Бюджетный процесс в мировой практике

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 13:58, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является изучение бюджетного процесса в мировой практике.

Содержание

Бюджетный процесс в мировой практике 3
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Сущность бюджетного процесса 4
2. Рассмотрение и утверждение бюджета 6
3. Исполнение бюджета 11
4. Бюджетный процесс в РФ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
Список литературы 26

Работа содержит 1 файл

гос и финансы.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

     До  2002 в процессе принятия федерального бюджета депутатам удавалось существенно увеличить некоторые его расходные статьи (как правило, социальные). В последние годы бюджет принимается в том виде, в каком он был внесён правительством.

     Основные задачи бюджетного процесса заключаются в следующем:

     1. максимальное выявление всех  материальных и финансовых резервов  в целях устойчивого экономического  роста;

     2. определение доходов бюджета  по отдельным налоговым и другим  платежам, а также общего объема в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально-экономического развития;

     3. установление расходов бюджета  по целевому назначению, а также  общего объема, исходя из потребности  бесперебойного финансирования  всех мероприятий общегосударственного значения, предусмотренных бюджетом;

     4. сокращение и ликвидация бюджетного  дефицита за счет экономически  оправданных источников;

     5. осуществление бюджетного регулирования  в целях сбалансированности бюджетов  разного уровня путем перераспределения  источников доходов государства между ними;

     6. контроль за финансовой деятельностью  юридических лиц и доходами  отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств.

     Стадии бюджетного процесса РФ

     Выделяют  следующие стадии бюджетного процесса:

  • составление проектов бюджетов – подготовка экономического обоснования доходов и расходов бюджета;
  • утверждение проектов бюджетов – принятие нормативно—правовых актов о бюджете соответствующего уровня на очередной финансовый год;
  • исполнение бюджетов – получение доходов бюджета и распределение бюджетных средств в соответствии с нормативно—правовым актом о бюджете;
  • контроль за исполнением бюджетов и отчет об исполнении бюджетов – текущий контроль за использованием бюджетных средств в процессе исполнения бюджета и подведение итогов исполнения бюджета по окончании финансового года.

     Бюджетному процессу присущи свои собственные принципы.

     1. Принцип последовательности вступления  в бюджетный процесс органов  исполнительной и представительной  власти. Стадии бюджетного процесса  делятся примерно поровну между органами исполнительной власти (они составляют проект бюджета и исполняют бюджет) и представительной власти (а они рассматривают и утверждают проект бюджета и после исполнения бюджета, рассматривают и утверждают отчет об исполнении бюджета - в этом и выражается последовательность).

     2. Принцип ежегодности бюджета  - бюджет должен быть утвержден  до начала планируемого бюджетного  года. Кроме того, ежегодность дает  возможность более точно выявить  тенденции рыночного развития, более  полно учесть происходящие изменения в темпах роста производства, внутреннего валового продукта, национального дохода, курса рубля и т.д.

     3. Принцип публичности и гласности  - имеет особое значение, т.к. бюджетный  процесс, процедура абсолютно  публичная и гласная, бюджет обсуждается в представительных органах открыто, освещается в СМИ, существует необходимость опубликовать закон "О бюджете" того или иного уровня, а также закон "Об исполнении бюджета" того или иного уровня. Гласным должно быть и отклонение бюджета. В случае принятия решения об отклонении проекта бюджета или о неутверждении отчетов об исполнении бюджетов в средствах массовой информации должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятия такого решения.

     4. Принцип специализации бюджетных показателей - он основан на бюджетной классификации, на документе, который группирует все доходы и расходы бюджета по определенным основаниям.

     В состав бюджетной классификация  РФ входят:

    • классификация доходов бюджетов РФ;
    • функциональная классификация расходов бюджетов РФ;
    • экономическая классификация расходов бюджетов РФ;
    • классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
    • классификация источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;
    • классификация видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ, видов, муниципального долга;
    • классификация видов государственных внешних долгов РФ и субъектов РФ, а также государственных внешних активов РФ;
    • ведомственная классификация расходов РФ.

