.

     Во  Франции нет единства бюджетной  системы. Каждый бюджет формально обособлен. В действительности существует известная централизация: бюджеты нижестоящих административных единиц утверждаются исполнительной властью вышестоящего звена.

Информация о работе Организация управлениЯ финансами на современном предприятии