Леверидж, понятия, виды, сущность

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

Термин «леверидж» представляет собой варваризм, т.е. прямое заимствование американского термина «lеvеrage», уже достаточно широко используемый в отечественной специальной литературе; отметим, что в Великобритании для той же цели применяется термин «Gearing»[4]. В некоторых монографиях используют термин «рычаг», что вряд ли следует признать удачным даже в лингвистическом смысле, поскольку в буквальном перево-де в английском рычагом является «lever», но никак не «1еverege»

Содержание

Введение 3
Глава 1. Леверидж основные понятия, виды и значение для рыночной экономики 6
1.1. Понятие левериджа, его значение для рыночной экономики 6
1.2. Особенности финансового левериджа 8
1.3. Операционный (производственный) леверидж и его эффект 13
1.4. Особенности оперативно-финансового левериджа 17
Глава 2. Оценка совокупного риска, связанного с особенностями предприятий. 18
Заключение 21
Список используемой литературы 23

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 27.03 Кб (Скачать)
 
 

Московская финансово-промышленная академия 
 

Реферат 
 

По дисциплине: Финансовый менеджмент 

На тему: Леверидж, понятия, виды, сущность. 

Выполнил: 

Москва 2005 

Содержание 

Введение 3

Глава 1. Леверидж основные понятия, виды и значение для рыночной экономики 6

1.1. Понятие левериджа,  его значение для рыночной  экономики 6

1.2. Особенности финансового  левериджа 8

1.3. Операционный (производственный) леверидж и его эффект 13

1.4. Особенности оперативно-финансового  левериджа 17

Глава 2. Оценка совокупного  риска, связанного с особенностями  предприятий. 18

Заключение 21

Список используемой литературы 23 

Введение

Создание и функционирование любой коммерческой организации  упрощенно представляют собой процесс  инвестирования финансовых ресурсов на долгосрочной основе с целью извлечения прибыли. Теку-щая деятельность сопряжена  с риском, в частности производствен-ным  и финансовым, который следует  принимать во внимание в зави-симости  от того, с какой позиции характеризуется  компания. Как легко видеть из баланса, эта характеристика может быть выполнена  либо с позиции активов, которыми владеет и распоряжается предприятие, либо с позиции источников средств. В первом случае возникает понятие  производственного риска, во втором -- финансового риска. В данной курсовой работе рассмотрена категория риска  в контексте планирования зат-рат, связанных с текущей и отчасти  с перспективной деятельностью  фирмы.

Производственный (или  бизнес) риск - это риск, в большей  степе-ни обусловленный отраслевыми  особенностями бизнеса, т.е. структу-рой  активов, в который фирма решила вложить свой капитал. Доста-точно  очевидно, что производство основных продуктов питания, без которых  не может прожить человек и  спрос, на которые сравнительно легко  предсказуем, гораздо менее рисковый бизнес по сравнению с пошивом  ультрамодной обуви, хотя, возможно, и  не такой прибыль-ный. Производственный риск определяется многими факторами: ре-гиональные особенности, конъюнктура  рынка, национальные тради-ции, инфраструктура и т.п. Можно привести множество  примеров, характеризующих зависимость  производственного риска от тех  или иных условий; ограничимся одним  из них. Очевидно, что при прочих равных условиях оценки риска вложения средств в организацию производства зонтиков от дождя в Великобритании и на Ближнем Востоке принципиально  различаются ввиду неодинаковости климатичес-ких условий. Риск, обусловленный  структурой источников, называется финан-совым. В этом случае речь уже не идет о  том, куда вложены денеж-ные средства -- в производство одежды или автомобилей, а о том, из каких источников получены средства и каково соотношение этих источников. 

Как известно, источники  средств предприятия могут быть классифицированы различными способами; в данном случае нас интересует, прежде всего, вопрос о том, как соотносятся  между собой собственный и  заемный капиталы. Ситуация, когда  компания (равно как и любой  индивидуум) не ограничивается собственным  капиталом, а при-влекает средства внешних инвесторов, вполне объяснима: всегда вы-годно жить в долг, если этот долг обоснован и необременителен. Привлекая заемные средства, собственники компании и ее высший управленческий персонал получают возможность контролировать бо-лее крупные потоки денежных средств  и реализовывать более амби-циозные  инвестиционные проекты, несмотря на то, что доля собствен-ного капитала в  общей сумме источников может  быть относительной небольшой. Компания становится крупнее; владеть, управлять  и ра-ботать в такой компании престижнее и выгоднее. Безусловно, при этом подразумевается наличие высокого уровня организации производ-ственной и финансовой деятельности, обеспечивающей эффективности использования привлеченных средств. 

