Оценка банковских рисков в условиях кризиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие основных подходов к классификации банковских рисков, методов управления ими, а также определение путей их минимизации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1 Сущность и роль управления рисками коммерческого банка………….5
1.1 Понятие и классификация банковских рисков………………………..5
1.2 Роль управления банковскими рисками в современных условиях…15
2 Основные пути минимизации банковских рисков…………………….19
2.1 Хеджирование……………………………………………………….…19
2.2 Аналитический метод…………………………………………….……22
2.3 Некоторые пути минимизации банковских рисков…………..….…..28
Заключение……………………………………………….….………..…….31
Список использованной литературы……………………….……………..36

Работа содержит 1 файл

Фин.менеджмент.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

     2.3 Некоторые пути  минимизации банковских  рисков. 
 

     По  своей сути банк - это коммерческое предприятие. Основным принципом взаимоотношений  «банк - клиент» является принцип получения прибыли банком при меньших затратах и принцип минимизации всех видов риска. Банк на самом деле может рисковать (и он рискует ежедневно в процессе своей деятельности) своим собственным капиталом, но не капиталом клиента, его прибылью. С целью минимизации риска банк должен: 

     - диверсифицировать портфель своих  клиентов, что ведет к диверсификации  всех видов риска, т.е. его  рассредоточению; 

     - стараться предоставлять кредиты  в виде более мелких сумм  большему количеству клиентов; 

     - предоставлять большие суммы  клиентам на консорциональной  основе и пр. 

     Банку необходимо подбирать портфель своих  клиентов таким образом, чтобы самому иметь оптимальное соотношение  между активными и пассивными операциями, сохранять уровень своей  ликвидности и рентабельности на необходимом для бесперебойной деятельности уровне. 

     Для этой цели необходимо проводить регулярный анализ уровня всех видов рисков, определять их оптимальное значение для каждого  конкретного момента и использовать весь набор способов управления ими. 

     Основным  методом снижения риска кредитования, к примеру, является анализ кредито- и  платежеспособности заемщиков. Анализ кредитоспособности заемщика начинается с изучения следующих  сторон его деятельности: 

     1. Анализ фактора  С1. В социальной концепции маркетинга этим фактором обозначают возможность предприятия-производителя своими товарами удовлетворять интересы потребителей. Иньтми словами, производители существуют тогда и только тогда, когда их товар необходим потребителям. С помощью различных методов факторного (в том числе регрессионного) анализа определяют: 

     соответствие  между спросом и предложением; 

     умение  производителя заинтересовать определенные социальные группы потенциальных и/или  реальных потребителей; 

     оптимальный выбор рыночного сегмента (окно, нишу) и пр. 

     2. Анализ фактора  С2. что выражает удовлетворение интересов самого производителя, т.е. его способность получать прибыль и распоряжаться ею. Этот анализ производится по следующим направлениям: 

     уровень издержек производителя; 

     « солидность » производителя, т.е. своевременность  расчетов по ранее полученным кредитам, его капитальная база как заемщика; 

     его репутация (рейтинг), его желание  и решимость удовлетворить свои обязательства; 

     возможность осуществления залогового права  со стороны обслуживающих его банков и банковских учреждений. 

     Банку всегда необходимо контролировать качество залога, уровень его ликвидности, соотношение его рыночной стоимости  с размером кредита. 

     3. Экономико-статистический  анализ уровня  кредитоспособности и платежеспособности клиентов по выбранной методике. 

     И, наконец, можно отметить еще несколько  способов управления уровнем риска  деятельности банков и банковских учреждений. К ним можно отнести: 

     предварительную оценку возможных потерь с помощью  прогнозных методов анализа имеющейся статической и динамической достоверной информации о деятельности самих банков, их клиентов/ контрагентов, их поставщиков и посредников, конкурентов различных групп контактных аудиторий. Для этой цели коммерческим банкам необходимо создать отделы, занимающиеся анализом уровня рисков и вырабатывающие меры по управлению ими в системе маркетинга. Раз в год (полугодие, квартал) при установлении отношений между банком и новым заемщиком и/или при активной динамике макроэкономики необходимо проводить развернутый анализ кредитоспособности.

     Гораздо чаще необходимо осуществлять так называемый экспресс-анализ, с помощью которого банку становится известно текущее  финансовое состояние клиента. 

