Коэффициенты рентабельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

Для оценки эффективности финансово-производственной деятельности предприятия широко используется показатели рентабельности, то есть прибыльности или доходности капитала, ресурсов или продукции. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов деятельности предприятия с различных позиций в соответствии с интересами участников рыночного обмена.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..2
1. Понятие рентабельности…………………………………………………………3
2. Виды рентабельности……………………………………………………………..5
3. Сущность и значение показателей рентабельности…………………………….8
4. Система показателей рентабельности………………………………………….11
5. Виды показателей рентабельности и их расчеты……………………………...13
6. Факторы, влияющие на рентабельность………………………………………..17
Заключение………………………………………………………………………….21
Список использованных источников…………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа. Финансовый менеджмент. Одинокова Н.Ю. К14ФК31.docx

— 69.80 Кб (Скачать)

     Обобщающим  показателем экономической эффективности  производства является показатель рентабельности. Рентабельность означает доходность, прибыльность предприятия. Она рассчитывается путём сопоставления валового дохода или прибыли с затратами или  используемыми ресурсами.

     На  основе анализа средних уровней  рентабельности можно определить, какие  виды продукции и какие хозяйственные  подразделения обеспечивают большую  доходность. Это становится особенно важным в современных, рыночных условиях, где финансовая устойчивость предприятия  зависит от специализации и концентрации производства.

     В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) её производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов  и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную  доходность предприятия, измеряемую в  процентах к затратам средств  или капитала с различных позиций.

     Каждое  предприятие самостоятельно осуществляет свою производственную и хозяйственную  деятельность на принципах самоокупаемости  и прибыльности. Предприятие имеет  определенные расходы по изготовлению продукции и ее реализации. Эти  расходы представляют издержки производства данного предприятия (себестоимость), или индивидуальные издержки. Однако издержки отдельного продукта по предприятиям могут отклоняться от средних  издержек по отрасли, которые принимаются  за общественно необходимые затраты  или стоимость, денежное выражение  которых составляет цену продукта. Наличие индивидуальных издержек, порождает  обособление другой части стоимости  продукции – прибыль, а, следовательно, и относительного ее измерения –  рентабельности.

     Однако  абсолютная величина прибыли не дает представления об уровне и изменении  эффективности производства или  торговли. Сумма прибыли может  увеличиваться, а эффективность  производства может оставаться на прежнем  уровне или даже снизиться. Это происходит в том случае, если прирост прибыли  получен за счет экстенсивных (количественных) факторов производства – увеличения численности работников, роста парка  оборудования и так далее. Если же при росте численности работников их производительность осталась прежней  или снизилась, то эффективность  производства соответственно не изменяется или даже снижается.

     Основными отличительными признаками рентабельности в системе торговых и производственных отношений являются следующие:

     - отношение прибыли к издержкам  производства, характеризующие уровень  прибыльности текущих затрат (на  приобретение сырья, материалов, топлива, на амортизацию средств  труда, расходы по управлению  и обслуживанию производства  и заработной плате работников);

     - отношение прибыли к среднегодовой  стоимости производственных фондов, характеризующие относительный  размер возрастания авансированных  затрат и дающее оценку экономической  эффективности производственных  фондов.

     Реальный  смысл имеют признаки рентабельности, которые характеризуют эффективность  затрат по прибыли, полученной после  реализации.

     Распределительная функция рентабельности конкретно  проявляется в том, что ее величина является одним из основных критериев  для распределения части прибавочного продукта – прибыли.

     Показатели  рентабельности - это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными  элементами сравнительного анализа  и оценки финансового состояния  предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:

     1. Рентабельность продукции, продаж (показатели оценки эффективности  управления);

     2. Рентабельность производственных  фондов;

     3. Рентабельность вложений в предприятия  (прибыльность хозяйственной деятельности).

     Рентабельность  продукции показывает, сколько прибыли  приходится на единицу реализованной  продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при  постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а  также более быстрым ростом цен  чем затрат.

     Показатель  рентабельности продукции включает в себя следующие показатели:

     - рентабельность всей реализованной  продукции, представляющую собой  отношение прибыли от реализации  продукции на выручку от её  реализации ( без НДС);

     - общая рентабельность, равная отношению  балансовой прибыли к выручке  от реализации продукции (без  НДС);

     - рентабельность продаж по чистой  прибыли, определяемая как отношение  чистой прибыли к выручке от  реализации (без НДС);

     - рентабельность отдельных видов  продукции - отношение прибыли  от реализации данного вида  продукта к его продажной цене.

     Рентабельность  вложений предприятия - это следующий  показатель рентабельности, который  показывает эффективность использования  всего имущества предприятия.

