Оценка кредитоспособности заемщика на примере Сбербанка

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время, Сбербанк России является лидирующим коммерческим банком на территории Российской Федерации. Стратегической целью банка является выход на качественно новый уровень обслуживания клиентов. В области кредитования Сбербанк поддерживает оптимальное соотношение между следующими направлениями деятельности:
Вложения в долговые ценные бумаги юридических лиц - содействует развитию национальной экономики и поддержке российского производителя товаров и услуг.
Инвестиции в государственные ценные бумаги, кредитование и участие в реализации государственных целевых и региональных проектов – основная форма поддержки экономических программ государства.
Кредитование физических лиц - перспективный сегмент рынка.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3
1. Роль кредитных операций в деятельности Сбербанка РФ……………..……5
2. Сущность кредитных операций…………………………………………..…...6
3. Оценки кредитоспособности заемщика……………………………..………..7
3.1 Понятие, цели и задачи оценки кредитоспособности, источники информации для анализа……………………………………………..…………..7
3.2 Оценка качества обеспечения кредита…………………….………………...9
4. Условия кредитования индивидуальных заемщиков…….…...…………….11
5. Порядок определения кредитоспособности заемщиков в учреждениях Сбербанка…………………………………………………………………..…….19
6. Понятие риска и концепция управления рисками ……………..…………21
Заключение……………………………………………………………….………24
Список литературы…………………………………..…………………………..25

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по финансам и кредиту на тему Сбербанк.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

К - коэффициент  в зависимости от величины Дч:

К = 0,3 при Дч в эквиваленте до 500 долларов США,

К = 0,4 при Дч в эквиваленте от 501 до 1000 долларов США,

К = 0,5 при Дч в эквиваленте от 1001 до 2000 долларов США,

К = 0,6 при Дч в эквиваленте свыше 2000 долларов США,

t - срок кредитования в месяц.

Доход в эквиваленте определяется как отношение дохода в рублях к курсу доллара США, установленного ЦБ РФ на момент обращения заявителя в банк.

Для определения  платежеспособности заемщика - предпринимателя  вместо справки с места работы используется декларация о доходахэто за предыдущий год, заверенная налоговой инспекцией. В этом случае Дч рассчитывается как среднемесячный доход за год за вычетом всех обязательных платежей.

Если у кредитного инспектора имеются сомнения в отношении  сохранения уровня доходов заемщика в течение предполагаемого срока кредита, величина Дч может быть скорректирована в сторону уменьшения с соответствующими пояснениями в заключении кредитного инспектора.

 

6. ПОНЯТИЕ РИСКА И КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ

Риск – это  вероятность наступления события, в результате которого банк понесет потери или недополучит доход по сравнению с запланированным. Это событие может произойти и не произойти. В случае совершения такого события возможны три результата: отрицательный, положительный или нулевой

Таким образом, риск есть неопределенность. Неопределенность является результатом неожиданных изменений, поскольку решения менеджеров обычно учитывают ожидаемые изменения. Если риск для банка слишком высок, он нуждается в большей величине собственного капитала (источником погашения которого служат доходы) как гарантии способности отвечать по своим обязательствам, что позволяет нейтрализовать потенциальные убытки. Поэтому любые неожиданные изменения, следствием которых будет увеличение требований к банку, послужат источником риска.

Неизбежность  и существенность рисков в банковском деле предопределяют необходимость  комплексного изучения всех его аспектов в качестве обязательного элемента экономических исследований, предшествующих началу банковской деятельности или  проводимых в её процессе. Одним из важнейших элементов в этой системе является управление рисками. Риском можно и необходимо управлять, используя различные меры, позволяющие в определенной этостепени прогнозировать наступление рискового события и нивелировать его последствия.

В банковском менеджменте  любое управленческое решение является рисковым и трудно предсказуемым, т.к. финансовая среда очень чувствительна не только к различным социально-экономическим, но и к политическим факторам. Острота рисков, тяжесть их последствий определяются как макро, так и микросредой. В самом общем виде риски возникают из-за невозможности полностью обеспечить выполнение

 

принятых управленческих решений, которые подвержены влиянию  сложной совокупности противоречивых факторов.

Важнейшим элементом управления риском является процесс выявления его источника, то есть понимания его природы. В этой связи можно выделить 5 основных этапов такого исследования (4 промежуточных и один заключительный):

1. Выявление и сравнение всех альтернативных вариантов.