С позиции финансового  риска компания, осуществляющая свою деятельность лишь за счет собственных  средств, и компания, 90% совокупного  капитала которой представляют собой  банковские кредиты, диаметрально различаются. Необходимо отметить, что понятие  финансового риска важно не только и не столько с позиции констатации  сложившегося положения, оно гораздо  важнее с позиции возможности  и условий привлечения дополнительного  капитала. Как было указано выше, эти условия могут существенно различаться для приведенных в качестве примера компаний. 

Количественная оценка риска и факторов, его обусловивших, осу-ществляется на основе анализа  вариабельности прибыли. В терминах финансов взаимосвязь между прибылью и стоимостной оценкой зат-рат  активов или фондов, понесенных для  получения данной прибы-ли, характеризуется  с помощью показателя «леверидж». В букваль-ном понимании леверидж означает действие небольшой силы (рычага), с помощью которой можно перемещать довольно тяжелые предметы. В приложении к экономике он трактуется как  некоторый фактор, небольшое изменение  которого может привести к существенному  изменению ряда результативных показателей.  

Прежде всего, стоит  отметить, что можно выделить несколько  показателей прибыли, благодаря  чему удается иденти-фицировать и  количественно измерить влияние  тех или иных факторов, в том  числе и факторов, обусловливающих  тот или иной вид рис-ка. Точно  так же возможны различное представление  расходов компа-нии и различная  их группировка. 

Глава 1. Леверидж основные понятия, виды и значение для рыночной экономики 

1.1. Понятие левериджа,  его значение для рыночной  экономики 

Термин «леверидж» представляет собой варваризм, т.е. прямое заимствование американского  термина «lеvеrage», уже достаточно широко используемый в отечественной  специальной литературе; отметим, что  в Великобритании для той же цели применяется термин «Gearing»[4]. В некоторых  монографиях используют термин «рычаг», что вряд ли следует признать удачным  даже в лингвистическом смысле, поскольку  в буквальном перево-де в английском рычагом является «lever», но никак  не «1еverege»[4]. 

В экономике, а точнее в менеджменте под словом леверидж понимают - процесс управления активами и пассивами предприятия, направленный на возрастание (увеличение) прибыли[1 c.130].  

Основным результативным показателем служит чистая прибыль  компании, которая зависит от многих факторов, и потому возможны различные  факторные разложения ее изменения. В частности, ее мож-но представить  как разницу между выручкой и  расходами двух ос-новных типов: производственного  характера и финансового характера. Они не взаимозаменяемы, однако величиной  и долей каждого из этих типов  расходов можно управлять. Такое  представление факторной структуры  прибыли является исключительно  важным в условиях рыночной экономики  и свободы в финансировании коммер-ческой организации с помощью кредитов коммерческих банков, значительно различающихся по предлагаемым ими процентным ставкам.  

C позиции финансового  управления деятельностью коммер-ческой  организации чистая прибыль зависит;  во-первых, от того, на-сколько рационально  использованы предоставленные предприятию  финансовые ресурсы, т.е. во  что они вложены, и, во-вторых, от структуры источников средств. 

Первый момент находит  отражение в объеме и структуре  основных и оборотных средств  и эффективности их использования. Основными элементами себестоимости  продукции являются переменные и  постоянные расходы, причем соотношение  между ними может быть различным  и определяется технической и  технологической политикой, выбранной  на предприятии. Изменение структуры  себестоимости может существенно  повлиять на величину прибыли. Инвестирование в основные средства сопровождается увеличением постоянных расходов и, по крайней мере, теоретически, уменьшением  переменных расходов. Однако зависимость  носит нелинейный характер, поэтому  найти оптимальное сочетание  постоянных и переменных расходов нелегко. Вот эта взаимосвязь и характеризуется  категорией производ-ственного, или  операционного, левериджа, уровень, которого определяет, кроме того, величину ассоциируемого с компанией производ-ственного  риска. 

