Бюджетный процесс в мировой практике

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 13:58, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является изучение бюджетного процесса в мировой практике.

Содержание

Бюджетный процесс в мировой практике 3
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Сущность бюджетного процесса 4
2. Рассмотрение и утверждение бюджета 6
3. Исполнение бюджета 11
4. Бюджетный процесс в РФ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
Список литературы 26

Работа содержит 1 файл

гос и финансы.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА»

Кафедра финансов, статистики и экономического анализа

(наименование) 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

по дисциплине  « Государственные и муниципальные финансы »    

тема:                     «Бюджетный   процесс   в   мировой   практике»                
 

Выполнила студентка

__________ формы  обучения

направления (специальности)

___________ «____________________________________________»

        (код)                                                                  (наименование)

_____курса  ____________ группы        _____________/___________________/

                      (индекс)                                                     (подпись)                                    (Ф.И.О.) 
 

Отметка ________________

Рецензент работы

_____________ кафедры_____________  _____________ /_________________/

        (должность)                                     (наименование)                              (подпись)                                 (Ф.И.О.) 
 
 

Оренбург

2011

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Бюджетный процесс в мировой практике

ВВЕДЕНИЕ

     Бюджетный процесс - совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово бюджетной политики и управлению бюджетной системой.

     Ведущую, определяющую роль в формировании и  развитии экономической структуры  любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики.

     Актуальность  темы определена тем, что одним из наиболее важных механизмов, позволяющих  государству осуществлять экономическое  и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является бюджетный процесс.

     Целью контрольной работы является изучение бюджетного процесса в мировой практике.

     Задачи  контрольной работы:

     - дать понятие бюджетного процесса  и определить его принципы;

     - определить полномочия участников бюджетного процесса;

     - рассмотреть мировую практику бюджетн6ого процесса;

     - выявить достоинства и недостатки  бюджетного процесса;

     Правовой  основой контрольной работы является Бюджетный Кодекс РФ, распоряжение Правительства Российской Федерации.

     Теоретическими  источниками контрольной работы являются: учебники Г. Б. Поляка, В. В. Ковалева, О. Н. Горбунова, статьи из журналов «Финансы», «Бюджет», статьи из интернета.

  1. Сущность  бюджетного процесса

     Бюджетный процесс — регламентированная законодательством деятельность государственных и местных органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению государственного и местных бюджетов (в федеративных государствах и бюджетов членов федерации). Он охватывает отдельные стадии бюджетной деятельности — составление проекта бюджета; его рассмотрение и утверждение законодательными органами; исполнение бюджета; составление отчета об исполнении и утверждение отчета парламентом. Все стадии бюджетного процесса регулируются правовыми предписаниями и имеют одинаково важное значение. Особенности бюджетного процесса, включая бюджетные полномочия его субъектов, определяются главным образом формой правления и формой государственного устройства тех или иных государств. Продолжительность бюджетного процесса различна: до двух лет и более — в зависимости от длительности его составления и рассмотрения в законодательном органе, а вместе с утверждением отчета — свыше трех лет.

     Перед бюджетным процессом стоят следующие  важные задачи:

     •  максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов в целях устойчивого экономического роста;

     •  определение доходов бюджета по отдельным налоговым и другим платежам, а также общего объема в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально-экономического развития;

     •  установление расходов бюджета по целевому назначению, а также общего объема, исходя из потребности бесперебойного финансирования всех мероприятий общегосударственного значения, предусмотренных бюджетом;

     •  сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;

     •  осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня путем перераспределения источников доходов государства между ними;

     •  контроль за финансовой деятельностью юридических лиц и доходами отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств.

     Составление проекта бюджета — один из наиболее важных этапов бюджетного процесса: именно здесь решаются такие вопросы, как объем бюджета, налоговая и денежно-кредитная политика на предстоящий год, основные направления использования средств и методы покрытия дефицита бюджета. Подготовка проекта бюджета в большинстве стран осуществляется аналогичным образом.

     Работа  по составлению проекта государственного бюджета начинается задолго до начала нового бюджетного года (в ФРГ — за 6 месяцев, Японии — за 7, Франции — за 14, США — за 18, Италии — за 11 месяцев). Проект бюджета разрабатывается органами исполнительной власти, как правило, министерством финансов (казначейством), а в США — специальным органом — Административно-бюджетным управлением при президенте.

     Вначале в течение первых трех месяцев  составляется прогноз социально-экономического развития, сводный баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной политики, рассчитываются контрольные цифры проекта бюджета на соответствующий период.

     Работа  по составлению проекта бюджета  продолжается подготовкой министерством финансов (или специальным органом в США) директивных указаний руководителям министерств и ведомств с предложением представить к определенной дате расчет сметы расходов и доходов. При этом им сообщаются общие контрольные цифры возможных ассигнований. Разработанные проекты смет министерств и ведомств на основе контрольных цифр после согласования с министерством финансов закладываются в проект бюджета.

