Контрольная работа по "Финансовому менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 14:58, контрольная работа

Описание работы

Целью этой работы состоит рассмотреть методику проведения аудита займов и кредитов. Для этого рассмотрим следующие задачи:

-рассмотрим методику аудита кредитов и займов;

- рассмотрим аудит займов и кредитов

- типичные ошибки при проверки.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….3

1.Методика аудита кредитов и займов

1.1.Сущность аудита и займов………………………………………….…5

1.2.Различие между договором займов и договором кредита…………..8

2.Аудиторская проверка займов и кредитов.

2.1. Аудиторская проверка учета кредитов……………………………….10

2.2.Аудиторская проверка учета займов…………………………………….15

3.Типичные ошибки……………………………………………………………….21

Заключение………………………………………………………………………24

Практическая ситуация……………………………………………………………25

Список использованной литературы…………………………………………..29

Работа содержит 1 файл

основы аудита.docx

— 51.68 Кб (Скачать)

   │  и займов │  │ │   Проверка    │ │ │регистрах│   └───────────┘

   └──────────┘  └>│своевременности├─┘ └─────────┘

                   │   погашения   │

                   └───────────────┘

 

 

1.2. Различие между  договорами займов  и договоров кредита.

     Приступая к проверке данного  участка, аудитор должен знать  основные различия между договорами  кредита и договорами займа.

    В соответствии с ПБУ 10/99 проценты за пользование кредитами и займами  должны быть учтены в составе операционных расходов, т.е. списаны на финансовые результаты - в дебет счета 99 "Прибыли и убытки", а для целей налогообложения учтены согласно требованиям законодательства по налогу на прибыль.[8]

    Расходы по оплате процентов по кредитам и  займам на приобретение внеоборотных активов в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности в  Российской Федерации (п.23) и ПБУ 6/97 должны быть включены в первоначальную стоимость объектов, а проценты, уплаченные после принятия их к учету, списываются в общеустановленном порядке на счет 91 "Прибыли и убытки". 

Основные  различия между договорами кредита  и займа 

Кредиты             Займы            
Выдают                            
Банки и банковские организации    
 
Обязательное условие - наличие    
лицензии (ст.819 ГК РФ)         
Любые физические или           
юридические лица (не банки),   
лицензия не требуется          
(ст.808 ГК РФ)               
Форма сделки                         
Только  письменная (ст.820 ГК РФ) Письменная, если  договор      
между юридическими лицами      
(ст.808 ГК РФ)                 
 
Если договор между             
физическими лицами, то         
возможна устная форма сделки 
Предмет договора                       
Только  денежные средства (ст.819  
ГК РФ)                          
Деньги и  другие вещи,          
определенные родовыми          
признаками (ст.807 ГК РФ)    
Платность                           
Обязательно предусматриваются     
проценты (ст.819 ГК РФ)         
Могут быть беспроцентными      
(ст.809 ГК РФ)               
Учет                             
На  счетах:                        
 
66 "Краткосрочные кредиты         
банков",                          
 
67 "Долгосрочные кредиты банков", 
 
На счетах:                     
 
66 "Краткосрочные займы",      
 
67 "Долгосрочные займы       
Списание  процентов                      
На  финансовые результаты                   
 

    Аналогичный порядок учета процентов предусмотрен по заемным средствам на приобретение материально - производственных запасов. В соответствии с ПБУ 5/98 организации  имеют право включать в фактическую  себестоимость МПЗ затраты по оплате процентов за кредиты, если они  связаны с их приобретением, до момента  оприходования МПЗ на склад, после  чего проценты учитываются в обычном  порядке.

    При проверке организации учета кредитов и займов аудитору необходимо установить, как оцениваются остатки по полученным кредитам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Аудиторская  проверка займов  и кредита.

              Разбираются особенности аудита такого объекта, как кредиты и займы. Представлены ситуации, связанные с налоговыми рисками. Приведена соответствующая нормативная база. 

    Рассматривая  тему аудита кредитов и займов, необходимо учитывать неоднозначность формулировок в законодательстве, множество изменений  в нем, а также мнения судебных органов, не всегда совпадающих с  мнением контролирующих организаций. Поэтому обратим внимание аудитора и бухгалтера на некоторые моменты.

