Финансовая системаи политика Кырггызской Республики. Информация о государственном бюджете

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 10:38, курсовая работа

Описание работы

Анализ закономерностей развития финансов в различных условиях общественного воспроизводства свидетельствует о наличии этих общих признаков в их содержании. Это обусловлено сохранением объективных причин и условий функционирования финансов. Среди этих условий выделяют два: развитие товарно-денежных отношений и существование государства как субъекта этих отношений. В отличии от таких стоимостных категорий, как например деньги, кредит, фонд оплаты труда и других, финансы органически связаны с функционированием государства.

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 225.00 Кб (Скачать)

Независимо  от конкретных форм и методов финансовое регулирование денежных доходов  населения призвано решать следующие  задачи:

- повышение  общего уровня жизни населения;

достижение социальной справедливости по отношению к различным 

категориям, слом и социальным группам  граждан;

обеспечение прожиточного минимума и конституционных гарантий для всех граждан  независимо от пола и возраста, национальности, места проживания, а также вида общественно полезного труда и способов извлечения доходов в рамках действующих законов;

стимулирование трудовой и деловой активности населения, борьбы с незаконными  доходами

- привлечение  всех трудоспособных граждан к финансовому участию в общегосударственных мероприятиях.

Рассмотрим  динамику основныхпоказателей доходов населения 

Кыргызской Республики.

                                                                                                                                                                                                                                                                      Таблица 1

Динамика  средней номинальной заработной платы 

Показатели

2009

2010

Кыргызская  Республика

1049.9

1176,6

Г. Бишкек

1423,45

1862.1

Джалал-Абадская область

849,2

986,4

Иссык-кульская область

1827.3

784.4

Нарынская область

812,9

954,4

Баткенская  область

-

682.9

Ошская  область

637,3

766,9

Таласская область

588,3

738,0

Чуйская область

899,2

1174.4


 

 

Как видно  из таблицы 1, рост заработной платы за анализируемый период произошел в среднем в 3 раза. Наибольший рост наблюдается в г. Бишкек, который составил 3.5 раза. Для оценки достаточности размера заработной платы приведем данные по минимальному потребительскому бюджету. Для того построим следующую таблицу. 

 

                                                                                                                                                 Таблица 2

Динамика  минимального потребительского бюджета 

Показатели

2009

2010

Кыргызская  Республика

1097,1

1205,3

Г. Бишкек

1056,0

1239,7

Джалал-Абадская область

847,3

1104,3

Иссык-кульская область

970.1

1145,6

Нарынская область

903,2

1080,9

Баткенская  область

-

-

Ошская  область

795,5

1024,4

Таласская область

899.1

1029,9

Чуйская область

1133,1

1165,2


 

      

Данные  таблицы 2 свидетельствуют о том, что размер минимального потребительского бюджета за анализируемый период рос более быстрыми темпами по сравнению с размером средней заработной платы.  К тому же минимальный потребительский бюджет не покрывается размером заработной платы.     

Вариации  размера заработной платы широка в разрезе регионов: от самой минимальной 682,9 с в Баткенской области до 1862,1 с в г. Бишкек.     

Из  выше приведенного анализа вытекает вывод: заработная плата большинства  населения республики не покрывает минимальный потребительский бюджет, следовательно, уровень жизни населения низкий. В этих условиях должна проявиться регулирующая функция государственного бюджета.     

Кроме того, вариации доходов в разрезе  регионов республики, как было отмечено выше, тоже высока, потому и здесь  нужно бюджетное вмешательство, выражающееся в выравнивании доходов населения путем перераспределения через налоги, пособи и другие финансовые инструменты.       

В условиях рыночных отношений государственное  регулирование главного источника денежных доходов граждан - заработной платы - может осуществляться только с помощь финансовых рычагов. Инструментом такого регулирования в первую очередь выступают налоги. В 1991 г. в нашей стране был введен принципиально иной по сравнению с прежним налоговый механизм, призванный обеспечивать оптимальную долю оплаты труда в общем объеме создаваемого дохода. Суть этого механизма заключалась в том, что затраты, связанные с оплатой труда, можно было включать в себестоимость продукции, работ и услуг только в объеме, разрешенном правительством. Превышение допускаемого объема относилось на прибыль и облагалось налогом на общих основаниях. Аналогичный порядок сохранен и в новом налоговом законодательстве Кыргызстана.  

Налоговый механизм 1991 г. знаменовал собой определенный шаг вперед в деле финансового регулирования денежных доходов населения. И все же он нес на себе яркий отпечаток переходного периода, олицетворял во многом справедливое недоверие государства к заинтересованности трудовых коллективов в достижении высоких хозяйственных результатов. Потому потребовалось дальнейшее развитие системы налоговых платежей предприятий, направленное на снятие необоснованных ограничений роста оплаты труда. В условиях преобладания собственности трудовых коллективов на имущество своих предприятий наилучшей формой налогового регулирования, не препятствующей обоснованному увеличению заработков, является налогообложение валовых доходов. В том случае завышение заработков не уменьшает доходов государства, а лишь отрицательно отразится на перспективах развития самого предприятия.     

Отрицательное регулирующее воздействие на доходы граждан оказывают косвенные налоги и прежде всего налог на добавленную стоимость. Здесь происходит индифферентное к социальному и материальному положению отдельных групп населения всеобщее изъятие их доходов в бюджет через потребительские цены. Преобладание таких налогов должно занимать по возможности короткий период, ибо то приводит к резкому снижению благосостояния граждан - в первую очередь малообеспеченных. Последних не защищает даже специальные целевые дотации, выплачиваемые из бюджета.      

