Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 17:41, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение кредитного анализа, этапов кредитования, в том числе оценки кредитоспособности по различным методикам, на примерах. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие вопросы:
– теоретические аспекты кредитоспособности заемщиков (понятие, цели, задачи, критерии оценки);
– зарубежный опыт оценки кредитоспособности;
– обзор различных методик оценки кредитоспособности предприятий;
Введение
В современных условиях хозяйствования финансовый сектор, в том числе такая его составляющая, как кредитные институты (банки), является важнейшим инфраструктурным элементом, способствующим укреплению и всестороннему развитию рыночной экономики. Перемены, происходящие в мировой экономике, предполагают существенные изменения во взаимоотношениях между коммерческими банками и субъектами хозяйствования. Высокая рискованность банковской деятельности главным образом связана с условиями и результатами деятельности его клиентов. Кредитные операции банка являются ведущими среди прочих как по прибыльности, так и по масштабности размещения средств. В нынешних условиях хозяйствования коммерческие банки вынуждены работать в чрезвычайных обстоятельствах. Они оказались в центре многих противоречивых, кризисных и трудно прогнозируемых процессов, происходящих в экономике, политике и социальной сфере. Кризис неплатежей повышает риск невозврата ссуды клиентом банку. Поэтому в настоящий момент особенно важное значение приобретают методики оценки качества потенциальных клиентов. Исходным моментом в оценке возможностей потенциального клиента, желающего получить кредит, является определение банком возможности заемщика вернуть основную сумму кредита в обусловленное время и уплатить проценты за пользование им. Один из основных способов избежания невозврата ссуды является тщательный и квалифицированный отбор потенциальных заемщиков. Главным средством такого отбора является экономический анализ деятельности клиента с позиции его кредитоспособности. Эффективная организация процесса оценки кредитоспособности заемщика позволяет снизить уровень кредитных рисков банка и создать необходимые условия для качественного обслуживания клиентов банка, предъявляющих спрос на кредитные продукты. Исходя из вышесказанного, можно заявить, что тема исследования в наше время весьма актуальна.
Цель курсовой работы – изучение кредитного анализа, этапов кредитования, в том числе оценки кредитоспособности по различным методикам, на примерах. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие вопросы:
– теоретические аспекты
– зарубежный опыт оценки кредитоспособности;
– обзор различных методик оценки кредитоспособности предприятий;
– оценка кредитоспособности «…» с использованием одной из этих методик;
– пути повышения кредитоспособности заемщика.
Объект исследования – предприятие «…»; предмет исследования – кредитоспособность заемщиков, различные ее методики.
При написании работы использовалась экономическая литература отечественных авторов, раскрывающая теоретические аспекты кредитоспособности заемщика, методики ее расчета; финансовая отчетность «…»; материалы с электронных ресурсов, раскрывающие «…».
При подготовке банком решения о кредитовании предприятия, сотрудник кредитного подразделения анализирует финансовую отчетность потенциального заемщика, чтобы оценить как прошлое, так и текущее его финансовое положение, а также понять перспективы развития. Целью такого анализа является получение ключевых, информативных параметров, позволяющих оценить платежеспособность и кредитоспособность потенциального заемщика.
Кредитоспособность клиента
При толковании термина «кредитоспособность заемщика», как правило, учитывается комплекс определенных факторов, в том числе: дееспособность и правоспособность заемщика для совершения кредитной сделки; его деловая репутация; наличие обеспечения; способность заемщика получать доход - генерировать денежные потоки. Моральному облику клиента особенно большое внимание уделялось в литературе дореволюционного периода. По мнению И. Ададурова, «первым и важнейшим условием кредита является необходимость, чтобы личность, ищущая у нас возможность кредитоваться, по своим нравственным качествам не внушала недоверия». При этом моральную основу кредитной сделки (честность и порядочность) напрямую связывали с фактором управления делами, компетентностью, умением руководителей хозяйств предвидеть изменения экономической конъюнктуры и пользоваться ими, своевременно перестраивать производство и т.д. [2]
Кредитоспособность заемщика в отличие от его платежеспособности не фиксирует неплатежи за истекший период или на какую-то дату, а прогнозирует способность к погашению долга на ближайшую перспективу. Степень неплатежеспособности в прошлом является одним из формализованных показателей, на которые опираются при оценке кредитоспособности клиента. Если заемщик имеет просроченную задолженность, а баланс ликвиден и размер собственного капитала достаточен, то разовая задержка платежей банку в прошлом не является основанием для заключения о некредитоспособности клиента. Кредитоспособные клиенты не допускают длительных неплатежей банку, поставщикам, бюджету.