    При проведении аудита займов и кредитов рекомендуется проверить:

    - классификацию кредитов и займов  на краткосрочные и долгосрочные;

    - расчеты и отражение на счетах  бухгалтерского учета процентов  по кредитам и займам, а также  курсовых и суммовых разниц (для  кредитов и займов, выраженных  в иностранной валюте);

    - реальность и надлежащее документальное  оформление кредитов и займов;

    - кредитные отношения аудируемого  лица;

    - целевое использование заемных  средств, полноты и своевременности  их погашения;

    - остатки и начисленные проценты  по непогашенным кредитам и  займам, а также их представление  в бухгалтерской отчетности;

    - обоснованность отнесения процентов  по полученным кредитам и займам  к расходам, принимаемым для целей  налогообложения прибыли;

    - различия между бухгалтерским  и налоговым учетом кредитов  и займов, правильность применения  ПБУ 18/02.

    При анализе бухгалтерской отчетности, в частности пояснительной записки, целесообразно убедиться в наличии  информации, раскрытие которой установлено  российским законодательством (см. ниже). 

Раскрываемая  информация                  Обоснование
Доход от временного использования средств  полученного займа 
(кредита) в качестве долгосрочных и (или) краткосрочных     
финансовых вложений, в том числе учтенный при уменьшении    
расходов по займам, связанных с приобретением, сооружением  
и (или) изготовлением инвестиционного актива              
Абзац 7 п. 17 
ПБУ 15/2008 
Проценты, включенные в стоимость инвестиционного  актива и   
причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору), по займам,   
взятым на цели, не связанные с приобретением, сооружением и 
(или) изготовлением инвестиционного актива                
Абзац 8 п. 17 
ПБУ 15/2008 
Займы (кредиты), недополученные по сравнению  с условиями    
договора займа (кредитного договора) в случае неисполнения  
или неполного исполнения заимодавцем договора займа         
(кредитного договора)                                     
Пункт 18      
ПБУ 15/2008 
 

    Кроме того, на основании Информационного  сообщения Минфина России от 29.12.2009 "О раскрытии информации о забалансовых статьях в годовой бухгалтерской  отчетности организации" должна быть раскрыта следующая информация.

    Имеющиеся у организации существенные суммы  денежных средств, недоступные для  использования самой организацией на отчетную дату (например, открытые в  пользу других организаций аккредитивы  по не завершенным на отчетную дату сделкам), раскрываются обособленно  с указанием причин данного ограничения.

    Возможности организации привлечь на отчетную дату дополнительные денежные средства, в  частности:

    - открытые, но не использованные  организацией кредитные линии  с указанием всех установленных  ограничений по использованию  таких кредитных ресурсов (в том числе о суммах обязательных минимальных (неснижаемых) остатков);

    - денежные средства, которые могут  быть получены организацией на  условиях овердрафта;

    - полученные организацией поручительства  третьих лиц, не использованные  на отчетную дату для получения  кредита, с указанием суммы  денежных средств, которые может  привлечь организация;

    - займы (кредиты), недополученные  на отчетную дату по заключенным  договорам займа (кредитным договорам), с указанием причин такого  недополучения.

    Информация  о средствах в аккредитивах, открытых в пользу отчитывающейся организации, в том числе о факте исполнения организацией по состоянию на отчетную дату своих обязательств по договору, раскрывается обособленно. Если обязательства  по договору организацией исполнены, но средства аккредитива не зачислены  на ее расчетный или иной счет, то раскрываются причины и суммы  незачисленных средств.