     Для проведения анализа кредита  и платежеспособности заемщика банку необходима следующая информация: 

     а) годовая, квартальная, месячная финансовая отчетность;  

     б) детальная структура запасов  товарно-материальных ценностей, дебиторской  и кредиторской задолженности, по крайней  мере за последние 18 месяцев; 

     в) бизнес-план предприятия; 

     г) планы маркетинга, производства и  управления; 

     д) анализ отрасли, к которой относится  заемщик; 

     е) прогноз денежных потоков заемщика с его клиентами и контрагентами  на период погашения займа; 

     динамику  процентных ставок, которые при увеличении степени риска увеличиваются, и наоборот, т.е. ставки по свободно обращающимся инструментам ниже ставок по инструментам с ограниченной обратимостью; ставки по пассивным операциям и операциям на межбанковском рынке обычно ниже ставок по активным операциям и кредитным операциям с клиентурой; чем стабильнее заемщик, тем ниже процентные ставки; долгосрочные меняются более плавно (с учетом временного сглаживания), чем краткосрочные; ставки по кредитам с обеспечением и краткосрочным операциям ниже, чем ставки без обеспечения и по краткосрочным операциям; 

     страхование кредита как гарантию на случай неблагоприятных  обстоятельств; 

     хеджирование (страхование риска); 

     отказ от предложений заемщика при слишком  большом риске; 

     расчет  условий кредита, применяемый в основном в случаях небольших займов и личного кредитования; 

     диверсификацию  риска, представляющую собой его  рассредоточение.  

     Она может проявляться в различных  видах : 

     а) предоставление кредитов более мелкими  суммами большему количеству клиентов при сохранении общего объема кредитования; 

     б) предоставление кредитов на консорциональной основе, когда для выдачи большой  суммы кредита объединяются несколько  банков, образуя консорциум; 

     в) привлечение депозитных вкладов, ценных бумаг более мелкими суммами от большего числа вкладчиков; 

     г) получение достаточного обеспечения  по выданным кредитам. Важными условиями  реализации последнего требования являются наличие залогового права; умение правильно  анализировать и оценивать платежеспособность заемщиков; правильная ориентация по оперативному взысканию долга; применение системы нормативов по активным и пассивным операциям. Они устанавливаются центральным банком и обязательны для выполнения. 

     Регулирование банковского риска базируется не на оценке финансового положения заемщика, а на установлении определенного соотношения между суммами выданных кредитов и собственных средств самого банка, т. е. предполагается создание резервного потенциала у банков для покрытия возможных убытков в случае разорения клиентов. 

     Количественные  характеристики нормативов обусловлены  состоянием экономики, уровнем централизации  банковской системы и др. В развитых странах соотношение между собственным  и заемным капиталом находится  на уровне от 1:10 до 1:100. Например, отношение  собственного капитала к заемным средствам в США - 1:15, в ФРГ - 1:30, в Швейцарии - 1:12, в Японии - 1:83. 

     В Австрии выдаваемый одному заемщику кредит не может превышать 50% основного  капитала банка . 

     В Ирландии одному вкладчику запрещается  помещать в банк депозиты, превышающие 10% общей суммы банковских депозитов, а 10 самых крупных вкладчиков не должны держать в банке более 40% суммы его депозитов. 

     В Великобритании коммерческие банки  должны информировать Банк Англии о  каждом депозите, составляющем 5% суммы всех депозитов. 

     В Бельгии банки сообщают банковской комиссии о состоянии депозитов, хотя регулирующих норм не предусматривается. 

     В США действует так называемый закон Джонсона (с 1934 г.), запрещающий  предоставлять кредиты странам, не погасившим свои долговые обязательства перед правительством США и не являющимся членами Международного валютного фонда.  

     Таким образом, для минимизации риска  банкам рекомендуется:  

     диверсифицировать портфель своих клиентов, что ведет  к диверсификации всех видов риска, т.е. его рассредоточению; 

     стараться предоставлять кредиты в виде более мелких сумм большему количеству клиентов; 

     предоставлять большие суммы клиентам на консорциональной основе.  
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Под риском принято понимать вероятность, а точнее угрозу потери банком своих ресурсов, недополучения доходов или произведения дополнительных расходов в результате осуществления определенных финансовых операций.  

     В зависимости от факторов, оказывающих  влияние на размер банковских рисков, они подразделяются на внешние и внутренние. Внешние риски могут быть: страновыми; валютными; рисками стихийных бедствий (форс-мажорных обстоятельств). 

