Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 23:36, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть процесс разработки финансового плана и доказать необходимость финансового планирования деятельности любой фирмы, рассчитывающей на успех в современных условиях рынка.
В рамках данной цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и содержание финансового планирования;
2. Ближе познакомиться с методикой финансового планирования;
3. Проанализировать финансовое состояние предприятия;
4. Составить баланс доходов и расходов (финансовый план).
5. Разработать направления совершенствования механизма планирования.
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Финансовый план как составная часть бизнес-плана………………………5
2.Методы финансового планирования………………………………………...9
3.Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием………12
4.Перспективное финансовое планирование…………………………….12
5.Текущее финансовое планирование……………………………………18
6.Оперативное финансовое планирование……………………………….22
4.Расчетная часть………………………………………………………………27
Заключение………………………………………………………………………44
Список литературы……………………………………………………………...48
Приложение
Баланс представляет собой сводную таблицу (Приложение 3), в которой отражаются источники капитала (пассив) и средства его размещения (актив). Баланс активов и пассивов необходим для того, чтобы оценить в какие виды активов направляются денежные средства и за счет каких видов пассивов предполагается финансировать создание этих активов. в активе баланса можно выделить наиболее активную часть средств – текущие активы (счет в банке, касса, дебиторская задолженность), запасы и фиксированные активы. В пассиве отражаются собственные и заемные средства предприятия, их структура и прогнозы изменения средств на планируемый трехлетний период.
В отличие от прогноза отчета о прибылях и убытках, который показывает динамику финансовых операций предприятия, прогноз баланса отражает фиксированную, статистическую картину финансового равновесия предприятия.
Структура
прогнозируемого баланса
Рост активов предприятия должен сопровождаться соответствующим увеличением пассивов, так как растет кредиторская задолженность, увеличивается потребность в заемных и привлеченных средствах.
Прогноз движения денежных средств – финансовый документ, отражающий движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Разграничения направлений деятельности при разработке прогноза позволяют повысить результативность управления денежными потоками.
Прогноз движения денежных средств помогает в оценке использования предприятием денежных средств и в определении их источников. Прогнозные данные позволяют оценить будущие потоки, перспективы роста предприятия и его будущие финансовые потребности.
С помощью прогноза движения средств можно оценить, сколько денежных средств необходимо вложить в хозяйственную деятельность предприятия, синхронность поступления и расходования денежных средств, а значит – проверить будущую ликвидность предприятия.
Прогноз движения денежных средств оформляется в виде баланса, укрупненная его форма представлена в Приложении 4.
После составления этого прогноза определяют стратегию финансирования предприятия. Ее суть заключается в следующем:
3.2 Текущее финансовое планирование
Текущее
финансовое планирование является планированием
«осуществления»; оно рассматривается
как составная часть
Текущее планирование хозяйственной деятельности предприятия состоит в разработке трех документов: плана движения денежных средств, плана отчета о прибылях и убытках, плана бухгалтерского баланса.
Текущий финансовый план составляется на период, равный одному году. Это объясняется тем, что за год в основном выравниваются сезонные колебания конъюнктуры рынка. к тому же такой период времени соответствует законодательным требованиям к отчетному периоду.
Годовой финансовый план разбивают поквартально или помесячно, поскольку в течении года потребность в денежных средствах может значительно меняться и в каком-либо квартале (месяце) может оказаться недостаток финансовых ресурсов. кроме того, разбивка годового плана на короткие промежутки времени позволяет отслеживать синхронность потоков и оттоков денежных средств и ликвидировать кассовые разрывы.
Процесс текущего финансового планирования можно рассмотреть на примере составления годового плана движения денежных средств. Он представляет собой план финансирования, который составляется на год с разбивкой по кварталам. План движения денежных средств отражает денежные потоки: притоки и оттоки, в том числе все направления расходования средств. В разделе поступлений отражаются выручка от реализации продукции (работ, услуг), от реализации основных средств и нематериальных активов, доходы от внереализационных операций и другие доходы, которые предполагается получить в течении года или квартала. При необходимости привлекаются заемные средства, осуществляется выпуск акций, облигаций. в расходной части – затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг), суммы налоговых платежей, погашение долгосрочных ссуд, уплата процентов за банковский кредит, направления использования чистой прибыли (накопления, потребление, резервный фонд).
