Дебиторская задолженность

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 09:17, курсовая работа

Описание работы

Дебиторская задолженность - это действительно одна из самых актуальных тем хозяйствующих субъектов развивающейся рыночной экономики.
Осуществляя предпринимательскую деятельность, участники имущественного оборота предлагают, что по мере проведения хозяйственных операций они не только возвратят вложенные средства, но и получат доходы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
I.Теоретическая часть………………………………………………………….. 5
1.1Экономическая сущность и структура дебиторской задолженности…… 5
1.2Управление дебиторской задолженностью……………………………….. 9
1.2.1Методы управления дебиторской задолженностью…………………. 9
1.3Анализ дебиторской задолженности……………………………………….
1.4. Приростный анализ………………………………………………………...
II. Практическая часть………………………………………………………….
1.Задача №1……………………………………………………………………..
2.Задача№2………………………………………………………………………
3.Задача№3……………………………………………………………………..
4.Задача №4…………………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………… 34
Список использованной литературы…………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Финансовый менеджмент.docx

— 92.32 Кб (Скачать)

1.2 Управление дебиторской задолженностью.

     Политика  управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей  политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в  оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении  своевременной ее инкассации.

     Задачами  управления дебиторской задолженностью являются:

-ограничение  приемлемого уровня дебиторской  задолженности;

-выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;

- определение  скидок или надбавок для различных  групп покупателей с точки  зрения соблюдения ими платежной  дисциплины;

- ускорение  востребования долга;

- уменьшение  бюджетных долгов;

- оценка  возможных издержек, связанных с  дебиторской задолженностью, то  есть упущенной выгоды от неиспользования  средств, замороженных в дебиторской  задолженности.

1.2.1 Методы управления  дебиторской задолженностью

     Важной  составной частью системы управления дебиторской задолженностью фирмы  являются методы.

Выделяют:

-финансовые методык ним относятся:

1)ранжирование дебиторской задолженности по срокам возникновения;

2)составление реестра «старения» счетов дебиторов;

3)прогнозирование вероятной суммы безнадежной дебиторской                 задолженности;

4)определение взвешенного «старения» счетов дебиторов;

5) и оценка финансовых коэффициентов;

-управленческие методы, относятся:

 1)«дерево решений»;

 2)метод анализа кредитоспособности «3С»;

3)матрица стратегии кредитной политики фирмы, формирование информационной базы;

4)использование системы вознаграждений, «растягивание» срока оплаты кредиторской задолженности;

     Применительно к российским условиям, ведущие специалисты  в области управления финансами  предлагают следующие мероприятия  по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью:

-исключение  из числа партнеров предприятий  с высокой степенью риска;

-периодический  пересмотр предельной суммы кредита;

-использование  возможности оплаты дебиторской  задолженности векселями, ценными  бумагами;

-формирование  принципов расчетов предприятия  с контрагентами на предстоящий  период;

-выявление  финансовых возможностей предоставления  предприятием товарного (коммерческого  кредита);

-определение  возможной суммы оборотных активов,  отвлекаемых в дебиторскую задолженность  по товарному кредиту, а также  по выданным авансам;

-формирование  условий обеспечения взыскания  задолженности;

-формирование  системы штрафных санкций за  просрочку исполнения обязательств  контрагентами;

-использование  современных форм рефинансирования  задолженности;

-диверсификация  клиентов с целью уменьшения  риска неуплаты монопольным заказчиком.

     Если  финансовые возможности предприятия  не позволяют инвестировать расчетную  сумму средств в полном объеме, то при неизменности условий кредитования должен быть соответственно скорректирован планируемый объем реализации продукции в кредит. 

     Ключевым  моментом в управлении дебиторской  задолженностью является определение сроков кредита (предоставляемого покупателям), которые оказывают влияние на объемы продаж и получение денег. Например, предоставление более продолжительных сроков кредита, вероятно, увеличит объем продаж. Сроки кредита имеют прямое отношение к затратам и доходу, связанным с дебиторской задолженностью. Если сроки кредита жесткие, у компании будет меньше инвестированных денежных средств в дебиторскую задолженность и потерь от безнадежных долгов, но это может привести к снижению объемов продаж, уменьшению прибылей и негативной реакции покупателей. С другой стороны, если сроки кредита неконкретные, компания может добиться увеличения объемов продаж и большего дохода, но и рискует увеличить долю безнадежных долгов и большими затратами, связанными с тем, что малоэффективные покупатели затягивают оплату. Сроки дебиторской задолженности следует либерализировать, если компания хочет избавиться от избыточных товарно-материальных запасов или устаревшей продукции либо если компания хочет работать в отрасли промышленности, товары которой предназначены для сезонных продаж (например, купальные костюмы). Если товар является скоропортящимся, фирме следует должны использовать краткосрочную дебиторскую задолженность и по возможности практиковать оплату при поставке.

     Продление кредита влечет за собой дополнительные расходы: административные расходы деятельности кредитного отдела, компьютерной службы, а также комиссионные, выплачиваемые специальным агентствам, определяющим кредитоспособность заемщиков или качество ценных бумаг.

