Финансовое планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 21:29, курсовая работа

Описание работы

раскрыть сущность и значение финансового планирования на предприятии в условиях рыночной экономики, доказать, что без финансового планирования: перспективного, текущего и оперативного не может и не должно обходиться ни одно предприятие. Финансовое планирование может в значительной степени упростить «жизнь фирмы».

Работа содержит 1 файл

финансовое планирование на предприятии.doc

— 1.42 Мб (Скачать)

Введение

Данная тема курсовой работы является актуальной в нынешних условиях российской действительности. Связано это, прежде всего с переходом от командной модели экономики, при которой планирование осуществлялось централизованно, к рыночным отношениям. В современных условиях рыночных отношений возникает объективная необходимость финансового планирования. Без него невозможно добиться настоящих результатов на рынке.

От  эффективности  реализации планирования в значительной мере зависит благополучие предприятия, его владельцев и сотрудников. Создание дополнительной стоимости  для всех заинтересованных в развитие бизнеса сторон невозможно без систематического планирования хозяйственной деятельности, разработки целевых установок и ориентиров, путей и способов их достижения. Необходимость составления планов обусловлена многими факторами, наиболее существенными из которых являются: неопределенность будущего; необходимость координации деятельности различных подразделений различных подразделений фирмы в процессе использования ими  материальных, финансовых и других видов ресурсов; ограниченность ресурсов, требующая оптимизации экономических последствий их использования и др.

Финансовое планирование это, во-первых, определение будущего предприятия и его структурных  подразделений, во-вторых, проектирование желаемых результатов деятельности предприятия и, в-третьих, выбор методов и средств (ресурсов) и определение последовательности действий в достижении желаемых результатов.

Никакая человеческая деятельность не может обходиться без предварительного планирования, и чем лучше разработан план, тем успешнее сама деятельность.

Российские  коммерческие организации имеют  большой опыт прогнозной и плановой работы, однако использование в современных  условиях теорий, утративших экономическую актуальность, неизбежно приводит к кризису менеджмента многих отечественных предприятий.

Сложившаяся уже  за последнее десятилетие система  финансового планирования в организациях  имеет целый ряд серьезных  недостатков:

  • Процесс планирования по традиции начинается от производства, а не от плана продаж;
  • Планирование сегодня – процесс очень трудоемкий. Существующие экономические службы продолжают подготавливать огромное число документов, большинство из которых непригодно для использования в целях анализа.
  • Процесс финансового планирования затянут во времени.
  • На предприятии, как правило, отсутствует разделение затрат на переменные и постоянные, не используют понятие маржинальной прибыли, не всегда производится анализ безубыточности продаж.
  • Существующая система планирования не позволяет проводить достоверный анализ финансовой устойчивости предприятия к изменяющимся условиям деятельности на рынке.

Однако в  нынешних условиях действуют факторы, ограничивающие использование финансового  планирования на предприятии. Основные из них: высокая степень неопределенности на российском рынке, связанные с продолжающимися глобальными изменениями во всех сферах общественной жизни; незначительная доля предприятий, располагающих финансовыми возможностями для осуществления серьезных финансовых разработок; отсутствие эффективной нормативно-правовой базы отечественного бизнеса. Большие возможности для осуществления эффективного финансового планирования имеют крупные компании. Но мелкие фирмы нуждаются в финансовом планировании больше (т.к. нуждаются в привлечении заемных средств).

 Цель работы – раскрыть сущность и значение финансового планирования на предприятии в условиях рыночной экономики, доказать, что без финансового планирования: перспективного, текущего и оперативного не может и не должно обходиться ни одно предприятие. Финансовое планирование может в значительной степени упростить «жизнь фирмы».

Цель позволила сформулировать следующие задачи, которые решались в данной работе:

  1. Раскрытие сущности финансового плана как составной части бизнес-плана.
  2. Изучить значение и задачи финансового плана.
  3. Рассмотрение  основных методов финансового планирования.
  4. Исследование видов финансовых планов.

Объектом исследования курсовой работы является деятельность предприятия. Предметом исследования является система финансового планирования на предприятии.

Теоретической и методологической базой исследования выступают учебные пособия в области финансов предприятий, стратегического и внутрифирменного планирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            1. Финансовый план как составная часть бизнес-плана

1.1. Финансовое планирование  в составе бизнес- плана

В условиях рыночной экономики  успех как деятельности фирмы, так  и отдельного бизнесмена в значительной степени определяется тем, насколько  профессионально подходит руководство к выбору стратегии и тактики ее ведения, т.е. насколько грамотно оно реализует процесс внутрифирменного планирования.

Планирование – сложный, многогранный процесс, требующий тщательной проработки целого ряда вопросов. Одним  из важнейших элементов планирования является составление бизнес-плана. Этот термин стал широко использоваться в России сравнительно недавно – лишь в начале 1990-хх гг. К настоящему времени практически любой более или менее крупный проект предваряется разработкой бизнес-плана. Его составление преследует несколько целей, основные из них изображены на рис.1.

Рис.1. Основные цели разработки бизнес-плана

Перечисленные цели указывают  на то, что чаще всего бизнес- план разрабатывается для обоснования получения денежных средств из внешнего источника.

Бизнес- план – это  документ внутрифирменного планирования, излагающий основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности фирмы, анализирующий риски, с которыми она может столкнуться, а также определяющий способы решения финансово- хозяйственных задач.