Финансовое  воздействие на размеры денежных доходов населения наиболее эффективно осуществляется через непосредственно налогообложение физических лиц. Начиная с 2000г. в нашей стране применяется прогрессивна шкала подоходного налога. Прогрессия ставок строится с таким расчетом, чтобы предотвратить естественное для большей части граждан стремление к наращивания своих доходов более быстрыми темпами по сравнению с ростом производительности труда и повышением его качественного уровня. Для успешной реализации того принципа государство должно точно определить тот уровень дохода физических лиц, с которого начинает стартовать и нарастать прогрессия налоговых ставок. Нарушение того правила грозит массовым уклонением от уплаты налогов, потерей заинтересованности населения в высоких результатах труда, снижением деловой активности. К такому выводу на основе изучения опыта стран с развитой рыночной экономикой пришел известный американский экономист А. Леффер, автор популярной на Западе теории "экономии предложений".     

Недостатком действующей в нашей стране системы налогов с физических лиц является ее громоздкость, неоправданна для рыночных условий дифференциация в подходе к различным источникам и способам получения личного дохода. В истинно рыночных условиях финансовое регулирование не должно вторгаться в сферу способа получения дохода и тем более в сферу выбора профессии и рода занятий.     

В действующей системе налогообложения  физических лиц главным объектом налогового регулирования выступает пока что денежные доходы, полученные в качестве вознаграждения за труд или в результате предпринимательской деятельности. Между тем в условиях рынка в орбиту финансового воздействия должны попадать также дивиденды, проценты, выигрыши и другие виды поступлений от инвестирования средств в ценные бумаге. Тот факт, что в нашей стране многие из тих доходов освобождены от уплаты налогов, говорит лишь о неразвитости налоговых отношений.

Помимо  налогов, которые сами по себе не является источником повышения жизненного уровня населения, а лишь создает при определенных условиях предпосылки для его роста, имеется другой важный канал, через который осуществляется непосредственное участие финансов в повышении благосостояния граждан. Это общественные фонды потребления. Они используются для оказания населению бесплатных услуг, выплаты денежных пособий и предоставление различных льгот. Общественные фонды потребления выступают финансовой базой реализации конституционных прав и гарантий, декларируемых государством в социальной сфере. Специфика распределения благ через общественные фонды потребления заключается в его целевом характере, т.е. в непосредственной связи размеров и видов социального обслуживания с удовлетворением конкретных потребностей определенных групп населения.  

В отличие от налогового регулирования  механизм общественных фондов потребления позволяет обществу непосредственно воздействовать на структуру потребительских расходов граждан в интересах выравнивания социально-экономического положения различных категорий населения. Размеры выплат и льгот из общественных фондов потребления не только является важной составной часть совокупного потребительского фонда, но и воплощает в себе социальные приоритеты в распределении и потреблении жизненных благ.    

В условиях свободной экономики рост благосостояния граждан будет предопределяться в первую очередь резким повышением стоимости рабочей силы на рынке труда, значительным расширением доходов от различных форм коллективной и частной собственности. При таких обстоятельствах сфера бесплатных услуг и всякого рода льгот станет неизбежно сужаться за счет расширения платного социального обслуживания. В результате оплата труда и другие формы доходов от активной деятельности будут все более превалировать, в то время как общественные фонды потребления будут все более выступать в роли источника, используемого на содержание социально незащищенных и малообеспеченных категорий граждан.    

Состав и объем  жизненных благ, доставляемых через  общественные фонды потребления, будут в первую очередь зависеть от структуры расходов государственного бюджета, за счет средств которого в настоящее время формируется около 70% средств тих фондов. В условиях рыночной экономики должна значительно возрасти, социальная роль бюджета. Количественно то найдет свое выражение в существенном увеличении доли расходов на социально-культурные мероприятия в общем объеме используемых, бюджетных ресурсов. В странах с высоким уровнем потребления удельный вес расходов на социальные нужды в государственном бюджете составляет от 45% до 55%.

3. Общая характеристика финансовой системы КР

 

   В целях регулирования финансовых процессов в любом государстве  организуется финансовая система. Как мы уже говорили выше финансовая система - это совокупность органов и учреждений, форм и методов, сфер финансовых отношений, связанных с образованием и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.     

Финансовую  систему Кыргызской Республики (КР) обобщенно можно представить  в виде двух важнейших частей - децентрализованных финансов и централизованных финансов.     

Децентрализованные  финансы - это фонды денежных средств предприятий, организаций, фирм, других коммерческих и некоммерческих структур, а также и отраслей. Они охватывают экономические отношения, на основе которых формируются и используются такие децентрализованные фонды денежных средств, как фонд возмещения, фонд накопления, резервные фонды, страховые фонды, фонд заработной платы, специальные фонды.

При этом необходимо различить  финансы государственных, кооперативных,  частных, акционерных фирм и предприятий, поскольку они связаны с функционированием различных форм собственности в многоукладной экономике.    

Централизованные  финансы формируются за счет фондов денежных средств фирм и отраслей макроэкономики. Централизованные финансы состоят из следующих звеньев: 1) фонды социального страхования; 2) фонды имущественного и личного страхования; 3) государственный бюджет; 4) кредит.    

Финансы представляют собой экономические  отношения, связанные с формированием, распределением и использованием центральных и децентральных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.     

Для осуществления этих задач государственные  финансовые учреждения должны вступать в определенные финансовые отношения, касаются ли они отношений с налогоплательщиками, лицами, получающими пенсии, пособия по безработице и другие виды социальной помощи, либо отношений с индивидуальными государствами.     

Информация о работе Финансовая системаи политика Кырггызской Республики. Информация о государственном бюджете