Контрольная работа по "Финансам и кредитам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 10:21, контрольная работа

Описание работы

Причины возникновения дефицита бюджета:
1) рост государственных расходов в связи с необходимостью структурной перестройки экономики и увеличения инвестиций;
2) чрезвычайные обстоятельства;
3) экономический кризис;

Содержание

1) Дефицит бюджета и источники его покрытия
2) Виды внебюджетных фондов
3) Сущность, функции и значение финансового контроля
4) Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

контрольная работа финансы и кредит.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

ФГБОУ  ВПО  Волгоградский государственный  архитектурно-строительный университет 

Себряковский  Филиал 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 

по дисциплине: финансы и кредит 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:                

студентка гр. ЭУП 31с

Плетнёва Ю.В.           

Проверил:                   

преподаватель            

Рыжова  О.А.                 
 
 
 
 

г. Михайловка 2011 год 

Содержание: 

1) Дефицит бюджета  и источники его покрытия

2) Виды  внебюджетных фондов

3) Сущность, функции и значение финансового контроля

4) Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос 1 « Дефицит бюджета  и источники его  покрытия»

Бюджетный дефицит - это величина, на которую государственные расходы превышают доходы в конкретном году.

Причины возникновения  дефицита бюджета:

1) рост государственных  расходов в связи с необходимостью  структурной перестройки экономики  и увеличения инвестиций;

2) чрезвычайные  обстоятельства;

3) экономический  кризис;

4) низкая эффективность  государственного  финансового управления.

     В экономической теории принято выделять три основных состояния бюджета: дефицитное, профицитное и сбалансированное. Превышение расходов над доходами (отрицательное  сальдо бюджета) составляет дефицит  бюджета. Профицит представляет собой обратное соотношение, т.е. превышение доходов над расходами (положительное сальдо бюджета). Сбалансированный бюджет является следствием такой бюджетной политики, при которой расходы полностью обеспечиваются доходами.

     По  поводу роли и значения дефицита бюджета в развитии экономики существуют противоречивые мнения. Сторонники концепции систематического (хронического) дефицита находят в нем следующие положительные моменты:

     бюджетный дефицит не является деструктивным  фактом. Для состояния национальной экономики он не представляет опасности, так как все расходы, в том числе превышающие доходы, осуществляются на территории данного государства и способствуют росту благосостояния страны. Исключение составляет только отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, поскольку этот факт означает утечку средств за границу;

     дефицит бюджета означает увеличение доходов  хозяйствующих субъектов и населения (получателей бюджетных средств), что способствует росту покупательной  способности, производительности труда  и расширению национального производства. Это, в свою очередь, приводит к росту налоговых поступлений в бюджет .

     Экономисты  противоположного толка (или неоклассического направления) высказывают следующие  опасения по поводу дефицита бюджета:

     — сегодняшние дефициты неизбежно потребуют более высоких налогов в будущем;

     — для покрытия дефицита будут привлекаться другие, экстраординарные доходы: эмиссия денег и займов, кредиты и т.д. Это приведет к расстройству денежно-кредитной системы, инфляции и девальвации рубля, росту внутреннего и внешнего долга государства. В конечном итоге долги будут погашаться за счет введения новых и повышения ставок существующих налогов, что означает перекладывание долгового бремени на будущие поколения. Выход правительства на денежный рынок путем размещения государственных ценных бумаг с целью при влечения финансовых ресурсов для покрытия дефицита подтолкнет процентные ставки вверх. Это связано с тем, что в условиях рынка, когда существуют частные инвесторы и заемщики свободных денежных средств у населения и предприятий, вторжение государства на финансовый рынок означает рост конкуренции, повышение спроса на деньги, а следовательно, и ставки процента, которая является платой за использование привлеченных денег.

     Теория  дефицитного финансирования требует сосредоточения дефицита в бюджете развития. В этом случае рост дефицитного финансирования вызывает инвестиционный, инновационный и предпринимательский рост. Выпуск инвестиционных товаров, в отличие от текущих потребительских, приводит к наращиванию производственного потенциала страны, а следовательно, и к расширению доходной базы бюджетов разных уровней. Если же рост бюджетных расходов происходит в связи с необходимостью поддержания текущих потребностей населения, то с увеличением государственного долга его бремя перекладывается на будущее поколение.

     Последнее обстоятельство связано с тем, что  дефицитное финансирование предполагает повышение налогообложения. Так  как конечными плательщиками  всех налогов являются граждане и  большая часть полученного ими  дохода идет на потребление (около 3/4), то введение высоких налогов означает изъятие у них дополнительных доходов, что приводит к снижению потребительского спроса и уровня жизни. В свою очередь снижение спроса автоматически, по законам рынка, негативно отразится на предложении товаров и услуг, сократится их объем и в конечном итоге из-за сужения налогооблагаемой базы приведет к росту дефицита бюджета.

     Под межбюджетным дефицитом понимается отрицательное сальдо региональных и местных бюджетов, возникающее  в результате несоответствия имущественных и бюджетных прав территорий, уменьшения их доходов или увеличения расходов вследствие решений, принимаемых органами власти другого уровня. Покрытие такого дефицита осуществляется посредством бюджетного регулирования, использования различных форм межбюджетных отношений.

     В зависимости от экономического содержания и направления воздействия различают  активный и пассивный бюджетные  дефициты.

