Кредитоспособность заемщика

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение кредитного анализа, этапов кредитования, в том числе оценки кредитоспособности по различным методикам, на примерах. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие вопросы:
– теоретические аспекты кредитоспособности заемщиков (понятие, цели, задачи, критерии оценки);
– зарубежный опыт оценки кредитоспособности;
– обзор различных методик оценки кредитоспособности предприятий;

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 187.84 Кб (Скачать)

 

 

Как видно из таблицы 5, рейтинговая оценка предприятия-заемщика является обобщающим выводом анализа кредитоспособности. Рейтинг определяется в баллах. Сумма баллов рассчитывается путем умножения классности каждого коэффициента (К а.л., К с.л., К т.л., К а.) и его доли в процентах (соответственно 30, 20, 30, 20) в совокупности 100%.

К первому классу относятся заемщики с суммой баллов от 100 до 150, ко второму  – от 151 до 250 баллов, к третьему –  от 251 до 300 баллов.

Первоклассным по кредитоспособности заемщикам коммерческие банки могут  открывать кредитную линию, выдавать в разовом порядке бланковые (без  обеспечения) ссуды с установлением  более низкой процентной ставки, чем  для остальных заемщиков.

Кредитование второклассных заемщиков  осуществляется банками в обычном  порядке, т. е. при наличии соответствующих  обязательств (гарантий, залога, поручительства и т.д.). Процентная ставка зависит от вида обеспечения.

Предоставление кредитов клиентам третьего класса связано для банка  с серьезным риском. Таким клиентам в большинстве случаев банки  кредитов не выдают, а если выдают, то размер предоставляемой ссуды не должен превышать размер уставного фонда. Процентная ставка за кредит устанавливается на высоком уровне.

Балльная оценка предприятия-заемщика рассчитывается на основе формулы:

 

К а.л.* 30 + К с.л.* 20 + К т.л. * 30 + К а. * 20,        (1)

 

где:

К а.л. – коэффициент абсолютной ликвидности;

К с.л. – коэффициент срочной  ликвидности

К т.л. – коэффициент текущей  ликвидности

К а. - коэффициент автономии.

После расчета баллов идет определение  класса предприятия-заемщика. Определим его на примере ОАО «Воронежоблгаз». Расчеты приведены в таблице 6.

 

 

Таблица 6

Расчет суммы  баллов и определение класса заемщика

 

Показатель

Фактическое значение

Классность коэффициентов

Вес показателя

Сумма баллов

Класс

К а.л.

0,04

3

30

90

 

К с.л.

0,96

2

20

40

 

К т.л.

1,62

2

30

60

 

К а.

0,71

1

20

20

 

Итого на начало отчетного периода

100

210

2

К а.л.

0,06

3

30

90

 

К с.л.

1,48

1

20

20

 

К т.л.

2,40

1

30

30

 

К а.

0,74

1

20

20

 

Итого на конец отчетного периода

100

160

2


 

 

Исходя из результатов таблицы 6, на протяжении отчетного периода предприятие являлось второклассным заемщиком, но в конце периода наблюдалась положительная динамика, и предприятие стало ближе к тому, чтобы стать первоклассным заемщиком.

В процессе принятия решения о выдаче кредита помимо рейтинговой оценки целесообразно дать прогноз возможного прогноза банкротства предприятия-заемщика. “Z-анализ” Альтмана является одним из самых распространенных методов прогнозирования банкротства. Цель “Z-анализа” – отнести изучаемый объект к одной из двух групп: либо к предприятиям-банкротам, либо к успешно действующим предприятиям.

Уравнение Z-оценки представляется следующим  образом:

 

Z = 1,2*x1 + 1,4*x2 + 3,3*x3 + 0,6*x4 + 1,0*x5,   (2)

 

где x1 является отношением между оборотным капиталом и общим количеством активов; x2 – отношением между нераспределенной прибылью отчетного периода к, опять же, общему количеству активов; x3 – отношением между брутто-доходами (результатом от реализации) и общими активами; x4 – отношением уставного капитала к валюте баланса; x5 – отношением между выручкой от реализации к общим активам.

Для анализа предприятия  на банкротство нам необходимы агрегированные отчеты ОАО «Воронежоблгаз» о финансовых результатах. Агрегированный отчет о прибылях и убытках за 2009 год отражен в таблице 7.

 

Таблица 7

Агрегированный отчет о прибылях и убытках за 2009 год

 

Агрегат

Статья

Код строки

Сумма (тыс. руб.)