Уровень кредитоспособности заемщика является составляющим элементом кредитного риска ссудной операции, который относится к группе индивидуальных (частных) рисков банка.
Риск ссудной операции складывается из риска заемщика и риска продукта. Кредитоспособность клиента банка является формой выражения степени риска заемщика. Факторами этого риска являются эффективность деятельности клиента, достаточность его капитала, репутация, профессионализм менеджера, ликвидность баланса, непрерывность кругооборота фондов и т.д. Из факторов риска заемщика непосредственно вытекают критерии оценки кредитоспособности клиента банка.
Что же касается платежеспособности предприятия, то это его возможность и способность своевременно погасить все виды обязательств и задолженности. В то же время кредитоспособность характеризуется лишь возможностью предприятия погасить кредиторскую задолженность. Вместе с тем характеристика кредитоспособности должна быть несколько иной по сравнению с платежеспособностью, поскольку погашение ссуд возможно за счет выручки от реализации имущества, принятого банком в залог по ссуде или благодаря использованию гарантии своевременного возврата средств или даже за счет страхования погашения ссуды [3].
Поэтому ключевым фактором при принятии решения банком о выдаче ссуды заемщику, является именно кредитоспособность данного заемщика.
Используются следующие
1. Характер клиента. Это есть репутация как юридического лица, так и менеджеров, степень ответственности клиента за погашение долга, четкость его представления о цели кредита, соответствие этой цели кредитной политике банка. Репутация клиента как юридического лица складывается под воздействием такие факторов, как длительность его работы в данной сфере, соответствие экономических показателей среднеотраслевым, кредитная история, репутация в деловом мире его партнеров (поставщиков, покупателей, кредиторов). Репутация менеджеров оценивается в соответствии с их профессионализмом (образованием, опытом работы), моральными качествами, финансовым и семейным положением, взаимоотношениями руководимых ими структур с банком. Даже при четком понимании клиентом цели испрашиваемой ссуды ее выдача является рисковой, если противоречит утвержденной кредитной политике, например, нарушает утвержденные лимиты отдельных сегментов кредитного портфеля [4].
2. Способность заимствовать
3. Способность заработать
4. Другой не менее значимый
критерий кредитоспособности
5. Под обеспечением кредита
6. Условия, в которых
7. Последний критерий – контроль
(законодательная основа
Несмотря на существование такого обширного списка критериев кредитоспособности, в банковской практике не существует единой стандартизированной системы оценки кредитоспособности. Банки разных стран используют различные системы анализа кредитоспособности заемщиков. Многообразие подходов определяется различной степенью доверия к количественным и качественным способам оценки факторов кредитоспособности, особенностями индивидуальной культуры кредитования и исторически сложившейся практикой оценки кредитоспособности [5].
2.1 Методики оценки кредитоспособности предприятий
Рассмотренные критерии кредитоспособности клиента банка определяют содержание способов ее оценки. К числу этих способов относят:
Несмотря на единство критериев и способов оценки, существует специфика анализа кредитоспособности юридических и физических лиц, крупных, средних и мелких клиентов. Эта специфика заключается в комбинации применяемых способов оценки, а также в их содержании.
2.2 Оценка кредитоспособности «…»
Современные практические подходы
к методологии анализа
Модели кредитоспособности заемщика делятся на две группы: модели комплексного анализа и классификационные.
Модели комплексного анализа. Одними из самых распространенных среди них являются: правило «шести Си», CAMPARI, PARTS.
В практике банков США применяется правило «шести Си», в основе которого лежит использование шести базовых принципов кредитования, обозначенных словами, начинающимися с английской буквы «Си» (С): Character, Capacity, Cash, Collateral, Conditions, Control [18].
Характер заемщика (Character): ответственность, надежность, честность, порядочность и серьезность намерений клиента.
Способность заимствовать средства (Capacity): кредитный инспектор должен быть уверен в том, что клиент, испрашивающий кредит, имеет юридическое право подавать кредитную заявку и подписывать кредитный договор, т.е. в том, что руководитель или представитель компании (банка), обращающийся за кредитом, имеет соответствующие полномочия, предоставленные ему учредителями или советом директоров, на проведение переговоров и подписание кредитного договора от имени компании (банка).