2. Обоснование факторов и измерение параметров риска по каждому из альтернативных экономических вариантов – анализ.

3. Определение путей и методов снижения риска, оценка их экономической целесообразности – оценка альтернативных издержек, включая упущенную выгоду.

4. Обоснование рационального экономического поведения банка с учетом его отношения к риску.

5. Выбор и реализация конкретного проекта на основе выводов и рекомендаций, полученных на первых четырех этапах исследования.

Механизм исследования риска предполагает тесную взаимосвязь и единство всех этапов, т.к. объективность оценок и выводов данного этапа существенно зависят от оценок и выводов, полученных на других этапах.

В ситуации, сложившейся  на рынке, приоритетными целями Сбербанка  являются следующие:

    1. Обеспечение функционирования банковской системы РФ;
    2. Обеспечение потребности каждого клиента на всей территории России;
    3. Содействие развитию экономики России;
    4. Сбережение вкладов населения и их инвестирование в реальный сектор экономики.

Для достижения данных целей, банку приходится решать следующие задачи:

    1. Внедрять новую технологию работы с клиентом;
    2. Усиливать работу с корпоративными клиентами;
    3. Обеспечивать сбалансированное состояние структуры активов и пассивов;
    4. Обеспечивать долю комиссионных доходов в чистом операционном доходе не менее 15%;
    5. Внедрять в банк эффективную систему управления рисками;
    6. Повышать управляемость банком путем расширения самостоятельности территориальных банков.

В настоящее время банк эффективно использует имеющиеся конкурентные преимущества, к которым относятся доверие клиентов, богатые традиции и опыт обслуживания частных лиц.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кредитоспособность - это система условий, определяющих способность предприятия привлекать заемный капитал и возвращать его в полном объеме в предусмотренные сроки. Уровень кредитоспособности зависит от уровня платежеспособности и финансовой устойчивости, однако для оценки кредитоспособности необходим более широкий круг показателей: рентабельность активов, собственного капитала, оборачиваемость дебиторской задолженности, рентабельность продаж и др.

Использование кредита целесообразно не только тогда, когда ключевые показатели кредитоспособности находятся на необходимом уровне. Целью привлечения кредита может быть именно повышение ключевых показателей с помощью роста выручки и прибыли от продаж. В этом случае кредит также целесообразен с точки зрения и заемщика, и кредитора.

Как правило, использование  кредита приводит к изменению  стоимости и структуры активов и пассивов. Если до получения кредита предприятие имело достаточный уровень отношения ликвидных активов к краткосрочной задолженности и собственных оборотных средств к необходимым запасам, это означает соответствие структуры источников финансирования структуре активов. Если после погашения кредита названное соответствие не нарушается, предприятие действительно кредитоспособно.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Балабанов И.Т. Банки и банковское дело. – С-Пб: Питер, 2002 – 314с.
  2. Гамза В.А. Об оценке кредитоспособности заемщика. – Деньги и кредит. – 2005. - №2, с.50-54.
  3. Жуков Е.Ф. Банки и банковские операции. – М: Банки и биржи, 1997 – 328с.
  4. Инструкция Сбербанка РФ «О кредитовании юридических лиц учреждениями Сбербанка РФ» от 26.10.1993 №26 – р.
  5. Колесников В.И., Кроливецкая Л.П. Банковское дело. – М: Финансы и статистика, 1999 – 684с.
  6. Лаврушин О.И. Банковское дело. – М: Финансы и статистика, 2004 – 760с.
  7. Лаврушин О.И. Деньги. Кредит. Банки. – М: Финансы и статистика, 2004 – 764с.
  8. Осипенко Т.В. Бюро кредитных историй как инструмент снижения банковских рисков. – Банки. – 2003. - №2, с.12-19.
  9. Положение ЦБР «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с размещением и привлечением денежных средств банками» от 24.12.1998 №64 – П.
  10. Положение ЦБР «О порядке предоставления кредитными организациями денежных средств и их возврата» от 27.07.2001 №144 – П.
  11. Прохно Ю.П. Теоретические и практические аспекты оценки предприятия – заемщика коммерческим банком. – Деньги и кредит. – 2004. - №7, с.46-49.
  12. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  13. Селюк А.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Информация о работе Оценка кредитоспособности заемщика на примере Сбербанка