 

За отчетный период

 

П5

Выручка от реализации

010

2 198 973

П6

Себестоимость

020

1 401 326

П7

Прибыль (убыток) отчетного года

140

277 808


 

 

Агрегированный  отчет из таблицы 7 вместе с таким  же отчетом, только за три месяца 2010 года (таблица 8), который составлен  из отчета предприятия о прибылях и убытках (см. Приложение 4), нужны для сравнительного анализа по Альтману.

 

Таблица 8

Агрегированный  отчет о прибылях и убытках  за 3 месяца 2010 года

 

Агрегат

Статья

Код строки

Сумма (тыс. руб.)

 

За отчетный период

 

П5

Выручка от реализации

010

812 019

П6

Себестоимость

020

329 983

П7

Прибыль (убыток) отчетного года

140

389 434


 

 

Используя отчет  из таблиц 7 и 8, а также данные о нераспределенной прибыли и для рыночной оценки капитала из бухгалтерского баланса (см. Приложение 1), проанализируем предприятие на банкротство. Расчеты приведены в таблице 9.

 

Таблица 9

Анализ предприятия на банкротство  по «Z-анализу» Альтмана

 

 

Показатели

Отчетный период

Начало

Конец

1.Оборотный капитал, тыс. руб.

628 170

783 488

2.Всего активов, тыс. руб.

2 974 732

3 198 905

3.x1

0,21

0,24

4.Нераспределенная прибыль, тыс.  руб.

951 278

1 241 983

5.x2

0,32

0,39

6.Результат от реализации, тыс.  руб.

389 434

277 808

7.x3

0,13

0,09

8.Рыночная оценка капитала, тыс. руб.

874 050

829 496

9.x4

0,29

0,26

10.Выручка от реализации, тыс. руб.

812 019

2 198 973

11.x5

0,27

0,69

12.Z-анализ Альтмана

1,573

1,976


Исходя  из анализа Альтмана в таблице 9, мы видим, что значение Z на начало отчетного периода меньше 1,8; следовательно, вероятность банкротства этого предприятия была высока, а значит, кредит бы им попросту не выдали; но к концу периода ситуация начала улучшаться, и показатель Z был уже больше 1,8; это означает неопределенность в выдаче кредита, учитывая второй класс.

 

  1. Пути повышения кредитоспособности заемщика

 

 

 

Заключение

 

 

Подводя итоги  курсовой работы, можно сделать следующие  выводы:

– для того чтобы кредитная сделка состоялась, должны соблюдаться определенные условия: соблюдение требований, предъявляемых к основным элементам кредитования; совпадение интересов обеих сторон сделки, наличие возможностей выполнять свои обязательства как у кредитора, так и у заемщика, соблюдение принципов кредитования, заключение соглашения.

– после того, как все основные условия соблюдены, кредитная сделка проходит несколько этапов: заемщик предоставляет кредитору ходатайство о предоставлении кредита, пакет необходимых документов, и в случае прохождения всех требований кредитор и заемщик подписывают кредитный договор, в котором отразятся все условия сделки: от целей, сроков кредитования до обеспечения;

– кредитоспособность клиента коммерческого  банка – способность заемщика полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам. Ее критерии: характер клиента, способность заимствовать средства, финансовые возможности клиента, его капитал, обеспечение кредита; условия, в которых совершается кредитная операция; контроль. Банк должен в каждом случае определить степень риска, который он готов взять на себя, и размер кредита, который может быть предоставлен в данных обстоятельствах. [35]

– рассмотрены различные модели оценки кредитоспособности: комплексного анализа (правило шести «Си», используемое в США; английские методики CAMPARI, PARTS), классификационные, прогнозные (модели Альтмана и Чессера, CART), рейтинговая оценка), и приведен пример этой самой оценки на примере ОАО «Воронежоблгаз», основанный на оценке коэффициентов ликвидности, автономии и с помощью модели определения возможного банкротства; рассчитана кредитоспособность физического лица с помощью моделью кредитного скоринга, используемого в одном из английских банков.

– процесс кредитования не стоит на месте; отдельные виды кредитования развиваются, охватывают все большие масштабы для деятельности. И не стоит при этом забывать, что вместе с кредитованием развиваются и проблемы, с ним связанные. Они возникают либо из-за несовершенства законодательства (эта группа проблем включает в себя недобросовестное отношение банков), либо из-за нежелания банка рисковать, либо из-за чрезмерного желания банка извлечь прибыль, либо из-за неравномерного распределения банков по стране, либо и вовсе по не зависящим от кредиторов и заемщиков причинам, к примеру, из-за кризиса.