     Путем нивелирования и управления ими  можно стимулировать или дестимулировать  социально-экономическое развитие общества или отдельных территорий.

     В зависимости от степени корреляции дефицита бюджета с уровнем безработицы  различают структурный и циклический  дефициты. Под структурным дефицитом  понимается отрицательное сальдо бюджета  при данной системе формирования доходов и расходов государства в условиях полной занятости (при постоянно заданном уровне безработицы). В период экономического спада уровень безработицы начинает превышать базовый. Естественно, что при этом реальный дефицит бюджета также будет расти и становиться больше уровня структурного дефицита, который принимается как некая идеальная, оптимальная величина допустимого бюджетного дефицита. Это происходит частично за счет роста выплат пособий по безработице, сокращения налоговых поступлений, а в основном — в результате сужения налогооблагаемой базы из-за спада производства. Разность между реально имеющимся и структурным дефицитом получила название циклического дефицита. Именно экономическое состояние определяет уровни структурного и циклического дефицитов. Сокращение уровня циклического дефицита свидетельствует о тенденции выравнивания уровней реального и структурного дефицитов, что равносильно экономическому росту.

     По  характеру возникновения можно  выделить случайный (кассовый) и действительный дефициты. Случайный дефицит бюджета, иначе называемый кассовым, возникает из-за кассовых (временных) разрывов в поступлении и расходовании средств. Обычно кассовым дефицитам подвержены те бюджеты, которые в высокой степени зависят от одного источника дохода, или же те, в которых источники поступлений имеют сезонный характер (например, поступления от земельного налога, налога на имущество физических лиц и ряда других налогов и сборов). К таковым обычно относятся местные и региональные (в меньшей степени) бюджеты.

     Действительный  дефицит в собственном смысле этого слова возникает не из-за случайной временной задержки поступлений  доходов в бюджет и опережающего график (роспись доходов и расходов) производства расходов, а в связи  с постоянным наращиванием расходов из бюджета и реальным отставанием от них доходов. Он обычно закладывается в законе о бюджете на очередной финансовый год в качестве предельной величины, но может быть ниже или выше нее в ходе исполнения бюджета.

     По  отношению к плану различают плановый и внеплановый дефициты бюджета. Внеплановый дефицит возникает из-за непредвиденного сокращения объема поступлений доходов (падение цен на нефть и т.д.) и увеличения расходов (войны, землетрясения, аварии, неурожаи, засуха, рост цен и т.п.) в отчетном году. Если же не удастся сбалансировать бюджет за счет использования средств различных резервных фондов и проведения других оперативных мероприятий, внеплановый дефицит может пагубно отразиться на ходе выполнения социально-экономических программ.

     С признанием дефицита бюджета и введением в бюджетной классификации дополнительного блока, отражающего источники его финансирования, в России стали устанавливать предельные размеры дефицитов бюджетов в ежегодно принимаемых законах о бюджете, т.е. стали планировать дефицит в целях его контроля и управления им. Бюджетное законодательство устанавливает предельный размер планируемого дефицита федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета.

     По  степени постоянства объема дефицита бюджета можно выделить стабильные и меняющиеся дефициты. Резкие колебания дефицита за относительно короткий промежуток времени свидетельствуют о финансово-экономической нестабильности, отсутствии долгосрочной и единой бюджетной, налоговой и финансово-кредитной политики в стране.

     По  продолжительности бюджетный дефицит  можно подразделить на хронический (систематический) и временный.

     На  основе вышесказанного можно выделить первичный и вторичный дефициты бюджетов. В основу такой классификации  заложен принцип определения  дефицита с учетом или без учета расходов по обслуживанию государственного долга. Дефицит бюджета, рассчитываемый как разница между его доходами и расходами без учета процентных выплат по долгу, называется первичным, а с их учетом —вторичным.

     Классификация видов дефицита бюджета, анализ его причин, оптимизация структуры источников финансирования дают возможность, разрабатывать систему мероприятий по прогнозированию и сокращению дефицита, по реформированию бюджетной и налоговой системы, межбюджетных отношений, направленных на стабилизацию финансового положения в стране.

     В соответствии с БК РФ (ст. 93) источники  финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной власти в  законе (решении) о бюджете на очередной  финансовый год по основным видам  привлеченных средств. Следует подчеркнуть, что БК РФ впервые в России в законодательном порядке определил источники финансирования дефицитов всех звеньев бюджетной системы страны (ст. 94-96).

     Источники финансирования дефицита федерального бюджета делятся на внутренние и внешние. Внутренние источники имеют следующие формы:

     кредиты, полученные РФ от кредитных организаций  в валюте РФ;

     государственные займы, осуществляемые путем выпуска  ценных бумаг от имени РФ;

     бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

     поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

     сумма превышения доходов над расходами  по государственным запасам и  резервам;

     изменение остатков средств по учету средств  федерального бюджета.

     К внешним источникам финансирования дефицита федерального бюджета относятся:

     государственные займы, осуществляемые в иностранной  валюте путем выпуска ценных бумаг  от имени РФ;

     кредиты правительства иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленных в иностранной валюте, привлеченные РФ.

     В соответствии со ст. 103 БК РФ государственные  внешние заимствования РФ используются для покрытия дефицита только федерального бюджета.

Информация о работе Контрольная работа по "Финансам и кредитам"