Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 19:18, курсовая работа
Таким образом, цель данной работы можно сформулировать следующим образом: выявление эффективности управленческих решений на основе взаимосвязи «затраты-объем-прибыль» и расчет эффективности использования основных средств ее способы ее повышения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: определение сущности операционного анализа, видов информации, которую он использует, классификация понятий, которые использует операционный анализ, определение показателей, подлежащих расчету в рамках проведения операционного анализа, рассмотреть наличие, состояние и движение основных средств, проанализировать структуру, динамику основных средств, сделать анализ использования оборудования, проанализировать фондоотдачу и резервы ее повышения.
Введение
3
Глава 1. Теоретические основы операционного анализа предприятия.
6
Операционный анализ как метод оперативного управления финансами предприятия.
6
Цель и задачи операционного анализа.
7
Основные элементы операционного анализа.
10
Использование операционного анализа в регулировании производства и затрат.
12
Глава 2. Операционный анализ деятельности ОАО «ОРМЕТО-ЮУМЗ» за 2010-2011 гг.
21
2.1 Анализ основных экономических показателей деятельности предприятия.
21
2.2. Основные экономические показатели.
24
Заключение
31
Список используемой литературы
35
- учетные источники
информации: данные бухгалтерского
учета и отчетности, управленческого
учета и внутренней отчетности,
статистического учета и
- вне учетные
источники информации: материалы
постоянно действующих
1.3. Основные элементы операционного анализа
Основными элементами операционного анализа являются расчет операционного рычага, расчет запасов прочности, расчет порога рентабельности.
Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли.
В практических расчетах для определения силы воздействия операционного рычага применяют отношение так называемой валовой маржи (результата от реализации после возмещения переменных затрат) к прибыли.
Валовая маржа - это выручка от реализации товара за вычетом переменных затрат. Коэффициентом валовой маржи называют отношение валовой маржи к выручке. Желательно, чтобы маржи хватало не только на покрытие постоянных расходов, но и на формирование прибыли.
Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли. Этот эффект обусловлен различной степенью влияния постоянных и переменных издержек на формирование финансовых результатов деятельности фирмы при изменении объема производства (реализации). Сила воздействия операционного рычага рассчитывается как отношение валовой маржи к прибыли и показывает, сколько процентов изменения прибыли дает каждый процент изменения выручки. Сила действия операционного рычага максимальна при объеме продаж, близком к порогу рентабельности и уменьшается по мере удаления от порога рентабельности.
Точка безубыточности
(порог рентабельности) характеризует
достижение такого объема производства,
при котором достигается
Формула безубыточности (порог рентабельности) имеет следующий вид:
Порог рентабельности = постоянные затраты: валовая маржа
Валовая маржа рассчитывается в относительном выражении к выручке. С помощью этого показателя определяется период окупаемости затрат. Чем меньше порог рентабельности, тем скорее окупаются затраты.
Запас финансовой прочности определяется как разница между выручкой от реализации продукции и порогом рентабельности. Если выручка от реализации опускается ниже порога рентабельности, то финансовое состояние предприятия ухудшается, образуется дефицит ликвидных средств.
Запас финансовой прочности = выручка от реализации - порог рентабельности.
Запас финансовой прочности показывает превышение фактической выручки от реализации над порогом рентабельности. Чем больше эта величина, тем более финансово-устойчивым является предприятие.
1.4 Использование
операционного анализа в
Для начала дадим
классификацию понятий «
Как известно, целью любого предприятия является получение прибыли через оборот. Данная цель может быть достигнута в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности, которая немыслима без расходов.
С хозяйственной
точки зрения расходы представляют
собой потребление или
Расходы предприятия в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности подразделяются на [2, С. 120]:
-расходы по обычным видам деятельности;
-операционные расходы;
-вне реализационные расходы.
Расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами. К прочим расходам также относятся чрезвычайные расходы.
Расходами по обычным
видам деятельности являются расходы,
связанные с изготовлением
Расходы по обычным видам деятельности формируют:
- расходы, связанные
с приобретением сырья,
- расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных вне оборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.)
При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:
-материальные затраты;
-затраты на оплату труда;
-отчисления на социальные нужды;
-амортизация;
-прочие затраты.
Операционными расходами являются:
-расходы, связанные
с предоставлением за плату
во временное пользование
-расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;
-расходы, связанные
с участием в уставных
-расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;
-проценты, уплачиваемые
организацией за
-расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
-прочие операционные расходы.
Вне реализационными расходами являются:
-штрафы, пени, неустойки
за нарушение условий
-возмещение
причиненных организацией
-убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;
-суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;
-курсовые разницы;
-сумма уценки активов (за исключением вне оборотных активов);
-прочие вне реализационные расходы.
В составе чрезвычайных расходов отражаются расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварий, национализации имущества и т.п.).
Затраты – это средства, израсходованные на приобретение ресурсов, имеющихся в наличии и отражаемые в балансе как активы предприятия, способные в будущем принести доход [6, с. 46].
Себестоимость продукции (работ, услуг) – это выраженные в денежной форме затраты предприятия на производство и реализацию продукции.
Важное значение имеет группировка затрат по отношению к объему производства. По данному признаку затраты подразделяются на постоянные и переменные [3, С.54].
Постоянные затраты не зависят от объема производства, являются относительно постоянными и не изменяются при изменении объема производства. Однако, постоянные затраты, рассчитанные на единицу продукции, изменяются при изменении объема производства. К ним можно отнести арендную плату, амортизацию и др.
Переменные
затраты зависят от объема и изменяются
прямо пропорционально
Деление затрат
на постоянные и переменные важно
в выборе системы учета и
Процесс управление затратами состоит из двух этапов [5, с. 71]:
1. Измерение
и анализ затрат (правильное измерение
затрат важно для понимания
оценки эффективности
2. Контроль и снижение затрат (при понимании взаимосвязи между затратами предприятия и его эффективностью можно установить контроль над затратами в целях максимальной эффективности).
Операционный анализ - один из наиболее эффективных способов осуществления первого этапа – измерения и анализа затрат. Это элемент управления затратами предприятия, анализирующий влияние структуры затрат и выручки на рентабельность продукции, либо подразделений предприятия. Он позволяет, путем моделирования, отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными и постоянными затратами, ценой продукции и объемом производства. Эффективность операционного анализа для выработки управленческих решений определяется тем, что такой анализ сводит воедино маркетинговые исследования, учет затрат, финансовый анализ и производственное планирование.
Операционный анализ - это один из инструментов управления ценой. Есть несколько «минимально возможных» цен. Долгосрочный нижний предел цены показывает, какую цену можно установить, чтобы производство и сбыт товара были безубыточными (равен полной себестоимости изделий); краткосрочный нижний предел цены ориентирован на цену, покрывающую лишь переменные затраты (равен себестоимости лишь в части переменных затрат). Между этими ценами - целый спектр вариантов, и искусство менеджера состоит в том, чтобы установить адекватную цену на изделие. Помимо информации о величине затрат, связанных непосредственно с производством того или иного изделия, менеджерам предприятия нужно иметь сведения о возможных пределах снижения цен в зависимости от влияния различных рыночных факторов.
Как можно оптимизировать производственную программу предприятия с точки зрения издержек, с целью приведения их структуры к оптимальной? Для ответа на этот вопрос требуется применение наиболее эффективного метода калькулирования затрат. Существует множество методов калькулирования в зависимости от какого-либо критерия. По критерию отнесения затрат на продукт, либо на период существует 2 метода калькулирования [5, с. 96]:
-«Absorption costing»
- метод калькулирования себестои
-«Direct costing» –
метод калькулирования
Основное отличие этих методов заключается в порядке распределения постоянных расходов между калькуляционными периодами.
Основные показатели операционного анализа [4, С. 68-70]:
-маржинальная прибыль (сумма покрытия постоянных затрат);
-чистая прибыль;
-точка безубыточности
(такое количество продукции,
либо объем работ в денежном
выражении, при котором
-запас/недостаток финансовой прочности (разница между выручкой на настоящий момент и точкой безубыточности);
-эффект операционного
рычага (характеризует величину
предпринимательского риска,
Большое значение имеют связи и пропорции между затратами и объемом производства и прибылью.
Проведение расчетов по методике операционного анализа требует соблюдения ряда условий:
- деления издержек на две части - переменные и постоянные;
- изменения
переменных издержек
- неизменности
постоянных издержек в
- тождества производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е, запасы готовой продукции существенно не изменяются;
- эффективности
производства, уровень цен на
продукцию и потребляемые
Информация о работе Операционный анализ деятельности предприятия (на примере ОАО «ОРМЕТО-ЮУМЗ»)