Коэффициенты рентабельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

Для оценки эффективности финансово-производственной деятельности предприятия широко используется показатели рентабельности, то есть прибыльности или доходности капитала, ресурсов или продукции. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов деятельности предприятия с различных позиций в соответствии с интересами участников рыночного обмена.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..2
1. Понятие рентабельности…………………………………………………………3
2. Виды рентабельности……………………………………………………………..5
3. Сущность и значение показателей рентабельности…………………………….8
4. Система показателей рентабельности………………………………………….11
5. Виды показателей рентабельности и их расчеты……………………………...13
6. Факторы, влияющие на рентабельность………………………………………..17
Заключение………………………………………………………………………….21
Список использованных источников…………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа. Финансовый менеджмент. Одинокова Н.Ю. К14ФК31.docx

— 69.80 Кб (Скачать)

     Коэффициент рентабельности собственного капитала позволяет определить эффективность использования капитала, вложенного в предприятие его собственниками (акционерами) по сравнению с другими направлениями инвестирования. В западной практике значение данного показателя оказывает существенное влияние на уровень котировки акций предприятия.

     Допустимые  значения: чем выше значение коэффициента, тем лучше.

     Важным  приемом анализа является оценка взаимозависимости следующих показателей:

1) рентабельности  активов;

2) рентабельности  реализации;

3) оборачиваемости  активов.

     Если  числитель и знаменатель коэффициента рентабельности активов умножить на объем реализованной продукции, то получится следующая формула: 

     Полученная  формула получила название «формулы Дюпона», так как именно эта компания первой стала использовать ее в своем финансовом управлении.

     Формула Дюпона:

     - отражает зависимость рентабельности  активов от рентабельности реализации и от оборачиваемости активов;

     - показывает возможные причины  снижения уровня рентабельности активов (снижение уровня рентабельности реализации или скорости оборачиваемости активов);

     - показывает возможность альтернативного  выбора между повышением рентабельности  реализации и скорости оборота  активов компании для повышения уровня рентабельности активов.

     Результаты  анализа рентабельности активов  являются основой для принятия решений о средствах повышения рентабельности реализации и скорости оборота активов.

     Повышение рентабельности реализации может быть достигнуто за счет:

     - уменьшения расходов, включаемых  в себестоимость;

     - повышения цен на реализуемую  продукцию;

     - превышения темпов роста реализации  продукции над темпами роста расходов.

     Расходы, включаемые в себестоимость, могут  быть снижены за счет:

     - использования более дешевых  сырья и материалов;

     - повышения производительности труда,  в том числе на основе автоматизации производства;

     - сокращения непроизводственных  расходов.

     Повышение цен на реализуемую продукцию  в условиях развитой (цивилизованной) экономики могут себе позволить не все предприятия. Способность увеличивать издержки производства, оплачиваемые потребителями, в том числе в условиях ухудшения экономической конъюнктуры и при этом без каких-либо негативных последствий, называется ценовой властью. Ею обладают, как правило, предприятия, выпускающие уникальную продукцию или оказывающие услуги, суть которых важнее, чем их цена.

     Повышение скорости оборота активов достигается  за счет увеличения объема реализации:

     - при сохранении активов на  постоянном уровне;

     - при уменьшении активов.

     Уменьшение  активов, в свою очередь, достигается  за счет:

     - в части долгосрочных активов  — выявления и ликвидации излишних  неиспользуемых основных средств;

     - в части краткосрочных активов  — в случае чрезмерного объема  материально-производственных запасов  — их снижения до оптимального  уровня;

     - ускорения погашения дебиторской  задолженности;

     - использования денежных средств,  полученных в результате вышеперечисленных  действий, для погашения кредиторской  задолженности, выкупа собственных ценных бумаг (акций и облигаций) или вложения в наиболее доходные виды деятельности.

 

6.Факторы,  влияющие на рентабельность. 
 

     В течение производственного цикла  на уровень рентабельности влияет ряд  факторов. Которые можно разделить  на внешние, связанные с воздействием на деятельность предприятия рынка, государства, географического положения  и внутренние: производственные и  внепроизводственные. Выявление в  процессе анализа внутренних и внешних  факторов, влияющих на рентабельность, дает возможность “очистить” показатели эффективности от внешнего воздействия.

     Рассмотрим  сначала факторы, непосредственно  связанные с деятельностью предприятия,  которые оно может изменять и регулировать в зависимости от поставленных перед предприятием целей и задач, то есть  внутренние факторы. Которые можно разделить на производственные, непосредственно связанные с основной деятельностью предприятия, и внепроизводственные факторы, которые непосредственно не связаны с производством продукции и с основной деятельностью предприятия.

     Внепроизводственные факторы включают в себя:

     - снабженческо-сбытовую деятельность, то есть своевременность и  полноту выполнения поставщиками  и покупателями обязательств  перед предприятием, их удаленность от предприятия, стоимость транспортировки до места назначения и так далее;

     - природоохранные мероприятия, которые  необходимы для предприятий ряда  отраслей, например, химической, машиностроительной  и других отраслей, и влекут  за собой значительные издержки;

     - штрафы и санкции за несвоевременность  или не точность выполнения  каких-либо обязательств фирмы,  например, штрафы в налоговые  органы за несвоевременность  расчетов с бюджетом.

     На  финансовые результаты деятельности фирмы, а следовательно и на рентабельность косвенно влияют социальные условия  труда и быта работников, финансовая деятельность предприятия, то есть управление собственным и заемным капиталом  на предприятии, деятельность на рынке  ценных бумаг, участие в других предприятиях.

     Из  курса экономической теории известно, что процесс производства состоит  из трех элементов: средства труда, предметы труда и трудовые ресурсы. В связи с этим, выделяют такие производственные факторы, как наличие и использование средств труда, предметов труда и трудовых ресурсов. Названные факторы являются основными факторами роста  прибыли и рентабельности предприятия, именно с повышением эффективности их использования связываются процессы интенсификации производства.

     Влияние производственных факторов на результат  деятельности можно оценить с  двух позиций: как экстенсивное и  как интенсивное. Экстенсивные факторы  связаны с изменением количественных параметров элементов процесса производства. К ним относятся :

     - изменение объема и времени  работы средств труда (например, покупка дополнительных станков,  машин, строительство новых цехов  и помещений или увеличение  времени работы оборудования  для увеличения объема производимой  продукции);

     - изменение количества предметов  труда, непроизводительное использование  средств труда, то есть увеличение  запасов, большой удельный вес  брака и отходов в объеме  выпускаемой продукции; 

     - изменение численности рабочих,  фонда рабочего времени, непроизводительные  затраты живого труда (простои).

     Количественное  изменение производственных факторов всегда должно быть оправдано изменением объема выпускаемой продукции, другими  словами предприятие должно следить  за тем, чтобы не снижались тепы прироста прибыли относительно темпов прироста затрат.

     Интенсивные производственные факторы связаны  с повышением качества использования  производственных факторов. К ним  относятся:

     - повышение качественных характеристик  и производительности оборудования, то есть своевременная замена  оборудования на более современное  с большей производительностью; 

     - использование прогрессивных материалов, совершенствование технологии обработки,  ускорение оборачиваемости материалов;

     - повышение квалификации рабочих,  снижение трудоемкости продукции,  совершенствование организации  труда. 

     Кроме внутренних факторов на рентабельность предприятия оказывают косвенное  воздействие и внешние факторы, которые не зависят от деятельности предприятия, но зачастую достаточно сильно влияют на результат его деятельности. К данной группе факторов  относятся:

     - географическое положение предприятия, (регион в котором оно располагается), удаленность предприятия от сырьевых  источников, от районных, республиканских  центров, природные условия и  так далее;

     - конкуренция и спрос на продукцию  предприятия, то есть наличие  на рынке платежеспособного спроса  на продукцию фирмы, присутствие  на рынке фирм - конкурентов, производящих  аналогичный по потребительским  свойствам товар; 

     - ситуация на смежных рынках, например, на финансовом, кредитном, рынке  ценных бумаг, сырьевых ранках, так как изменение доходности  на одном ранке, влечет за  собой снижение доходности на  другом (например, повышение доходности  государственных ценных бумаг  ведет к сокращению инвестиций  в реальный сектор экономики).

     - государственное вмешательство  в экономику, которое проявляется  в изменение законодательных  основ деятельности рынка, изменение  налогового бремени на предприятия,  изменение ставок рефинансирования  и так далее. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Показатели  рентабельности (доходности) являются общеэкономическими. Они отражают конечный финансовый результат и отражаются в бухгалтерском балансе и  отчетности о прибылях и убытках, о реализации, о доходе и рентабельности. Рентабельность можно рассматривать  как результат воздействия технико-экономических  факторов, а значит, как объекты  технико-экономического анализа, основная цель которого выявить количественную зависимость конечных финансовых результатов  производственно-хозяйственной деятельности от основных технико-экономических  факторов.

     Рентабельность  является результатом производственного  процесса, она формируется под  влиянием факторов, связанных с повышением эффективности оборотных средств, снижением себестоимости и повышением рентабельности продукции и отдельных  изделий. Общую рентабельность предприятия  необходимо рассматривать как функцию  ряда количественных показателей - факторов: структуры и фондоотдачи основных производственных фондов, оборачиваемости  нормируемых оборотных средств, рентабельности реализованной продукции

     Показатель  рентабельности производства имеет  особенно важное значение в современных, рыночных условиях, когда руководству  предприятия требуется постоянно  принимать ряд неординарных решений  для обеспечения прибыльности, а, следовательно, финансовой устойчивости предприятия (фирмы). 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников 

1. Баканов  М.И. Анализ хозяйственной деятельности  в торговле. - М.: Экономика, 2005.

2. Бакадоров  В.Л., Алексеев П.Д. Финансово-экономическое  состояние предприятия. Практическое  пособие. - М.: ПРИОР, 2004.

3. Ворот  И.В. Экономика фирмы. - М.: Высшая  школа, 2004.

4. Ковалева  А.М. Финансовый анализ - М.: Финансы  и статистика, 2004.

5. Кравченко  Л.И. Анализ хозяйственной деятельности  в торговле. - М.: МГУ, 2004.

6. Мелентьева  В. Анализ рентабельности торговых  предприятий//Аудитор, 2005. - 9 . - С. 41-46

7. Раицкий  К.А. Экономика предприятия. - М.: Маркетинг, 2004.

8. Савицкая  Г.В. Анализ хозяйственной деятельности  предприятия. - М.: Бизнес, 2004.

Информация о работе Коэффициенты рентабельности