Бизнес-план является одним из наиболее эффективных инструментов, находящихся в арсенале высшего руководства компании независимо от ее размеров, сферы и масштабов деятельности. Отсутствие такого документа приводит к неэффективному распределению ограниченных финансовых  и материальных ресурсов, не позволяет сконцентрировать усилие персонала на решении наиболее перспективных задач, создает сложности для проведения эффективного контроля из-за отсутствия другого обобщающего документа, позволяющего оценить отклонение фактически достигнутых результатов от запланированных .

В разработке бизнес- плана  принимают участие все основные структурные подразделения предпринимательской  фирмы, в том числе финансовый отдел или департамент. Разрабатывается он, как правило, на 3-5 лет, при этом показатели первого планируемого года рассчитываются с помесячной или поквартальной разбивкой. Бизнес- план отражает все стороны производственной, коммерческой и финансовой деятельности фирмы и, как правило, включает в себя следующие разделы:

  • резюме (выводы);
  • описание фирмы;
  • описание продукции (работ, услуг);
  • анализ рынков и конкурентов;
  • маркетинговый план;
  • план производства;
  • организационный план;
  • финансовый план;
  • приложения.

С одной стороны, бизнес-план — это серьезный аналитический  документ, а с другой — средство рекламы, поэтому он должен быть написан  деловым языком, понятным финансистам, банкирам, партнерам по бизнесу. Информация, представляемая в нем, должна быть четкой, емкой, но одновременно и краткой. При подготовке бизнес-плана следует учитывать, что банки и инвестиционные компании рассматривают множество предложений. Чтобы не затеряться в этом множестве, бизнес-план должен быть подготовлен с учетом требований и стандартов организаций и лиц, которым предполагается представить этот документ.

Важнейшей частью бизнес- плана является финансовый план, обобщающий материалы предыдущих разделов и  представляющий их в стоимостном  выражении. Этот раздел необходим и  важен как для предпринимательских фирм, так и для инвесторов и кредиторов. Фирмы должны знать источники и размер финансовых ресурсов, необходимых для осуществления проекта, направления использования средств, конечные финансовые результаты своей деятельности. Инвесторы и кредиторы в свою очередь должны иметь представление о том, насколько экономически эффективно будут использованы их средства, каков срок окупаемости и возврата.

1.2. Понятие и этапы  финансового плана в части  бизнес- плана

Важнейшей частью бизнес-плана является финансовый план, в котором обобщены и представлены в стоимостном выражении все разделы бизнес-плана. Финансовый план бизнес- плана включает ряд разрабатываемых документов, в числе которых:

  • прогноз объемов продаж;
  • прогноз доходов и расходов;
  • прогноз денежных поступлений и выплат;
  • сводный баланс активов и пассивов;
  • план по источникам и использованию средств;
  • расчет точки достижения безубыточности (самоокупаемости).

1. Прогноз объемов  продаж  разрабатывается с учетом  показателей плана маркетинга (входящего в состав бизнес- плана) и основывается на информации о предлагаемых объемах реализации по каждому товару и ожидаемой цене единицы каждого товара. Данный прогноз может быть представлен в форме таблицы 1.

Разработка данного  документа позволяет предпринимательской фирме выявить такие важнейшие моменты в ее деятельности, как доходность выпуска продукции, ее рентабельность, уровень производственных и

Таблица 1

Прогноз объемов реализации1

Вид реализуемой продукции

Объем реализации в натуральном  выражении

Цена единицы продукции, ден. ед.

Всего продажи, ден. ед.

Товар А

105

307

32 235

Товар Б

206

605

124 630

Товар В

500

200

100 000

Всего

811

 

256 865


 

2. Прогноз доходов  и расходов составляется с целью показать, как будет формироваться, и измеряться прибыль, и разрабатывается, как правило, на первые три года, причем данные за первый год должны быть представлены в помесячной разбивке. Примерная схема прогноза доходов и расходов представлена в таблице 2.

 

 

Таблица 2

Прогноз доходов и  расходов

Показатели

Годы

1-й

2-й

3-й

месяцы

1

2

12

Доходы от продажи  товаров (работ, услуг)

600 000

800 000

 

3 000 000

6 000 000

9 000 000

Налог на добавленную  стоимость

91 525

122 034

 

457 627

915 254

1 372 881

Себестоимость реализованной  продукции

306 000

400 000

 

1 700 000

2 000 000

3 400 000

Валовая прибыль

202 475

277 966

 

842 373

3 084 746

4 227 119

Эксплуатационные издержки, всего

В том числе:

     управленческие  расходы, всего

     зарплата

     канцпринадлежности

     плата за  телефон

     почтовые  расходы

 

 

60 000

45 000

3 000

11 000

1 000

 

 

70 000

60 000

500

9 500

-

 

 

 

160 000

125 000

5 000

30 000

2 000

 

 

1 000 000

920 000

15 000

60 000

5 000

 

 

1 500 000

1 409 000

15 000

70 000

6 000

Затраты на сбыт

-

-

 

-

-

10 000

Аренда помещений

15 000

15 000

 

15 000

180 000

240 000

Коммунальные услуги

-

-

 

-

-

-

Транспорт

-

-

 

-

-

-

Реклама

-

-

 

-

-

-

Страхование

-

-

 

-

-

-

Налоги

20 000

35 000

 

50 000

400 000

450 000

Проценты за капитал

-

-

 

-

-

-

Амортизация

5 000

5 000

 

10 000

80 000

90 000

Затраты на науку

-

-

 

-

-

-

Прочие расходы

10 000

20 000

 

36 000

300 000

400 000

Прибыль до уплаты налогов

92 475

132 966

 

571 373

1 124 746

1 537 119

Налог на прибыль

22 194

31 912

 

137 130

269 939

368 909

Чистая прибыль

70 281

101 054

 

434 243

854 807

1 168 210

Информация о работе Финансовое планирование