     Среди показателей рентабельности предприятия  выделяют 5 основных:

     1.Общая  рентабельность вложений, показывающая  какая часть балансовой прибыли  приходится на 1руб. имущества  предприятия, то есть насколько  эффективно оно используется.

     2.Рентабельность  вложений по чистой прибыли.

     3.Рентабельность  собственных средств, позволяющий  установить зависимость между  величиной инвестируемых собственных  ресурсов и размером прибыли,  полученной от их использования.

     4.Рентабельность  долгосрочных финансовых вложений, показывающая эффективность вложений  предприятия в деятельность других  организаций.

     5.Рентабельность  перманентного капитала. Показывает  эффективность использования капитала, вложенного в деятельность данного  предприятия на длительный срок. 

4.Система  показателей рентабельности. 
 

     Показатели  рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций  и группируются в соответствии с  интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.

     Показатели  рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли  предприятий. Поэтому они обязательны  при проведении сравнительного анализа  и оценке финансового состояния  предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

     Основные  показатели рентабельности можно объединить в следующие группы: показатели рентабельности капитала (активов); показатели рентабельности продукции; показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств.

     Первая  группа показателей рентабельности формируется как отношение прибыли  к различным показателям авансированных средств, из которых наиболее важными  являются все активы предприятия, инвестиционный капитал (собственные средства +долгосрочные обязательства) и акционерный (собственный) капитал.

     Несовпадение  уровней рентабельности по этим показателям  характеризует степень использования  предприятием финансовых рычагов для  повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств.

     Данные  показатели специфичны тем, что отвечают интересам всех участников бизнеса  предприятия.

     Вторая  группа показателей формируется  на основе расчета уровней и рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности предприятий.

     Третья  группам показателей рентабельности формируется аналогично первой и  второй группам, однако вместо прибыли  в расчет принимается чистый приток денежных средств.

     Данные  показатели дают представление о  степени возможности предприятия  расплатиться с кредиторами, заемщиками и акционерами денежными средствами в связи с использованием имеющего места денежного притока. Концепция  рентабельности исчисляемой на основе притока денежных средств, широко применяется  в странах с развитой рыночной экономикой. Она приоритетна, потому, что операции с денежными потоками, обеспечивающие платежеспособность, является существенным признаком состояния  предприятия.  
 
 
 
 
 

     5. Виды показателей  рентабельности и  их расчеты. 
 

     Под рентабельностью понимается процентное отношение прибыли к вложенным  средствам. Коэффициенты рентабельности показывают, насколько прибыльна деятельность компании, и рассчитываются применительно к валовой и чистой прибыли.

     Различают коэффициенты рентабельности активов; рентабельности реализации; рентабельности собственного капитала.

  1. Коэффициенты рентабельности активов:
 
 
 

     Коэффициент рентабельности активов показывает, сколько денежных средств (независимо от источника их привлечения) потребовалось  для получения 1 руб. прибыли. Данный коэффициент является важным показателем конкурентоспособности предприятия, для определения уровня которого полученное значение коэффициента рентабельности активов необходимо сравнить со среднеотраслевым значением.

     Допустимые  значения: чем выше значение коэффициента, тем лучше.

  1. Коэффициенты рентабельности реализации:
 
 
 

     Первый  коэффициент (отношение валовой  прибыли к выручке от реализации продукции) отражает:

      - способность предприятия контролировать  себестоимость реализованной продукции,  а именно часть денежных средств,  необходимых для оплаты текущих  расходов, возникающих в процессе  его производственной деятельности;

     - политику ценообразования.

     Таким образом, чем выше значение коэффициента рентабельности реализации как отношения валовой прибыли к выручке от реализации, тем меньше доля себестоимости продукции в составе выручки от реализации. Динамика данного коэффициента может свидетельствовать о необходимости пересмотра цен, а также усиления контроля над расходованием материально-производственных запасов. На значение данного коэффициента существенное влияние оказывают применяемые на предприятии методы оценки материально-производственных запасов. Как известно, метод ФИФО позволяет искусственно завышать, а метод ЛИФО — искусственно занижать прибыль предприятия.

     Второй  коэффициент (отношение чистой прибыли  к выручке от реализации продукции) показывает, сколько рублей чистой прибыли принес каждый рубль стоимости  реализованной продукции. Данный показатель признается более важным для целей финансового анализа, чем предыдущий.

     Допустимые  значения: чем выше значение коэффициента, тем лучше.

  1. Коэффициенты рентабельности собственного капитала:
 
 
 

Информация о работе Коэффициенты рентабельности