Этапы и факторы развития кризиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 17:34, контрольная работа

Описание работы

Часть моей работы отведена кризису персонала, так как он затрагивает не только работников но и организацию в целом. Если служащий недоволен чем-либо в организации (заработной платой, занимаемой должностью, условиями, в которых работает и т.д.), то это, несомненно, будет влиять на качество его работы.
Цель работы - разобраться в понятие "кризис", изучить причины, факторы и симптомы его возникновения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
Что такое кризис?..................................................................................................3
Симптомы, факторы и причины кризиса………………………………...…….5
Причины и последствия кризиса персонала……………………………..……11
Заключение………………………………………………………………………16
Список литературы……………………………………………………………...17

Работа содержит 1 файл

Этапы и факторы развития кризиса.docx

— 33.03 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение………………………………………………………………………….2

Что такое кризис?..................................................................................................3

Симптомы, факторы  и причины кризиса………………………………...…….5

Причины и последствия  кризиса персонала……………………………..……11

Заключение………………………………………………………………………16

Список литературы……………………………………………………………...17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

  Тема моей контрольной работы "Симптомы, факторы  и причины кризиса".Моя работа состоит из трех глав: "Что такое кризис?", "Симптомы, факторы и причины кризиса" и "Причины и последствия кризиса персонала".

  Часть моей работы отведена кризису персонала, так как он затрагивает не только работников но и организацию в целом. Если служащий недоволен чем-либо в организации (заработной платой, занимаемой должностью, условиями, в которых работает и т.д.), то это, несомненно, будет влиять на качество его работы.

  Цель работы - разобраться в понятие "кризис", изучить причины, факторы и симптомы его возникновения.

  Организация как система функционирует в  переменном соотношении порядка  и хаоса. Значительная степень хаоса  в социальных системах означает, что  они находятся в кризисе, незначительная - что система функционирует оптимально. Состояние кризиса проявляется  в различных диспропорциях свойств  системы, которые можно свести к  двум видам: отсутствие согласованности  между сосуществующими сторонами  и несоответствие реальной продуктивности системы ее возможной продуктивности. 
 
 
 
 

Что такое кризис?

  В настоящее  время разработано несколько  подходов к определению понятия  кризисной ситуации в организации. Так некоторые авторы определяют кризис как нарушение , изменение в худшую сторону одного или нескольких параметров, характеристик какой-либо системы - человека, группы людей, организации, экономики, экологии, общества в целом. Однако любое нововведение с целью совершенствования деятельности организации в целом и персонала в частности, как показывает практика, в большей или меньшей степени дестабилизирует ситуацию.

  Другие  современные авторы характеризуют  кризис как такое состояние организации, при котором она не способна жить дальше, не претерпевая некоторых  внутренних изменений. Очевидно, что  каждая организация испытывает это  состояние, переходя от стадии становления  до стадии роста, от стадии стабилизации до стадии спада и т.д. масштабность данного определения не принимается  в расчет микрокризисы, которыми сопровождается любая деятельность организации в условиях рынка. Другие авторы определяют кризис через описание его характеристик. Например Н. А. Горелов указывает, что "…возникновение кризисной ситуации сопровождается:

§        наличием угроз для реализации наиболее важных целей организации

§        дефицитом времени для принятия решения по урегулированию кризиса

§        давлением окружающих лиц, принимающих решение. 

  В любом  случае кризисная ситуации характеризуется  тремя важными свойствами, которые  можно обозначить как силу масштаб  и длительность кризиса.

  Сила: чем  больше отрицательное отклонение от нормального состояния системы, тем сильнее , например, личностный, групповой, общественный кризис.

  Масштаб: чем большая часть системы  находится в кризисном состоянии, тем обширнее его распространение.

  Длительность: чем дольше система находится  в кризисном состоянии, тем более  серьезными могут оказаться его  негативные последствия.

  Кризис( с греч.) - решение, крутой перелом, тяжелое переходное состояние какого-либо процесса социального института. В самом общем виде кризис есть нарушение равновесия системы и в то же время переход к новому ее равновесию. Выделяют следующие понятия: кризисная ситуация и кризисное состояние. Кризисная ситуация - это любое отклонение от привычного режима функционирования системы или отдельного ее элемента, вызывающее стрессовые реакции персонала и характеризующееся необходимостью принятия нестандартных решений, мобилизации профессионально-личностного потенциала и наличием как отрицательных , так и положительных последствии.

  Кризисное состояние организации - явление, характеризующееся  признаками необратимости отдельных  процессов, вызванных кризисной  ситуацией, требующих более масштабного  вмешательства с целью предупреждения их перерождения в кризис.  
 
 
 

Симптомы, факторы и причины  кризиса

  Факторы возникновения кризисов в организации  могут быть различными. При этом очень важно видеть симптомы кризисного развития, чтобы иметь возможность  своевременно запускать в действие программы антикризисного управления.

  Симптомы  кризиса проявляются как в  показателях, так и в тенденциях их изменения. Так, анализ показателей фондоотдачи, производительности, эффективности, энерговооруженности, финансового состояния, текучесть персонала, трудовая дисциплина, удовлетворенность трудом, уровень конфликтности и т.п. могут характеризовать положение организации относительно наступления кризиса. Симптомы не всегда отражают причины кризиса. Причины нередко кроются глубже внешнего проявления кризисных признаков. Тем не менее, симптомы позволяют установить причины. Оценивать кризис следует не только по его симптомам, но и по причинам и реальным факторам.

  Причина кризиса - события или явления, вследствие которых появляются факторы кризиса.