Налог на добавленную стоимость и акцизы в плане движения денежных средств не отражаются, так как они взимаются до образования прибыли. форма плана движения денежных средств предприятия представлена в Приложении 5.
С помощью такой формы плана предприятие может проверить реальность источников поступления средств и обоснованность расходов, синхронность их возникновения, определить возможную величину потребности в заемных средствах.
Благодаря такому построению плана движения денежных средств планирование охватывает весь оборот денежных средств предприятия. Это дает возможность проводить анализ и оценку поступлений и расходов денежных средств и принимать решения о возможных способах финансирования в случае возникновения дефицита средств.
План считается окончательно составленным, если в нем предусмотрены источники покрытия дефицита.
Разработка
плана движения денежных средств
происходит в несколько этапов. На
первом этапе рассчитывается плановая
сумма амортизационных
На втором этапе на основе нормативов составляется система затрат, которая включает основные расходы на сырье и материалы (в соответствии с техническим требованиями), прямые издержки на оплату рабочей силы (научно обоснованные основные ставки заработной платы) и накладные расходы. Стандартные нормы затрат разрабатываются на основе определенной методики. Уровень принятых стандартов позволяет выявить те участки предприятия, которые мешают его эффективному функционированию и препятствуют выпуску конкурентоспособной продукции.
В современных условиях все большее распространение получает процесс планирования затрат по центрам ответственности.
Центром ответственности является каждое подразделение предприятия (завод, отдел), руководитель которого несет непосредственную ответственность за издержки данного подразделения. Этот способ позволяет осуществить эффективный контроль путем делегирования ответственности на уровень отдельных подразделений.
Контроль и регулирование осуществляются на основе данных о конкретных планах выполнения производства товаров (работ, услуг0 в конкретном центре ответственности. Эти плановые величины называются элементами затрат (или линейными элементами).
Планирование
по центрам ответственности
Таким образом, матрица затрат способствует:
Такой оперативный контроль за расходом является управленческим инструментом на зарубежных предприятиях и дает возможность определить показатель стоимости продаж продукции как основу для разработки годовых планов.
На следующем этапе определяется выручка от реализации продукции. В качестве исходной точки берется прошлогодняя выручка от реализации. Эта величина изменяется в текущем году в результате изменения:
Для оценки воздействия этих факторов на прошлогоднюю выручку может использоваться метод статистического анализа.
На этапе составления годового финансового плана устанавливается соответствие возможностей предприятия по выпуску продукции или оказания услуг со спросом и предложением на рынке. Необходимым условием разработки плана является сбалансированность объема производства с прогнозом объема реализации продукции. Для предприятия целесообразней задействовать все производственные мощности и оптимизировать величину материальных запасов. Это является неотъемлемой частью составления годового производственного плана.
Следующим документом годового финансового плана является плановый отчет о прибылях и убытках, в котором уточняется спрогнозированный на перспективу размер получаемой прибыли на предстоящий год.
Заключительным документом финансового плана является составление бухгалтерского баланса на конец планируемого года, который отражает все изменения в активах и пассивах в результате запланированных мероприятий, и показывает состояние имущества и финансов предприятия.
По
мере реализации заложенных в текущем
финансовом плане мероприятий
В результате сравнения фактических показателей с плановыми осуществляется финансовый контроль. При этом особое внимание следует уделить следующим моментам:
В целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятию необходимо оперативное планирование, которое дополняет текущее. Это связано с тем, что финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, что требует повседневного эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов.
Оперативный план необходим для обеспечения финансового успеха предприятия. Поэтому при его составлении необходимо использовать объективную информацию о тенденциях экономического развития в сфере деятельности предприятия, инфляции, возможных изменениях в технологии и организации процесса производства.
Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите.