Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:47, курсовая работа
Переход к новым рыночным отношениям - рыночной экономике -длительный и болезненный процесс. Об этом свидетельствует мировой опыт. Распад экономических связей со странами СЭВ, а затем и с союзными республиками СССР, переход на новые производственные отношения, структурная перестройка экономики привели к глубокому экономическому кризису - падению производства.[1,с.44]
Введение.......................................................................................................3
1 Финансы как объект управления...........................................................5
2 Организация управления финансами.....................................................12
3 Отечественный и зарубежный опыт управления финансами..............21
4 Проблемы и перспективы организации управления финансами.........27
Заключение..................................................................................................36
Библиографический список.......................................................................38
Основная
задача, решаемая в ходе финансового
регулирования, связана с установлением
пропорций распределения
Финансовыми регуляторами рыночного хозяйства являются:
- налоги и неналоговые платежи в бюджет;
- финансовые льготы и санкции;
- общие и целевые субсидии;
- доходы и расходы внебюджетных фондов;
-
доходы и расходы
Финансовому воздействию присущи прямые, косвенные и смешанные
формы регулирования.
Прямое влияние на ход рыночных процессов оказывается:
- с помощью взимания прямых общегосударственных налогов;
-
посредством применения
-
при изменении нормативов
- в результате взимания штрафов, пени, неустоек за нарушение финансовой дисциплины.
Все это прямо изменяет и уровень доходов субъектов воспроизводства и рыночную конъюнктуру.
К косвенным формам регулирования относится: косвенное государственное налогообложение и осуществление текущих государственных расходов.
Среди смешанных форм финансового воздействия выделяются: местные налоги, система неналоговых платежей в бюджет, льготное налогообложение и льготное финансирование отдельных сфер деятельности и мероприятий, нормативы образования и использования децентрализованных внебюджетных фондов и фондов государственных предприятий и организаций.
Оперативное
управление финансами связано с
осуществлением практических действий
по выполнению финансового плана, внесению
корректив в его показатели с
учетом новых хозяйственных
Оперативное управление финансами - главная функция аппарата финансовой системы:
- Министерства финансов,
- финансовых управлений местных органов власти,
- дирекций внебюджетных фондов,
- страховых организаций,
- финансовых служб предприятий.
Финансовый контроль, с одной стороны - одна из завершающих стадий управления финансами, а с другой он выступает необходимым условием эффективности управления ими.
Финансовый контроль, являясь формой реализации контрольной функции финансов, представляет собой совокупность действий и операций за соблюдением финансово - экономического законодательства и финансовой дисциплиной в процессе формирования и использования денежных фондов на макро и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансово-хозяйственных операций.
Объектом финансового контроля являются денежные отношения, перераспределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме денежных фондов на всех уровнях и во всех звеньях хозяйства.
Финансовый контроль включает:
- проверку соблюдения экономических законов (оптимальности распределения и перераспределения национального дохода);
- составления и исполнения бюджетного плана (бюджетный контроль);
эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений;
- налоговый контроль.
Финансовый контроль преследует следующие задачи:
-
содействие сбалансированности
между потребностью в
- обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;
выявление внутрипроизводственных резервов увеличения финансовых ресурсов.
Важную роль в обеспечении качества финансового контроля играет уровень организации учета в стране - бухгалтерского, бюджетного, налогового. Отчетная документация - главный объект финансового контроля. Успешное и эффективное проведение финансового контроля зависит от уровня организации и видов контроля, форм и методов его проведения.
В зависимости от субъектов контроля, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие его виды:
-общегосударственный контроль, проводится органами государственной власти. Главная цель - обеспечить интересы государства и общества по поступлению доходов и при расходовании государственных средств;
- ведомственный контроль, осуществляется контрольно ревизионными управлениями, другими структурами министерств и ведомств, охватывает деятельность подотчетных им предприятий, учреждений и организаций;
- внутрихозяйственный контроль проводится экономическими и финансовыми службами предприятий и организаций. Объект контроля -хозяйственная и финансовая деятельность;
- общественный контроль осуществляют неправительственные организации. Объект контроля зависит от стоящих перед ними задач;
-
независимый контроль проводится
специальными органами: аудиторскими
фирмами и другими службами.
