Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 21:29, курсовая работа
раскрыть сущность и значение финансового планирования на предприятии в условиях рыночной экономики, доказать, что без финансового планирования: перспективного, текущего и оперативного не может и не должно обходиться ни одно предприятие. Финансовое планирование может в значительной степени упростить «жизнь фирмы».
Введение
Данная тема курсовой работы является актуальной в нынешних условиях российской действительности. Связано это, прежде всего с переходом от командной модели экономики, при которой планирование осуществлялось централизованно, к рыночным отношениям. В современных условиях рыночных отношений возникает объективная необходимость финансового планирования. Без него невозможно добиться настоящих результатов на рынке.
От эффективности реализации планирования в значительной мере зависит благополучие предприятия, его владельцев и сотрудников. Создание дополнительной стоимости для всех заинтересованных в развитие бизнеса сторон невозможно без систематического планирования хозяйственной деятельности, разработки целевых установок и ориентиров, путей и способов их достижения. Необходимость составления планов обусловлена многими факторами, наиболее существенными из которых являются: неопределенность будущего; необходимость координации деятельности различных подразделений различных подразделений фирмы в процессе использования ими материальных, финансовых и других видов ресурсов; ограниченность ресурсов, требующая оптимизации экономических последствий их использования и др.
Финансовое планирование это, во-первых, определение будущего предприятия и его структурных подразделений, во-вторых, проектирование желаемых результатов деятельности предприятия и, в-третьих, выбор методов и средств (ресурсов) и определение последовательности действий в достижении желаемых результатов.
Никакая человеческая деятельность не может обходиться без предварительного планирования, и чем лучше разработан план, тем успешнее сама деятельность.
Российские коммерческие организации имеют большой опыт прогнозной и плановой работы, однако использование в современных условиях теорий, утративших экономическую актуальность, неизбежно приводит к кризису менеджмента многих отечественных предприятий.
Сложившаяся уже за последнее десятилетие система финансового планирования в организациях имеет целый ряд серьезных недостатков:
Однако в нынешних условиях действуют факторы, ограничивающие использование финансового планирования на предприятии. Основные из них: высокая степень неопределенности на российском рынке, связанные с продолжающимися глобальными изменениями во всех сферах общественной жизни; незначительная доля предприятий, располагающих финансовыми возможностями для осуществления серьезных финансовых разработок; отсутствие эффективной нормативно-правовой базы отечественного бизнеса. Большие возможности для осуществления эффективного финансового планирования имеют крупные компании. Но мелкие фирмы нуждаются в финансовом планировании больше (т.к. нуждаются в привлечении заемных средств).
Цель работы – раскрыть сущность и значение финансового планирования на предприятии в условиях рыночной экономики, доказать, что без финансового планирования: перспективного, текущего и оперативного не может и не должно обходиться ни одно предприятие. Финансовое планирование может в значительной степени упростить «жизнь фирмы».
Цель позволила сформулировать следующие задачи, которые решались в данной работе:
Объектом исследования курсовой работы является деятельность предприятия. Предметом исследования является система финансового планирования на предприятии.
Теоретической и методологической базой исследования выступают учебные пособия в области финансов предприятий, стратегического и внутрифирменного планирования.
1. Финансовый план как составная часть бизнес-плана
1.1. Финансовое планирование в составе бизнес- плана
В условиях рыночной экономики успех как деятельности фирмы, так и отдельного бизнесмена в значительной степени определяется тем, насколько профессионально подходит руководство к выбору стратегии и тактики ее ведения, т.е. насколько грамотно оно реализует процесс внутрифирменного планирования.
Планирование – сложный, многогранный процесс, требующий тщательной проработки целого ряда вопросов. Одним из важнейших элементов планирования является составление бизнес-плана. Этот термин стал широко использоваться в России сравнительно недавно – лишь в начале 1990-хх гг. К настоящему времени практически любой более или менее крупный проект предваряется разработкой бизнес-плана. Его составление преследует несколько целей, основные из них изображены на рис.1.
Рис.1. Основные цели разработки бизнес-плана
Перечисленные цели указывают
на то, что чаще всего бизнес- план
разрабатывается для обосновани
Бизнес- план – это документ внутрифирменного планирования, излагающий основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности фирмы, анализирующий риски, с которыми она может столкнуться, а также определяющий способы решения финансово- хозяйственных задач.
Бизнес-план является одним из наиболее эффективных инструментов, находящихся в арсенале высшего руководства компании независимо от ее размеров, сферы и масштабов деятельности. Отсутствие такого документа приводит к неэффективному распределению ограниченных финансовых и материальных ресурсов, не позволяет сконцентрировать усилие персонала на решении наиболее перспективных задач, создает сложности для проведения эффективного контроля из-за отсутствия другого обобщающего документа, позволяющего оценить отклонение фактически достигнутых результатов от запланированных .