     Полномочия  министра финансов в отношении сметных  предложений министерств (ведомств) варьируются. В некоторых странах 6н имеет право лишь принять их к сведению и включить в целом без изменений в проект бюджета, вносить же изменения может кабинет министров. В других государствах (Великобритания, Канада) министр финансов наделен полномочиями по собственной инициативе предлагать тем или иным министрам внести какие-либо изменения в их сметные предложения.

     При составлении проекта бюджета  ставятся задачи: активного его воздействия на повышение эффективности экономики; обеспечение согласованности финансовых и других ресурсов с экономическими, политическими и социальными программами правительства; установление необходимых пропорций и приоритетов в расходовании средств.

  1. Рассмотрение и утверждение бюджета

     После одобрения проекта бюджета высшим исполнительным органом (кабинетом министров, президентом в США) проект бюджета поступает в законодательный орган, который рассматривает и утверждает его. В Великобритании законодательным органом является парламент, в США — конгресс, во Франции — парламент, в ФРГ — бундестаг. В США проект бюджета передается в конгресс в январе, т.е. за девять месяцев до начала нового бюджетного года. Вместе с ним направляется бюджетное послание президента, в котором приводятся основные направления финансовой политики, а также правительственные оценки ожидаемых доходов, расходов и бюджетного сальдо на предстоящий и четыре последующих года. Во Франции для осуществления парламентом контроля в области увязки бюджета с экономическими программами проект бюджета направляется вместе с докладом о выполнении индикативного плана, состоянии и ходе финансирования программ. Проект бюджета поступает сначала в нижнюю палату законодательного органа, имеющую более широкое представительство, а затем — в верхнюю, в некоторых странах — одновременно (Германия). В Великобритании нижней палатой является палата общин, верхней — палата лордов; в конгрессе США нижняя палата — это палата представителей, верхняя — сенат; в парламенте Канады — палата общин и сенат; во Франции — соответственно национальное собрание и сенат; в Германии — бундестаг (нижняя), бундесрат (верхняя). Значение палат неодинаково. Основная роль в бюджетном процессе принадлежит нижней палате. Права верхней палаты существенно ограничены.

     Например, в США направленный президентом  в конгресс проект бюджета рассматривается  комитетами по ассигнованиям обеих палат, которые готовят законопроекты, передаваемые на рассмотрение нижней палаты — палаты представителей. В соответствии с Конституцией США все законопроекты о поступлении государственных доходов также исходят от палаты представителей. Сенат может предлагать по ним поправки либо соглашаться на их внесение.

     Во  Франции национальное собрание также  обладает большим объемом полномочий в области принятия бюджета. Проект бюджета вначале представляется на рассмотрение национального собрания, для решения по проекту которому выделяется 40 дней, в то время как сенат располагает только 15. В случае разногласий между палатами решающая роль принадлежит нижней палате.

     В ФРГ одобрению верхней палаты парламента подлежат только те законы, которые устанавливают общие  принципы бюджетного права, предотвращают нарушение единого экономического баланса, предоставляют финансовую помощь землям, вводят некоторые виды налогов. Принятие закона о бюджете не предполагает обязательного одобрения бундесратом, хотя указанный закон и подлежит его рассмотрению. В случае возражений по законопроекту о бюджете бундесрат вправе заявить протест, который, однако, может быть отклонен нижней палатой.

     Наименьшими полномочиями в бюджетной сфере  наделена палата лордов в Великобритании. Финансовые законопроекты поступают в нее только после их принятия палатой общин и могут быть утверждены Короной через месяц после их получения верхней палатой вне зависимости от того, были ли они одобрены ею.

     Для рассмотрения и утверждения госбюджета, других финансовых актов каждая палата законодательного органа имеет специальные комитеты, действующие в течение всего срока полномочий парламента. Права бюджетных комитетов определяются бюджетными правами законодательного органа данной страны. В конгрессе США расходы бюджета рассматриваются комитетами по ассигнованиям палаты представителей и сената, которые включают 13 подкомитетов. Среди них — подкомитеты по военным расходам, военному строительству, сельскому хозяйству, энергетике, иностранным делам и др.

     Все расходы федеральных ведомств и министерств осуществляются на основе законов об ассигнованиях, принятых конгрессом. В этих законах фиксируется размер затрат на каждую государственную программу или мероприятие с точным указанием периода финансирования. Доходная часть бюджета обсуждается финансовым комитетом сената, имеющим 9 подкомитетов (по налогообложению и управлению государственным долгом, налогообложению в области энергетики и сельского хозяйства, по налогам на собственность, дарения и др.), комитетом по доходам палаты представителей и объединенным комитетом по налогообложению. Обе палаты конгресса имеют бюджетные комитеты, которые отвечают за подготовку проектов совместных резолюций и играют центральную роль при утверждении бюджета. Кроме того, конгресс имеет бюджетное бюро, занимающееся подготовкой материалов для бюджетных комитетов, а также согласительную комиссию, состоящую из членов обеих палат, для устранения возникающих по законопроектам разногласий. Согласительные комиссии существуют в законодательных органах и других стран.

Информация о работе Бюджетный процесс в мировой практике