Леверидж в приложении к финансовой сфере трактуется как  определенный фактор, небольшое изменение  которого может привести существенному  изменению результирующих показателей. 

В финансовом менеджменте  различают следующие виды левериджа[6 c.98]: 

финансовый 

производственный (операционный) 

производственно-финансовый 

Всякое предприятие  является источником риска. При этом риск возникает на основе факторов производственного и финансового  характера. Эти факторы формируют  расходы предприятия. Расходы производственного  и финансового характера не являются взаимозаменяемыми, однако, величиной  и структурой затрат производственного  и финансового характера можно  управлять. Это управление происходит в условиях свободы выбора источников финансирования и источников формирования затрат производственного характера. В результате использования различных источников финансирования складывается определенное соотношение между собственными и заемным капиталом, а, так как заемный капитал является платным, и по нему образуются финансовые издержки, возникает необходимость измерения влияния этих издержек на конечный результат деятельности предприятия. Поэтому финансовый леверидж характеризует влияние структуры капитала на величину прибыли предприятия, а разные способы включения кредитных издержек в себестоимость оказывают влияние на уровень чистой прибыли и чистую рентабельность собственного капитала. 

1.2. Особенности финансового  левериджа 

Финансовый леверидж - это соотношение между облигациями  и привилегированными акциями с  одной стороны и обыкновенными  акциями - с другой[2 c.67-68]. Он является показателем финансовой устойчивости акционерного общества. С другой стороны - это использование долговых обязательств (заемных средств) с целью увеличения ожидаемой прибыли на акционерный  капитал. В третьей трактовке  финансовый леверидж - это потенциальная  возможность влиять на чистую прибыль  предприятия путем изменения  объема и структуры долгосрочных пассивов: варьированием соотношения  собственных и заемных средств  для оптимизации процентных выплат[2 c.70]. Вопрос целесообразности использования  заемного капитала связан с действием  финансового рычага: увеличением  доли заемных средств можно повысить рентабельность собственного капитала. 

Другими словами  финансовый леверидж характеризует  взаимосвязь между изменением чистой прибыли и изменением прибыли  до выплаты % и налогов. 

В финансовом менеджменте  существуют две концепции расчета  и определения эффекта финансового  левериджа. Эти концепции возникли в разных школах финансового менеджмента. 

Первая концепция: Западноевропейская концепция. 

Эффект финансового  левериджа трактуют как приращение к рентабельности собственного капитала, получаемое благодаря использованию  заемного капитала. Рассмотрим следующий  пример: 

Таблица 1. 

Показатели 

Предприятие 1 

Предприятие 2 

Предприятие 3  

Активы, тыс. руб. 

Пассивы, тыс. руб., в  т ч. 

Собственный капитал (СК) 

Заемный капитал (ЗК) 

Прибыль до выплаты % и налогов 

Экономическая рентабельность активов ЭРА= (БП+%)/Аср.*100 

Издержки по выплате % (25%) 

Чистая прибыль, тыс. руб. 

ЧП=(БП-%)*(1-н) 

Чистая рентабельность СК 

ЧРСК=ЧП/СКср*100 

1`000 

1`000 

1`000 

- 

400 

40% 

- 

400*(1-0,3)=280 

280/1`000*100==28% 

1`000 

1`000 

700 

300 

400 

40% 

75 

(400-75)*(1-0,3)=227,5 

227,5/700*100==32,5% 

1`000 

1`000 

300 

700 

400 

40% 

175 

(400-175)*(1-0,3)=157,5 

157,5/300*100==52,5%  
 
 

Вывод: предприятие 2 и 3 используют собственный капитал  более эффективно; об этом свидетельствует  показатель чистой рентабельности собственного капитала (ЧРСК), а заемный капитал (ЗК) используют с большей отдачей, чем цена его привлечения. Такую  стратегию привлечения заемного капитала называют стратегией спекуляции капитала. 

Информация о работе Леверидж, понятия, виды, сущность