  Факторы кризиса - события, или зафиксированное  состояние, или установленная тенденция, свидетельствующие о наступлении  кризиса.

  В организации  факторами кризиса персонала  могут являться низкая производительность труда, нарушение трудовой дисциплины, высокая текучесть кадров. Причиной могут быть недостатки системы мотивирования, отсутствие социальной защищенности, низкий уровень квалификации работников. Симптомы кризиса - появление первых признаков отрицательных тенденций  в динамике показателей производительности труда, конфликты, ухудшение морально-психологического климата.

  Кризис - объективное явление в социально-экономической  системе, в основе функционирования и развития которой лежит управляемая  деятельность человека. Желание эффективно управлять ею выражается в стремление снизить долю неуправляемых процессов. Во многих случаях именно человеческая природа кризиса в организации  является его причиной и источником.

  Вся деятельность человека построена на удовлетворении его интересов, которые изменяются неравномерно и непропорционально. Интересы находятся в постоянном противоречии даже у отдельного человека, а тем более у социальной группы. Именно это лежит в основе всех кризисов в социально-экономической  системе. По мере развития социально-экономической  системы наблюдается повышение  роли человеческого фактора в  антикризисном ее развитии, которое  означает не исключение кризиса, не борьбу с ним, а предвидение и уверенное, своевременное и, по возможности, безболезненное его разрешение. Поэтому в процессе преодоления кризиса в организации  особенно важна работа с персоналом.

  Организации развиваются с помощью кризисов. Переход от стадии формирования организации  к ее интенсивному росту, как правило, сопровождается кризисной ситуацией - кризисом роста.

  Стадия  формирования характеризуется с  одной стороны наличием в организации  специалистов-разнорабочих, готовых  ориентироваться на потребности  рынка, создавать и предлагать новый  продукт, а с другой стороны - тесными, доверительными, почти семейными  отношениями между сотрудниками.

  Однако  для эффективного функционирования организации на стадии интенсивного роста на смену "творцам" или  в дополнение  к ним должны прийти "продавцы", коммерсанты, то есть специалисты, способные обеспечить продвижение товара на рынке. Нормальные условия существования и профессионального развития "продавцов" - это постоянная конкуренция друг с другом.

  Следующая кризисная ситуация ожидает организацию, переходящую от стадии интенсивного роста к стадии стабилизации, - кризис зрелости. На этой стадии необходимы специалисты, способные создавать эффективные  технологии, фиксировать наиболее удачные  решения, обнаруженные в ходе интенсивного роста организации. Это означает, что "продавцов" должны сменить "технологии", средой функционирования которых являются строгая иерархия, подчиненность  и определенность.

  Следующий кризис ожидает организацию при  переходе от стадии стабилизации на стадию спада - собственно кризис. Для выживания  организации, оказавшейся на стадии спада, необходимы совершенно особые специалисты, способные объединить в себе навыки разработчиков, продавцов и технологов. В этих условиях персонал будет нуждаться  в совершенно особом стиле отношений - стиле ориентированном на лидера. Здесь особое значение приобретает харизма лидера. При этом в зависимости от специфики организации это может быть харизма вождя, суперпрофессионала или коммуникатора.

  Таким образом, становиться очевидным, что каждая ситуация кризиса сопровождается негативными  явлениями в системе управления персоналом организации.

3.Причины и  последствия кризиса персонала.

Подробнее рассмотрим кризис персонала.

  Персонал - составная часть трудового коллектива, штатный состав организации, который  выполняет различные производственные, хозяйственные, управленческие функции. Этот состав неоднороден(пол, возраст, уровень образования, стаж профессия, специальность, квалификация, занимаемая должность) и характеризуется с разных позиций. Понятие "кадры", "персонал", "работники" идентичны, если за основу принять данное определение.

  Персонал  современных российских организаций  почувствовал кризис в таких основных сферах бытия, как политическая, экономическая, производственная и социальная. Произошла  утрата личностной идентификации персонала  с прежними организациями, их ценностями и нормами. Следовательно, можно  говорить о социокультурном кризисе персонала, охватывающим как совокупность социальных отношений, так и культуру, то есть способы человеческой деятельности.

  Причины возникновения кризиса в организации  и, как следствие, кризиса персонала  могут быть внешними и внутренними.

     Внешние по отношению к организации причины, на которые влиять невозможно или возможно ограниченно, сводятся к следующему:

§        отсутствие цивилизованного рынка как социального института, связанного с жизнью и отношениями людей

§        нарушение традиционных хозяйственных связей

§        ужесточение конкуренции

§        отсутствие последовательной экономической политики правительства

§        инфляционные процессы

§        политическая нестабильность.  

  Внутренние  причины кризиса организации проявляются прежде всего в таких формах, как:

§        несогласованность денежных потоков (притока и оттока денег);

§        отсутствие источников дополнительного (обычного кредитного) финансирования;

§        неэффективность управления;

§        отсутствие индивидуальной работы с людьми;

§        неготовность руководящего состава управлять в условиях кризиса.

  Необратимые последствия обозначенных явлений  приводят к банкротству организации. В данной ситуации наблюдается падение  уровня и темпов экономического роста, прямое сокращение масштабов выпуска  продукции. При совершенстве законодательства современной России, когда неплатежеспособность как экономическая категория  очень формализована, почти все  эти организации формально оказываются  в состоянии банкротства. Результат - многочисленные сокращения работников, невыплата в течении продолжительного времени заработной платы,  лавина образующихся долгов и острая повсеместная потребность в деньгах. Персонал кризисных организаций находится в состоянии разрушающегося психологического стресса.

Информация о работе Этапы и факторы развития кризиса