     Внутренние  риски могут быть: риски, связанные  с видом банка, риски, связанные  с характером банковских операций, кредитный риск, риск инфляции, риск падения общерыночных цен, портфельный риск, лизинговый и факторинговый риски, риск, связанный со спецификой банка, транспортный риск и др. 

     Департаменты (самостоятельные управления) центрального аппарата Банка - кредитный, международных проектов, кредитования населения, ценных бумаг, финансово-экономический, международных и межбанковских расчетов, валютного контроля и регулирования, вкладных и расчетных операций, внутреннего аудита, ревизий, расчетный центр пластиковых карт, организационно-методологический департамент, Казначейство, информационных технологий, юридический, управление по работе с юридическими лицами по направлениям деятельности: участвуют в разработке общей стратегии управления рисками; проводят оценку рисков банковских операций; совершенствуют методы и механизмы управления рисками; участвуют в разработке автоматизированных форм, улучшающих процессы управления рисками, позволяющих сделать экспертную оценку риска до совершения той или иной банковской операции; обеспечивают хеджирование рисков с помощью производных финансовых инструментов; готовят в соответствии со стратегией управления рисками локальные нормативные правовые акты и другие документы; готовят информацию по вопросам управления рисками для рассмотрении на заседаниях Правления, Кредитного, Финансового комитетов Банка; информируют руководство о происходящих изменениях на курируемом сегменте банковского рынка и связанного с этим повышением риска для Банка; проводят мониторинг, оценку и контроль управления рисками; принимают участие в разработке кредитной, процентной и других политик Банка; обеспечивают своевременное создание специального резерва на покрытие возможных убытков по активам подверженным кредитному риску; обеспечивают использование единых алгоритмов расчета показателей деятельности банка; информирование заинтересованных служб банка о готовящихся проектах нормативных правовых актов, касающихся банковской деятельности; обеспечивают надлежащее исполнение банком принятых на себя обязательств; организуют работу по осуществлению внутреннего контроля, обеспечивающего недопущение вовлечения банка в финансовые операции, имеющие незаконный характер; организуют защиту банка от противоправных действий, дестабилизирующих экономическую, финансовую, коммерческую деятельность учреждений банка; обеспечивают выполнение рекомендаций, представленных в ходе аудиторских и других проверок в части минимизации рисков, связанных с банковскими операциями. 

     Основными методами управления рисками являются: статистический метод, аналитический метод, метод хеджирования. 

     Статистический  метод заключается в том, чтобы  изучить статистику потерь и прибылей, имевших место при принятии аналогичных  рений, установить величину и частоту  получения той или иной экономической  отдачи, а затем провести вероятностный анализ и составить прогноз будущего поведения на рынке. 

     Хеджирование - это метод, основанный на страховании  ценовых потерь на физическом рынке  по отношению к фьючерсному или  опционному рынку. При этом для рынка  биржевых опционов физическим может быть как реальный рынок (валютный, фондовый), так и фьючерсный. 

     С целью минимизации риска банк должен: 

     - диверсифицировать портфель своих  клиентов, что ведет к диверсификации  всех видов риска, т.е. его  рассредоточению; 

     - стараться предоставлять кредиты в виде более мелких сумм большему количеству клиентов; 

     - предоставлять большие суммы  клиентам на консорциональной  основе и пр. 

     Банку необходимо подбирать портфель своих  клиентов таким образом, чтобы самому иметь оптимальное соотношение  между активными и пассивными операциями, сохранять уровень своей ликвидности и рентабельности на необходимом для бесперебойной деятельности уровне. 

     Для этой цели необходимо проводить регулярный анализ уровня всех видов рисков, определять их оптимальное значение для каждого конкретного момента и использовать весь набор способов управления ими. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЛИТЕРАТУРА 

     1. Авраменко С. Раннее предупреждение  и стресс-тестирование риска потери  ликвидности // Банкаускi веснiк. - 2006. - №16. - С.39-43.  

     2. Аленичев В.В., Аленичева Т.Д. Страхование валютных рисков, банковских и экспортных коммерческих кредитов - М.: Ист-сервис, 1994г. - 114 с.  

     3. Антипова О.Н. Регулирование рыночных  рисков // Банковское дело. - 1997 г. - №4. - С.17-25. 

     4. Белых Л.П. Устойчивость коммерческих банков. Как банкам избежать банкротства. - М.: ЮНИТИ, 1996г. - 192 с.  

Информация о работе Оценка банковских рисков в условиях кризиса