Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 10:51, курсовая работа
Целью данной работы является попытка ответить на вопрос, чем именно определяется выбор дивидендной политики предприятия. В ходе написания работы планируется раскрыть вышеописанную двойственность дивидендной политики и описать возможное компромиссное решение этого вопроса. А также будут рассмотрены теоретические основы дивидендов, порядок и формы выплат дивидендов.
Введение
Глава 1.Содержание дивидендной политики, ее сущность и роль, основные концепции и
факторы, ее определяющие……………………………………………………………...5
1.1. Понятие и сущность дивидендов, источники дивидендных выплат…………….5
1.2. Дивидендная политика и теории ее формирования……………………………….7
1.3. Факторы, определяющие дивидендную политику………………………………..9
1.4. Формирование дивидендной политики предприятия……………………………11
Глава 2.Выбор дивидендной политики, методики и порядок выплат дивидендов………...18
2.1. Выбор дивидендной политики…………………………………………………….18
2.2. Методики и порядок выплат дивидендов………………………………………...22
Глава 3. Принципы дивидендной политики…………………………………………………..27
3.1. Дивидендная политика, как метод повышения инвестиционной привлекательности предприятия………………………………………………………………27
3.2. Особенности дивидендной политики в Российской Федерации……………. …29
Заключение
Список использованной литературы
Выплата дивидендов осуществляется в несколько этапов, определяемых рядом дат.
1) Дата объявления — совет директоров объявляет о намерении выплатить дивиденды в соответствующем объеме (сумме) определяет дату начала платежей.
2) Экс-дивидендная дата либо дата закрытия реестра — момент времени, до которого необходимо владеть акцией, чтоб иметь право на получение дивидендов. В этот день курс акции обычно снижается на величину, равную или близкую к объяв ленному дивиденду.
3) Дата платежа — день начала выплат дивидендов акционерам.
Выплата дивидендов может осуществляться в различны формах, каждая из которых имеет свои преимущества и недостатки. К наиболее распространенным из них следует отнести:
- выплаты в денежной форме (cash dividends);
- автоматическое реинвестирование (dividend reinvestme plans);
- выплата акциями (stock dividends);
- дробление акций (stock split);
- выкуп собственных акций (stock repurchase).
Основной и широко применяемой на практике формой дивидендных выплат является денежная. Вместе с тем законодательством Российской Федерации предусмотрены и иные формы выплат, например в виде продукции или иного имущества (т.е. натуральная). Выплаты в натуральной (имущественной) форме, в частности, практикуют отечественные предприятия, функционирующие в отрасли сельского хозяйства.
Автоматическое реинвестирование предоставляет акционерам право индивидуального выбора — получить дивиденды наличными или реинвестировать их в дополнительные акции. В последнем случае предприятие осуществляет дополнительную эмиссию акций либо выкупает их требуемое количество на вторичном рынке.
Достоинство такой формы выплат для предприятия заключается в том, что в случае выбора акционеров в пользу реинвестирования оно фактически получает постоянный источник собственного капитала. Выгода собственников состоит в возможности быстрого реинвестирования либо росте стоимости акций в случае объявления об обратном выкупе. Следует отметить, что данная форма дивидендных выплат пока еще не получила распространение в отечественной практике.
Выплата дивидендов в виде акций предполагает распределение среди собственников дополнительных акций на общую сумму дивидендных выплат. При этом число акций в обращении увеличивается, а цена, как правило, падает.
Величина чистой прибыли любого предприятия подвержена колебаниям; не исключена такая ситуация, когда предприятие может отработать с убытком. Принятие решений о размере дивидендов в любом случае является непростой задачей. Именно поэтому в мировой практике разработан ряд стандартных методик распределения прибыли.* Коротко охарактеризуем их:
Методика постоянного процентного распределения прибыли (устанавливается целевое значение доли прибыли, уплачиваемой в виде дивидендов).
Как известно, чистая прибыль распределяется на выплаты дивидендов по привилегированным акциям (Дпа) и прибыль, доступную владельцам обыкновенных акций (Поа). Последняя в свою очередь, распределяется собранием акционеров на дивидендные выплаты по обыкновенным акциям (Доа) и нераспределенную прибыль (ПН). Одним из основных аналитических показателей, характеризующую дивидендную политику, является коэффициент «дивидендный выход», представляющий собой отношение дивиденда по обыкновенным акциям к прибыли доступной владельцам обыкновенных акций. Дивидендная политика постоянного процентного распределения прибыли предполагает неизменность значения данного коэффициента.
В
этом случае если предприятие закончило
год с убытком, дивиденд может вообще
не выплачиваться. Такая методика сопровождается
значительной вариацией дивиденда, что
может приводить и, как правило, приводит
к значительным колебаниям рыночной цены
акций. Такая дивидендная политика используется
некоторыми фирмами, но большинство теоретиков
и практиков не рекомендуют ее использование.
Методика фиксированных дивидендных выплат.
Эта политика предусматривает регулярную выплату дивиденда на акцию в неизменном размере в течение продолжительного времени безотносительно к курсовой стоимости акций. Если фирма развивается успешно и в течение ряда лет доход на акцию стабильно превышает некий уровень, обозначенный фирмой, то дивиденд может быть повышен. Определяя размер фиксированного дивиденда на некоторую перспективу, компания в качестве ориентира нередко используют показатель «дивидендный выход». Данная методика позволяет в определенной степени нивелировать влияние психологического фактора и избежать колебания курсовых цен акций, при определенных тенденциях цен на акции в отрасли.
Методика выплаты гарантированного минимума и экстра-дивидендов.