    Для минимизации налоговых рисков при  проверке полезно сопоставить величину процентов, уплачиваемых по полученным кредитам и выданным займам, а также  установить, насколько сильна между  ними взаимосвязь. На практике нередки  случаи, когда сотрудникам (или сторонним  организациям) выдаются беспроцентные  займы из средств, полученных по кредитному договору. Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ любой  расход, который организация учитывает  при налогообложении прибыли, должен быть обоснован и направлен на получение дохода. Если заимодавец предоставляет беспроцентный заем заемщику за счет средств, полученных самим заимодавцем в виде займа (кредита), за пользование которым  заимодавец уплачивает проценты, то расходы  на уплату процентов по займу (кредиту), использованному для предоставления беспроцентного займа, у заимодавца не уменьшают налоговую базу (см. Постановление ФАС Северо-Западного  округа от 07.03.2007 N А56-60519/2005, оставленное  в силе Определением ВАС РФ от 20.06.2007 N 7196/07; Постановления ФАС Московского округа от 12.03.2009 N КА-А40/917-09 и от 06.05.2009 N КА-А40/2336-09).

    Делая вывод о неправомерности уменьшения налоговой базы на сумму процентов  по кредиту на основании, что организацией был предоставлен беспроцентный  заем другой организации, налоговый  орган обязан доказать факт использования  непосредственно средств кредита  для предоставления беспроцентного займа (см., в частности, Постановления  ФАС Северо-Западного округа от 02.07.2008 N А05-6193/2007, ФАС Западно-Сибирского округа от 30.05.2007 N Ф04-3107/2007(34377-А46-42), ФАС Поволжского  округа от 05.12.2008 N А12-3509/08 и ФАС Уральского округа от 22.05.2007 N Ф09-3656/07-С2).

    Аналогичные налоговые риски возникают также, если привлеченные денежные средства организация направила на оказание благотворительной и спонсорской  помощи, оплату санаторных путевок, погашение  долгов другой организации перед  ее контрагентами и т.д.

    В зависимости от условий кредитного договора (договора займа), положений  учетной политики и статуса кредитора (заимодавца) возможен выбор способа  расчетов для определения предельного  размера расходов в виде процентов, признаваемых для исчисления налоговой  базы по налогу на прибыль (ст. 269 НК РФ). Выбранный способ должен быть отражен  в учетной политике по налоговому учету (п. 1 ст. 269 НК РФ).

    1. Расходом признаются проценты  в размере, не превышающем 20% от среднего показателя по  полученным кредитам (займам) в том  же квартале (месяце) на сопоставимых  условиях.

    2. Предельный размер процентов,  признаваемых в составе расходов, рассчитывается согласно п. 1 ст. 269 НК РФ, в зависимости от ставки  рефинансирования и даты возникновения  долгового обязательства (см. таблицу). 
 

Предельный  размер процентов,признаваемых в составе  расходов 

Дата  возникновения  
долгового      
обязательства
Предельный  размер     
процентов
Обоснование
2009 г.
С 1 сентября        
2008 г. по 31 июля  
2009 г.
В рублях - ставка          
рефинансирования,          
умноженная на 1,5          
В иностранной валюте - 22%
Статья 8, п. 7 ст. 9       
Федерального закона от     
26.11.2008 N 224-ФЗ
с 1 августа по 31   
декабря 2009 г.
В рублях - ставка          
рефинансирования,          
умноженная на 2            
В иностранной валюте - 22%
Статья 5, п. 5 ст. 6       
Федерального закона от     
19.07.2009 N 202-ФЗ
2010 г.
До 1 ноября 2009 г. В рублях:                  
в I и II кварталах 2010 г. 
ставка рефинансирования,   
умноженная на 2            
в III и IV кварталах       
2010 г. ставка             
рефинансирования,          
умноженная на 1,8          
В валюте:                  
в I и II кварталах         
2010 г. - 15%              
в III и IV кварталах       
2010 г. - 15%
Статья 4 Федерального      
закона от 27.12.2009 N     
368-ФЗ, п. 23 ст. 2, п. 9  
ст. 10 Федерального закона 
от 27.07.2010 N 229-ФЗ
После 1 ноября по   
31 декабря 2009 г.
В рублях - ставка          
рефинансирования,          
умноженная на 2            
В валюте - 22%
С 1 января 2010 г. В рублях - ставка          
рефинансирования,          
умноженная на 1,8          
В валюте - 15%
Пункт 23 ст. 2, п. 9       
ст. 10 Закона N 229-ФЗ

Информация о работе Контрольная работа по "Финансовому менеджменту"