К методам финансового контроля относятся:
- Проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.
- Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, организаций и учреждений.
-
Надзор проводится
-
Экономический анализ, как разновидность
финансового контроля, имеет целью
детальное изучение
-
Ревизия - наиболее распространенная
форма финансового контроля, представляющая
собой взаимосвязанный
Контроль осуществляют законодательные органы власти, исполнительные органы управления, финансовые, налоговые и кредитные учреждения, страховые организации, госкомитеты, министерства и ведомства; финансовые службы предприятий, организаций и учреждений. [ 10,с. 101 -103]
3 Отечественный и зарубежный опыт управления финансами
Отечественному опыту организации финансов предприятия автор уделил достаточно внимания в предыдущих разделах, далее рассмотрим зарубежный опыт, на примере Франции.
Франция - высокоразвитая страна рыночной экономики. По объему ВВП ее опережают только США, Япония.
Если сравнивать финансовую систему Франции и финансовую систему России, то можно отметить, что звенья, входящие в финансовую систему одинаковы, одинаковы и проблемы стоящие перед обеими странами:
- дефицит бюджета,
-
распределение полномочий
-
распределение расходов и
Принципиальное отличие Франции от России заключается в том, что там 2-х уровневая бюджетная система, а в России 3-х уровневая.
Государственный бюджет Франции [19,с.66]
Финансовая система Франции многозвенная, но отличается высокой степенью централизации. Центральный бюджет (общий бюджет, присоединенные бюджеты различных государственных организаций, специальные счета казначейства) аккумулирует приблизительно 80% всех доходов и расходов финансовой системы Франции.
На долю государственного бюджета приходится 47% местных бюджетов, 9 фондов социального страхования, 40% государственных предприятий и приблизительно 4% всех средств Финансовой системы. Через бюджетную систему Франции перераспределяется приблизительно 20% ВНП и 50% Национального Дохода.
Бюджетный
процесс во Франции имеет 4 стадии
и продолжается более 3-х лет.
Первая стадия - Составление проекта бюджета, осуществляется под контролем Министерства экономики и Финансов (МЭФ). В течение 9 месяцев каждое министерство и ведомство, руководствуясь инструкциями и контрольными цифрами составляет свою смету.
Франция использует программно - целевой метод разработки бюджета, получивший название «рационализация выбора бюджетных решений». Проект бюджета после одобрения правительством направляется в парламент.
Вторая стадия - рассмотрение и утверждение бюджета, длится приблизительно 3 месяца. Проект бюджета рассматривается в финансовой комиссии каждой палаты. Сначала обсуждается в нижней палате (национальное собрание), после передается в верхнюю палату (сенат).
Если проект бюджета после двух совместных обсуждений обоими
Палатами не получил одобрение, то президент может своим указом объявить бюджет законом.
Третья стадия - исполнение бюджета, называется финансовым годом, и во Франции совпадает с календарным. Доходная часть исполняется через разветвленную сеть финансовых агентов. Исполнению расходной части бюджета предшествует процедура распределения средств.[22,с.49]
Кассовое исполнение осуществляется через систему казначейских касс. Они имеют текущие счета в Банке Франции, производят расчетно-кассовые бюджетные операции.
Четвертая стадия - начинается после окончания бюджетного года -составление МЭФ отчета об исполнении бюджета.
В ходе бюджетного процесса осуществляется финансовый контроль. Специальным органом государственного контроля является счетная палата. На которую возложены функции предварительного, текущего и последующего контроля.
Центральный бюджет делится на 2 раздела:
-
90% - операции
окончательного характера
(безвозвратное финансирование)
-
10% - операции временного характера
(кредиты). Большинство исследователей
сходится во мнении об
влиянии
на французскую экономику
Во Франции нет единства бюджетной системы. Каждый бюджет формально обособлен. В действительности существует известная централизация: бюджеты нижестоящих административных единиц утверждаются исполнительной властью вышестоящего звена.
Информация о работе Организация управлениЯ финансами на современном предприятии