– помимо риска  банк может не выдать кредит из-за низкого  интереса к какой-либо группе заемщиков; из-за «размытости критериев субъектов» разных групп заемщиков; из-за неграмотности  некоторых из заемщиков.

– предпринимателя  отпугивают в самой процедуре  кредитования высокие проценты, короткие сроки погашения, отсутствие стартового капитала, ограниченность в предложении кредитов, сложность и длительность процедуры получения кредита.

– любые проблемы решаемы, и решения эти могут быть связаны и с совершенствованием законодательства, и с минимизацией рисков, и с увеличением прозрачности услуг, предоставляемые банками. Необходимо развивать экономику страны всеми возможными способами: это приведет и к улучшению благосостояния граждан. Наша страна развивается, что позволяет надеяться на то, что львиная доля возникающих проблем будет решаемой, и чем дальше, тем легче.

В работе освещены основные теоретические  аспекты кредитования клиентов; рассмотрено понятие и выявлены критерии кредитоспособности; проведен обзор различных методик оценки кредитоспособности предприятий и физических лиц; некоторые методики рассмотрены на конкретных примерах; выявлены проблемы кредитования заемщиков и предложены пути их решения.

 

 

Список использованных источников

 

  1. Лаврушин  О.И., Мамонова И.Д., Валенцева Н.И. – Банковское дело, – М. :  КНОРУС, 2008.
  2. Словари и энциклопедии на Академике (dic.academic.ru)
  3. Терентьева Т.В. – Деньги, кредит, банки, биржевое дело. Часть 1 (учебное пособие). 2001
  4. «Инвест-профит». Деловой вестник инвестора (www.invest-profit.ru)
  5. Финансовый словарь Финам (www.finam.ru)
  6. Зимовец А.В. – Краткосрочная финансовая политика. Конспект лекций. -  Таганрог : НОУ ВПО ТИУиЭ, 2010.
  7. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – 2-е изд., испр. – М.: ИНФРА-М, 1999.
  8. Лукаш Ю.А. Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия. – М. : Книжный мир, 2004.
  9. Бизнес. Толковый словарь. — М. : "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Грэхэм Бетс, Барри Брайндли, С. Уильямс и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 1998.
  10. Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Под ред. Г. Н. Белоглазовой. — М.: Высшее образование, 2009.
  11. Юридический словарь. 2000.
  12. Свиридов О.Ю. – Банковское дело. - Ростов н/Д: Феникс; МарТ, 2010.
  13. Ольшаный А.И. Банковское кредитование: российский и зарубежный опыт. – М., 1997.
  14. Коробова Г.Г. Банковское дело: учебник / Г.Г. Коробова. – М.: Экономист, 2005.
  15. Вишняков И.В. Методы и модели оценки кредитоспособности заемщиков. - Спб.: СПбГИЭА, 1998.
  16. Ендовицкая Д.А., Бочарова И.В. Анализ и оценка кредитоспособности заемщика: учебное практическое пособие / Д.А. Ендовицкая. – М.: КНОРУС, 2005.
  17. Информационный портал banki.ru.
  18. Банковское дело: справ. пособие / Под ред. Ю.А.Бабичевой. – М.: Экономика, 1999.
  19. Панова Г.С. Кредитная политика коммерческого банка. – М. : ДИС, 1997.
  20. Ширшинская Е.Б. Операции коммерческих банков: российский и зарубежный опыт. Издание 2-е, перераб. и доп. М: Финансы и статистика, 1995.
  21. Основы банковской деятельности / Под ред. К.Р. Тагирбекова. – М., 2001.
  22. Боровская М.А. Банковские услуги предприятиям. Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999.
  23. Поляков В.П., Московкина Л.А. Структура и функции центральных банков: зарубежный опыт. Учебное пособие. – М.: "ИНФРА-М", 2004.
  24. Банковские операции: Учеб. пособие. / Под общ. ред. О.И. Лаврушина. – М.: Инфра-М, 1995.
  25. Закон Республики Казахстан от 06.07.2004 N 573-II 
    "О кредитных бюро и формировании кредитных историй в Республике Казахстан"
  26. Обучающая книга «Защита потребителя» (www.fingramota.kz)
  27. Журнал «Эксперт Сибирь» №11 (11).
  28. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – 1997 г.
  29. Мультипортал km.ru
  30. Печникова А.В., Маркова О.М., Стародубцева Е.Д. – Банковские операции. – М.: ИНФРА-М, 2009.

Информация о работе Кредитоспособность заемщика