Инвестиционная деятельность в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 18:47, курсовая работа

Описание работы

Инвестиции играют существенную роль в функционировании экономики.
Обеспечивая накопление фондов предприятий, производственного потенциала, инвестиции непосредственно влияют на текущие и перспективные результаты хозяйственной деятельности.

Работа содержит 1 файл

моя курсоваяаааяя.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

Чтобы ежегодно выпускать готовой продукции  в сфере наноиндустрии на 900 млрд рублей и стать самоокупаемой, России нужны не только деньги, но и кадры.  Их нехватка становится серьезным барьером для того, чтобы Россия всерьез занималась нанотехнологиями. Но деньги, скорее всего и тут помогут.

На данный момент, по привлечениям инвестиций в  нанотехнологии Россия занимает четвертое  место в мире. Сумма инвестиций в российские нанотехнологические проекты, поддержанные «Роснано», составляет более 10 млрд долларов. Из них 4,1 млрд долларов со стороный госкорпорации «Роснано», а около 6 млрд долларов вкладывает частный бизнес. Всего — более 10 млрд долларов. Также госкорпорация поддержала 94 проекта в 30 регионах РФ.

В конце  сентября 2010 года корпоративный директор «Роснано» Андрей Трапезников заявил, что в рамках 84 проектов госкорпорация инвестировала 123 млрд рублей. Совокупный бюджет этих проектов, по словам Трапезникова, составляет 303 млрд рублей, остальная часть средств поступает от частных инвесторов. 
 
 
 

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

ИНВЕСТИЦИОННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ.

3.1. Проблемы инвестиционной деятельности в России

Важнейшей проблемой развития активных операций в нашей стране является участие банков в инвестиционной деятельности. До настоящего времени, высокий уровень инфляции и значительный риск при долгосрочных инвестициях не позволяют банкам быть активными в этой сфере. Снижение уровня инфляции может создать принципиально новую ситуацию, при которой инвестиции станут важным направлением вложения средств для банка. Однако это произойдет только в том случае, если будут решены такие вопросы, как гарантии по рискам и возвратность вложений.

У банков весьма различные инвестиционные стратегии. Они зависят и от объема средств (возможностей) банка, и от места, которое банк занимает на рынке, а также от целого ряда других факторов. Эксперты журнала “Коммерсантъ”, например, подразделяют банки (в зависимости от тех или иных приоритетов в стратегическом поведении), на три типа:

I –  банки, контролирующие мощные  денежные потоки, с доходностью  активов, достигающих 13-15% (при  средней 3% и менее);

II –  банки, отстраненные от наиболее  выгодных кредитных линий, вынужденные  расширять сферу инвестиционных интересов в надежде на оживление экономики;

III –  наиболее распространенный тип  банков, с ориентацией на торговый  сектор и операции на внутреннем  финансовом рынке.

Анализ  ситуации на рынке инвестиционных кредитов позволяет прийти к определенным выводам.

1. Многие  банки активизируют свою деятельность  в области инвестиционного кредитования, видя в этом залог финансового  благополучия при возрождении  экономики страны.

2. Большинство  банков предпочитают среднесрочное  инвестиционное кредитование на 1-2 года, но начинают финансироваться проекты и на более длительные сроки, до 5-6 лет.

3. Отмечается  специализация банков по отдельным  областям экономики, или, при  проникновении в большое количество  областей, по конкретным проектам. Кредитуются в основном экспортно-ориентированные области – нефтяная, лесная, металлургическая, химическая и нефтехимическая, а также предприятия добывающей отрасли, конверсионные программы и быстроокупаемое строительство.

4. Кредиты  выдаются в среднем под 15-25% в валюте.

5. Реальная  кредитоспособность коммерческих банков не позволяет им кредитовать значительные проекты.

6. Обеспечение  проектов принимает различные  формы – в основном это акции  кредитуемых предприятий, залог  основных фондов, гарантии третьих  юридических лиц, ликвидная недвижимость и депозиты, размещенные в банке.

7. Банки  активно участвуют в формировании  ФПГ.

Российские  коммерческие банки все более активно развивают филиальную сеть, открывают отделения и представительства как в различных регионах России, так и за рубежом.

По мнению экспертов ЦБР, в экономике страны наметилась тенденция повышения  эффективности долгосрочных вложений и снижения доходности краткосрочных  финансовых операций.

В практической работе при анализе перспектив развития кредитно-инвестиционного рынка  банки исходят из двух основных текущих макроэкономических проблем: высокой инфляционной среды и структурной перестройки. Все остальные проблемы, включая финансовую, промышленную  налоговую и ресурсную политику государства, вытекают из этих двух. Сопутствующие проблемы: высокий политический риск, следствием которого является недостаток внутренних и внешних ресурсов для инвестирования, соответствующее качество инвестиционных проектов, а также кадровые вопросы.

Проблема  привлечения инвестиций в реальный сектор экономики не сводится только к обеспечению вливания определенного объема денежных средств. Важно создать условия взаимодействия финансового, промышленного, страхового, венчурного и других капиталов в этой сфере и обеспечить формирование и развитие рыночных механизмов, их функционирования, взаимозаинтересованности и взаимоподдержки.