     Процесс оценки покупателя. Перед предоставлением кредита необходимо тщательно анализировать финансовые отчеты покупателя и получать рейтинговую информацию от финансовых консультативных фирм.  Необходимо избегать высоко рискованной дебиторской задолженности, такой как в случае с покупателями, работающими в финансово неустойчивой отрасли промышленности или регионе. Также предприятию необходимо быть осторожным с клиентами, которые работают в бизнесе менее одного года (около 50 процентов коммерческих предприятий терпят крах в течение первых двух лет). Как правило, потребительская дебиторская задолженность связана с большим риском неплатежа, чем дебиторская задолженность компаний. Следует модифицировать лимиты кредитования и ускорять востребование платежей на основании изменений финансового положения покупателя.

Необходимо  классифицировать дебиторские задолженности  по срокам оплаты (расположить их по времени, истекшему с даты выставления счета) для выявления покупателей, нарушающих сроки платежа, и облагать процентом просроченные платежи.

     Имеется много способов максимизировать  доходность дебиторской задолженности  и свести к минимуму возможные потери: составление счетов, перепродажу права на взыскание долгов и оценку финансового положения клиентов.

     Выставление счетов. При циклическом составлении счетов они выставляются покупателям в различные периоды времени. При такой системе покупатели с фамилиями, начинающимися на «А» могут быть первыми, кому выставляются счета в первый день месяца, тем, чьи фамилии начинаются на «Б», счета будут выставлены во второй день и так далее. Счета покупателям должны быть отправлены в течение двадцати четырех часов со времени и составления.

     Для ускорения взимания платежей можно  направлять счета-фактуры покупателям, когда их заказ еще обрабатывается на складе. Можно также выставлять счет за услуги с интервалами, если работа выполняется в течение  определенного периода, или начислять гонорар авансом, что предпочтительнее осуществления платежей по окончании работы.

     Когда бизнес развивается пассивно, могут  применяться сезонные датирования  выставления счетов.

     Защита  страхованием. Можно прибегнуть к страхованию кредитов, эта мера против непредвиденных потерь безнадежного долга. При решении, приобретать ли такую защиту, необходимо оценить ожидаемые средние потери безнадежного долга, финансовую способность компании противостоять этим потерям и стоимость страхования.

     Факторинг. Возможно перепродать права на взыскание дебиторской задолженности, если это приведет к чистой экономии. Однако при сделке факторинга может быть раскрыта конфиденциальная информация.

Указанные способы оценки и методы управления задолженностью должны способствовать снижению степени риска неполучения  денег от должников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Анализ дебиторской задолженности.

     Анализ  дебиторской задолженности лучше  всего начать с составления реестра старения счетов дебиторов. Исходной информацией для его составления являются данные бухгалтерского учета по задолженности конкретных контрагентов, при этом важно получить информацию не только о сумме задолженности, но и о сроках ее возникновения. Для получения информации о просроченности задолженности следует провести анализ договоров с контрагентами.

     Когда такая информация получена, все дебиторы ранжируются по убыванию величины задолженности. Как правило, дебиторская задолженность  первых 20-30 крупнейших контрагентов составляет 70-80 % от общей суммы задолженности. В дальнейшем активная работа по возврату задолженности будет проводится именно с этой группой дебиторов.

Таблица 1. – Реестр «старения» счетов дебиторов

Наименование  дебиторов 0-30 дней 30-60 дней 60-90 дней Свыше 90 дней Всего Доля, %
1 2 3 4 5 6 7
1.            
2.            
           
Прочие  дебиторы            
Всего            
Доля, %            
 

По каждому  дебитору, попавшему в таблицу 1. крупнейших дебиторов, необходимо провести работу по возврату задолженности. Основываясь  на опыте реструктуризации и реформирования предприятий России можно предложить следующие меры по организации такой  работы:

-создание целевой группы по работе с дебиторской задолженностью;

-составление и анализ реестра «старения» счетов дебиторов;

-разработка плана мероприятий по работе с конкретными контрагентами с указанием сроков, ответственных, оценкой затрат и полученного эффекта;

- внесение  информации о планируемых суммах  возвращаемой задолженности в  финансовый план предприятия  с последующим контролем выполнения;

-разработка и утверждение положения о мотивации за результат, достигнутый целевой группой.

Целевая группа может состоять из сотрудников  отделов маркетинга, сбыта, бухгалтерии. Численность группы зависит от масштабов  предприятия и составляет 3-5 человек.

     Как правило, после начала проработки реестра  счетов дебиторов, определяются затраты, необходимые для возврата задолженности  и сумма возврата.

Мероприятия по работе с дебиторами могут включать:

-телефонные  переговоры;

-выезды  к контрагентам;

-оформление  договоров цессии;

-разработка  схем погашения задолженности  векселями с их последующей  реализацией;

-разработка  эффективных бартерных схем;

-проработка возможностей обращения в арбитраж.

     Опыт  реформирования российских предприятий  показывает, что меры по возврату дебиторской  задолженности входят в группу наиболее действенных мер повышения эффективности  за счет внутренних резервов предприятия  и могут быстро принести хороший  результат. Возврат задолженности  в сжатые сроки – реальная возможность  пополнения дефицитных оборотных средств.

     Тем не менее, с точки зрения эффективного управления предприятием, важно не только в сжатые сроки вернуть  средства, но и не допускать последующего увеличения задолженности выше допустимого  предела. Возникает задача планирования и управления дебиторской задолженностью.

Информация о работе Дебиторская задолженность