     Принцип специализации показателей бюджета осуществляется на всех стадиях бюджетного процесса. Бюджетная классификация -- специальный юридический акт, лежащий в основе всей бюджетной деятельности финансовых органов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     В настоящее время много внимания уделяется вопросам, связанным с финансовым устройством государства, внебюджетными фондами, государственным долгом, бюджетным дефицитом, межбюджетными отношениями. Особое внимание уделяется государственному бюджету, так как он представляет собой главный финансовый документ страны, определяющий многие параметры ее развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу. Поэтому разработка его показателей важна для всех уровней власти на всех этапах прохождения расчетов.

     Бюджет может быть рассмотрен как категория экономическая, то есть централизованный фонд денежных средств, создаваемый для покрытия государственных расходов. Бюджет как правовая категория представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации - далее «БК РФ»). В данном определении выделяются следующие признаки:

     1. Бюджет - это общегосударственный,  централизованный фонд денежных средств, создаваемый для покрытия государственных расходов.

     2. Бюджет - это финансовый план государства,  в котором указаны его доходы  и расходы в предстоящем году.

     Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением (ст. 6 БК РФ). Финансовый (бюджетный) год устанавливается в 12 месяцев (с 1 января по 31 декабря). Все стадии бюджетного процесса охарактеризованы в третьей части БК РФ.

  

     В бюджетном процессе принимают участие  различные государственные органы, наделенные соответствующими полномочиями, перечисленными в главе 19 БК РФ

     В целях достижения сбалансированности бюджетов всех уровней используются различные методы бюджетного регулирования:

     - закрепленные доходы - доходы, которые полностью или в твердофиксированной доле на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет;

     - регулирующие доходы - доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов или других платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следующий финансовый год;

     - дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов;

     - субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов;

     - субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов;

     - трансферт ~ перевод средств из фонда финансовой поддержки регионов в бюджеты нижестоящего территориального уровня;

     -секвестр - специальный механизм бюджетного регулирования, заключающийся в пропорциональном снижении государственных расходов ежемесячно по всем незащищенным статьям бюджета;

     - бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года (ст. 6 БК РФ)

     В главе 25 БК Российской Федерации, посвященной  регулированию исполнения федерального бюджета, особое внимание уделено установлению очередности списания денежных средств со счета бюджета и лицевых счетов получателей бюджетных средств (ст. 255 БК РФ). При наличии на счете бюджета (лицевом счете получателя бюджетных средств) достаточной суммы денежных средств для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств осуществляется в порядке поступления подтвержденных платежных обязательств и других документов на списание. Если средств на счете бюджета недостаточно для удовлетворения всех требований, списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

     - в первую очередь осуществляется списание по судебным актам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью граждан в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов;

     - во вторую очередь осуществляется списание по судебным актам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для возмещения реального ущерба в размере недофинансирования, а также возмещения убытков, причиненных физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти или органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту;

     - в третью очередь осуществляется списание, предусматривающее возврат излишне уплаченных и ошибочно зачисленных доходов в бюджет;

     - в четвертую очередь осуществляется списание по платежным документам, предусматривающим финансирование расходов на обслуживание и погашение государственного или муниципального долга;

     - в пятую очередь осуществляется списание по платежным документам, предусматривающим финансирование иных расходов бюджета.

     Списание  средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

     Неисполнение  либо ненадлежащее исполнение установленного БК РФ порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации признается нарушением бюджетного законодательства, которое влечет применение к нарушителю следующих мер принуждения:

     - предупреждение о ненадлежащем  исполнении бюджетного процесса;

     - блокировка расходов;

     - изъятие бюджетных средств;

     - приостановление операций по  счетам в кредитных организациях;

     - наложение штрафа;

Информация о работе Бюджетный процесс в мировой практике