Одним из эффективных путей решения  проблемы инвестиций является создание финансово-промышленных групп, холдингов. Их организация будет способствовать повышению заинтересованности всех участвующих структур в долгосрочном инвестировании.

Причины медленной интеграции банковского  и промышленного капитала в России:

экономическая нестабильность

отсутствие  эффективных механизмов взаимодействия банковского и    промышленного капитала в новых социальных условиях

 политическая нестабильность

 несовершенство  законодательства

 разнонаправленность  интересов банков и промышленных  предприятий

 отсутствие  механизмов страхования рисков

В России роль банков при осуществлении инвестиционных проектов будет возрастать, т.к. это практически единственные хозяйственные структуры, аккумулирующие средства. Работая с инвестициями, банки сейчас являются фактически единственным элементом системы учреждений, необходимых для инвестиционной инфраструктуры. 

3.2 Перспективы развития инвестиционной деятельности в России 

В рыночной экономике совокупность политических, социально-экономических, финансовых, социокультурных, организационно-правовых и географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих и отталкивающих инвесторов, принято называть ее инвестиционным климатом.Теперешнее состояние инвестиционного климата не даёт надежды на скорое оздоровление экономики России, и необходимы активные действия государства по улучшению инвестиционной политики в стране.

Анализируя  сложившийся инвестиционный климат в нашей стране, можно заметить, что размер капиталовложений внутри страны зависит от степени доверия  населения государству, а за рубежом  размер капиталовложений зависит в  основном от индекса инвестиционного климата.

Ранжирование  стран мирового сообщества по индексу  инвестиционного климата или  обратному ему показателю индекса  риска служит обобщающим показателем  инвестиционной привлекательности  страны для иностранных инвесторов. Зависимость потока иностранных инвестиций от индекса инвестиционного климата или его отдельных составляющих носит почти линейный характер. Не так давно международная финансовая корпорация заявила о своем намерении включить Россию вместе с группой других стран в свой совокупный инвестиционный индекс, который служит своего рода ориентиром для международных частных инвесторов, стремящихся определить инвестиционный «вес» страны и формирующих свой инвестиционный портфель.

Как показывает анализ законодательства стран-республик  бывшего СССР, при сходстве многих формулировок в ряде республик независимо от декларирующих общих положений принят режим большего благоприятствования иностранным инвесторам по сравнению с национальными. Это выражается в полном или частичном освобождении от уплаты налога на прибыль в первый период эксплуатации предприятия (Украина, Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Литва, Туркмения) и снижения его в последующий период (Казахстан, Киргизия, Литва, Украина, Эстония), таможенных льготах для таких предприятий: тарифных (Украина, Молдавия, Россия, Туркмения, Эстония) и нетарифных (Молдавия). Все названные меры призваны компенсировать неблагоприятный инвестиционный климат в этих республиках и косвенно подстраховать иностранных инвесторов от избыточного риска. В России до сих пор отсутствует своя система оценки инвестиционного климата и ее отдельных регионов. Иностранные инвесторы ориентируются на оценки многочисленных фирм, регулярно отслеживающих инвестиционный климат во многих странах мира, в том числе и в России. Однако оценки инвестиционного климата в России, даваемые зарубежными экспертами на их регулярных заседаниях, проводимые вне Российской Федерации и без участия российских экспертов, представляются малодостоверными. В связи с этим встает задача формирования на основе ведущихся в Институте экономики РАН исследований Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России, крупных экономических районов и субъектов Федерации. Это обеспечит приток и оптимальное использование иностранных инвестиций, послужит ориентиром российским банкам в собственной кредитной политике.

Притоку в инвестиционную сферу частного национального и иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение. Взаимосвязь этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию. Слабый приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется разногласиями между исполнительной и законодательной властями, Центром и объектами Федерации, наличием межнациональных конфликтов в самой России и войн непосредственно на ее границах, социальной напряженностью (забастовки, недовольство широких слоев общества ходом реформ), разгулом преступности и бессилием властей, неблагоприятным для инвесторов законодательством, инфляцией, спадом производства, непрерывным падением курса рубля и его неконвертируемостью и др.

Российское  правительство в последние годы проявляло в отношении зарубежных компаний скорее двойственность, чем радушие. Официальная политика предписывает оказывать поддержку прямым зарубежным инвестициям, но на практике зарубежные фирмы испытывают невероятные трудности, пытаясь вложить капитал в российскую экономику. Российское законодательство не имеет устоявшейся базы, коммерческая деятельность наталкивается на множество бюрократических преград, а, кроме того, складывается впечатление, что многие российские политики просто боятся прямых зарубежных инвестиций. Многие в России убеждены, что иностранные инвестиции - это не более чем «надувательство», и зарубежные компании откровенно эксплуатируют российскую экономику.

Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только эффективное совместное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.

Иностранный капитал может привнести в  Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в  мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала - необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Приток инвестиций как иностранных, так и национальных, жизненно важен и для достижения среднесрочных целей - выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов - с другой, непосредственно не совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и даже ее экологической беспечности.

Информация о работе Инвестиционная деятельность в РФ