Эта методика является развитием предыдущей. Компания выплачивает регулярные фиксированные дивиденды, однако периодически (в случае успешной деятельности) акционерам выплачиваются экстра-дивиденды, причем выплаты в настоящем периоде не означают их выплату в следующем. Более того, здесь рекомендуется использовать психологическое воздействие премии – она не должна выплачиваться слишком часто, поскольку в этом случае становится ожидаемой, а сама методика выплаты экстра-дивидендов становится бессмысленной.
Методика выплаты дивидендов акциями.
При этой форме расчетов акционеры получают вместо денег дополнительный пакет акций. Причины ее применения могут быть разными. Например, компания имеет проблемы с денежной наличностью, ее финансовое положение не очень устойчиво. Чтобы хоть как-то избежать недовольства акционеров, директорат компании может предложить выплату дивидендов дополнительными акциями. Возможен и второй вариант: финансовое положение компании устойчиво, более того она развивается быстрыми темпами, поэтому ее нужны средства на развитие – они и поступают к ней в виде нераспределенной прибыли. Наконец возможны и такие причины, как желание изменить структуры источников средств или желание наделить управленческий персонал дополнительным количеством акций, дабы привязать их к компании.
При этой методике акционеры на деле практически не получают ничего, поскольку выплаченный им дивиденд равен по величине уменьшению принадлежащих им средств, капитализированный в акциях и резервах. Количество акций увеличилось, валюта баланса не изменилась, т.е. уменьшилась стоимостная оценка активов на одну акцию. Тем не менее, до некоторой степени этот вариант устраивает и акционеров, поскольку они все же получают ценные бумаги, которые могут быть при необходимости проданы ими за наличные. В зависимости от размера выплачиваемого акциями дивиденда цена ведет себя по-разному. Считается что небольшие (20%) дивиденды не оказывают влияние на цену; если дивиденд превышает указанную величину, рыночная цена акций может значительно упасть.
Выплата
дивидендов акциями может сопровождаться
либо одновременным увеличением
уставного капитала и валюты баланса,
либо простым перераспределением источников
собственных средств без увеличения
валюты баланса. В экономически
развитых странах второй вариант встречается
чаще.
Глава
3. Принципы дивидендной
политики.
3.1.
Дивидендная политика,
как метод повышения
инвестиционной
Понятие дивидендной политики может быть сформулировано следующим образом: дивидендная политика представляет собой составную часть общей политики управления прибылью, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.
Выработка дивидендной политики обуславливает следующие: с одной стороны, выплата дивидендов должна обеспечить защиту интересов собственника и создать предпосылки для роста курсовой цены акций, и в этом смысле их максимизация является положительной тенденцией; с другой стороны, максимизация выплаты дивидендов сокращает долю прибыли, реинвестируемой в развитие производства. При формировании дивидендной политики необходимо учитывать, что классическая формула: «курс акций прямо пропорционален дивиденду и обратно пропорционален процентной ставке по альтернативным вложениям» применима на практике далеко не во всех случаях. Инвесторы могут высоко оценить стоимость акций предприятия даже и без выплаты дивидендов, если они хорошо информированы о его программах развития, причинах невыплаты или сокращения выплаты дивидендов и направлениях реинвестирования прибыли. Принятие решения о выплате дивидендов и их размерах в значительной мере определяется стадией жизненного цикла предприятия.
Решение относительно стабильных дивидендов фирмы должно быть важным вопросом. Само по себе это позволяет предположить, что организации должны периодически изменять величину своих дивидендов, увеличивая их, когда потоки денежных средств велики, а потребность в финансировании невысока, и уменьшая, когда доходы невелики по отношению к инвестиционным возможностям. Однако многие акционеры полагаются на дивиденды, планируя свои расходы, и они будут серьёзно встревожены, если поступления дивидендов окажутся нестабильными. Кроме того, снижение дивидендов с целью инвестирования может оказать негативный информационный эффект и привести к снижению цены акций. Таким образом, максимизация цены акций требует, что фирма согласовала свои внутренние потребности в средствах с потребностями и желаниями своих собственников, то есть акционеров.
На мой взгляд, размер дивидендов и факт их выплаты – не главный фактор инвестиционной привлекательности. Есть компании щедрые, но абсолютно закрытые и непривлекательные. А есть те, кто реинвестирует прибыль, но при этом обладает хорошим инвестиционным капиталом. А дивиденды достаточно платить раз в год, но это должна быть предсказуемая процедура, чтобы размер и дата выплаты не становились неожиданностью для инвесторов. Главное не дивиденды, а предсказуемость.
В
последнее время в финансовом
анализе положения или
Рассмотрим
особенности расчета
1. Прибыль на одну акцию является важным оценочным показателем.
В настоящее время показатель прибыли на акцию приобрёл особую актуальность. Этим объясняются систематические публикации соответствующей информации в деловых изданиях.
Аналитическая ценность показателя прибыли на акцию состоит в том, что он является обобщающим, концентрирует эффект влияния множества факторов и условий, сопровождающих принятие инвестиционных решений и оценку кредитоспособности компании. Более того, информация о прибыли на акцию отражает не только отношения по поводу распределения прибыли АО, фактически сложившиеся в прошлом, например в отчётном периоде, но и служат основанием для прогноза будущих доходов акционеров.
В конечном счёте, информация о прибыли на акцию способствует решению важных задач: прогнозу будущих финансовых результатов и денежных потоков компании (в частности размера и возможности выплаты дивидендов), а также оценка тенденций изменения курсовой стоимости её акций. При этом следует обеспечить сопоставимость показателей. Поэтому требованием, предъявляемым к акционерам и потенциальным инвесторам к показателю прибыли на акцию, является сравнимость результатов деятельности различных АО между собой (в том числе из разных стран) и одной компании за ряд лет. В немалой степени это требование определяется потребностью инвесторов в информации о результатах деятельности компаний, акции которых обращаются на организованном рынке.