В разработке бизнес- плана
принимают участие все основные
структурные подразделения
С одной стороны, бизнес-план — это серьезный аналитический документ, а с другой — средство рекламы, поэтому он должен быть написан деловым языком, понятным финансистам, банкирам, партнерам по бизнесу. Информация, представляемая в нем, должна быть четкой, емкой, но одновременно и краткой. При подготовке бизнес-плана следует учитывать, что банки и инвестиционные компании рассматривают множество предложений. Чтобы не затеряться в этом множестве, бизнес-план должен быть подготовлен с учетом требований и стандартов организаций и лиц, которым предполагается представить этот документ.
Важнейшей частью бизнес- плана является финансовый план, обобщающий материалы предыдущих разделов и представляющий их в стоимостном выражении. Этот раздел необходим и важен как для предпринимательских фирм, так и для инвесторов и кредиторов. Фирмы должны знать источники и размер финансовых ресурсов, необходимых для осуществления проекта, направления использования средств, конечные финансовые результаты своей деятельности. Инвесторы и кредиторы в свою очередь должны иметь представление о том, насколько экономически эффективно будут использованы их средства, каков срок окупаемости и возврата.
1.2. Понятие и этапы финансового плана в части бизнес- плана
Важнейшей частью бизнес-плана является финансовый план, в котором обобщены и представлены в стоимостном выражении все разделы бизнес-плана. Финансовый план бизнес- плана включает ряд разрабатываемых документов, в числе которых:
1. Прогноз объемов продаж разрабатывается с учетом показателей плана маркетинга (входящего в состав бизнес- плана) и основывается на информации о предлагаемых объемах реализации по каждому товару и ожидаемой цене единицы каждого товара. Данный прогноз может быть представлен в форме таблицы 1.
Разработка данного
документа позволяет предприним
Таблица 1
Прогноз объемов реализации1
Вид реализуемой продукции |
Объем реализации в натуральном выражении |
Цена единицы продукции, ден. ед. |
Всего продажи, ден. ед. |
Товар А |
105 |
307 |
32 235 |
Товар Б |
206 |
605 |
124 630 |
Товар В |
500 |
200 |
100 000 |
Всего |
811 |
256 865 |
2. Прогноз доходов и расходов составляется с целью показать, как будет формироваться, и измеряться прибыль, и разрабатывается, как правило, на первые три года, причем данные за первый год должны быть представлены в помесячной разбивке. Примерная схема прогноза доходов и расходов представлена в таблице 2.
Таблица 2
Прогноз доходов и расходов
Показатели |
Годы | |||||
1-й |
2-й |
3-й | ||||
месяцы | ||||||
1 |
2 |
… |
12 | |||
Доходы от продажи товаров (работ, услуг) |
600 000 |
800 000 |
3 000 000 |
6 000 000 |
9 000 000 | |
Налог на добавленную стоимость |
91 525 |
122 034 |
457 627 |
915 254 |
1 372 881 | |
Себестоимость реализованной продукции |
306 000 |
400 000 |
1 700 000 |
2 000 000 |
3 400 000 | |
Валовая прибыль |
202 475 |
277 966 |
842 373 |
3 084 746 |
4 227 119 | |
Эксплуатационные издержки, всего В том числе: управленческие расходы, всего зарплата канцпринадлежности плата за телефон почтовые расходы |
60 000 45 000 3 000 11 000 1 000 |
70 000 60 000 500 9 500 - |
160 000 125 000 5 000 30 000 2 000 |
1 000 000 920 000 15 000 60 000 5 000 |
1 500 000 1 409 000 15 000 70 000 6 000 | |
Затраты на сбыт |
- |
- |
- |
- |
10 000 | |
Аренда помещений |
15 000 |
15 000 |
15 000 |
180 000 |
240 000 | |
Коммунальные услуги |
- |
- |
- |
- |
- | |
Транспорт |
- |
- |
- |
- |
- | |
Реклама |
- |
- |
- |
- |
- | |
Страхование |
- |
- |
- |
- |
- | |
Налоги |
20 000 |
35 000 |
50 000 |
400 000 |
450 000 | |
Проценты за капитал |
- |
- |
- |
- |
- | |
Амортизация |
5 000 |
5 000 |
10 000 |
80 000 |
90 000 | |
Затраты на науку |
- |
- |
- |
- |
- | |
Прочие расходы |
10 000 |
20 000 |
36 000 |
300 000 |
400 000 | |
Прибыль до уплаты налогов |
92 475 |
132 966 |
571 373 |
1 124 746 |
1 537 119 | |
Налог на прибыль |
22 194 |
31 912 |
137 130 |
269 939 |
368 909 | |
Чистая прибыль |
70 281 |
101 054 |
434 243 |
854 807 |
1 168 210 |