Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 16:10, курсовая работа
Целью данной работы является исследование бюджетирования как основы финансового планирования на примере некоммерческой организации.
Для реализации вышеуказанной цели поставлены следующие задачи:
- определить теоретические аспекты, понятия и сущности бюджетирования как основы финансового планирования;
- определить сущность организации финансового планирования в деятельности бюджетных организаций;
- проанализировать финансово-хозяйственную деятельность бюджетной организации;
- разработать комплекс рекомендаций по улучшению финансового планирования бюджетной организации.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют:
- нормативно-правовые и законодательные акты, регламентирующие деятельность бюджетных организаций;
- современные методические приемы и способы количественного и качественного анализа финансово-хозяйственной деятельности;
- монографическая и учебная литература по изучаемым вопросам;
- публикации в специализированных изданиях по данной тематике.
- данные бухгалтерской отчетности Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 63» города Перми за 2007, 2008и 2009 года.
Объектом исследования курсовой работы является муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 63» города Перми.
Предметом исследования является система бюджетирования как основы финансового планирования и управления в деятельности бюджетного учреждения.
Актуальность темы определяется тем, что важнейшим условием эффективного функционирования национальной экономики является спланированное, рациональное и экономное использование средств государственного бюджета, направляемых на содержание отраслей непроизводственной сферы.
В первой главе исследуются теоретические аспекты бюджетирования как основы финансового планирования бюджетной организации.
Во второй главе дается краткая характеристика дошкольного учреждения, проводится анализ сметы доходов и расходов за 2008-2010 год, а также проводится анализ финансового -хозяйственного состояния учреждения.
В третьей главе предлагается комплекс рекомендаций по оптимизации финансового планирования организации.
Введение 3
1. Теоретические аспекты бюджетирования 6
как основы финансового планирования
в бюджетных организациях
1.1 Понятие бюджетирования, его цели и роль 6
1.2 Сущность финансового планирования 9
и его функции в управлении предприятием
1.3 Особенности финансового планирования 11
в бюджетных организациях
2. Оценка организации бюджетирования как 18
основы финансового планирования в
Муниципальном дошкольном образовательном
учреждении «Детский сад № 63» города Перми.
2.1 Анализ финансово-хозяйственной 18
деятельности детского сада
2.2 Анализ сметы доходов и расходов 25
детского сада №63
3. Совершенствование системы финансового 30
планирования в детском саду
Заключение 32
Список использованных источников 34
Существенным отличием бюджетной
организации от всех других организаций
является ведение своей уставной
деятельности за счет целевых средств
юридических и физических лиц, либо
за счет членских взносов участников,
что обусловливает
Эти обстоятельства обязательно
учитываются в ходе финансового
планирования, в основе которого лежит
одновременное сочетание
Кроме того, возникает проблема
взаимоувязки поступающих денежных
средств с возможностью достижения
поставленных целей в том или
ином проекте. Для достижения сбалансированности
между источниками поступлений
и направлениями использования
финансовых ресурсов также целесообразно
использовать программно-целевое
Как известно, финансовый план представляет собой документ, в котором отражаются притоки и оттоки денежных средств. Поскольку уставная деятельность некоммерческих организаций не предполагает получения дохода, то финансовый план является основным документом, регламентирующим поступление и использование денежных средств в некоммерческой организации. При этом финансовый план может принимать любые формы - бюджет, смета, баланс, - в которых раскрываются объем, состав и структура финансовых ресурсов на определенный период времени.
Доходная часть финансового
плана - это все возможные источники
финансирования данной организации, включая
финансовые возможности самой организации
(доходы от коммерческих видов деятельности),
имеющиеся в наличии или
Рассмотрим подробно, из чего формируется доходная часть некоммерческой организации:
- вступительные и членские
взносы - это однократно или регулярно
осуществляемые взносы на
- добровольные взносы - это
добровольно перечисляемые
- доходы от предпринимательской
деятельности - это чистая прибыль,
полученная от коммерческой
Для бюджетных организаций,
как было отмечено ранее, извлечение
прибыли не является основной целью
деятельности, но законодательно им разрешено
заниматься предпринимательской
Сформировав доходную часть
финансового плана с
Учитывая, что степень детализации статей расходов нормативными документами не регламентируется, формирование расходных статей целесообразно проводить по следующим правилам:
- расходы, отраженные
в финансовом плане, должны
быть наиболее приближены к
уставным целям и задачам
- назначение и порядок
формирования статей должен
При составлении финансового
плана должен соблюдаться балансовый
принцип финансового
Существуют также затраты,
имеющие тенденцию
Учет этих особенностей поведения затрат позволяет создать более гибкий и работоспособный финансовый план.
Следует отметить, что в
процессе планирования возникает острая
необходимость в получении
Формирование финансовых планов может осуществляться двумя способами:
Рассмотрим механизм составления финансового плана:
- этап прогнозирования
возможных источников
- после этапа прогнозирования
возможных источников
- этап распределения
В первую очередь необходимо
провести анализ потребности в ресурсах
для реализации конкретной программы
и оценить их в стоимостном
выражении. Кроме того, проводится проверка
соответствия плановой потребности
в ресурсах их фактическому наличию,
а также определяются возможные
отклонения от поставленных целей и
пути предупреждения сбоев в работе.
В результате, анализ внешних и
внутренних факторов как раз и
позволяет создать программу
и достигнуть поставленные цели во
взаимосвязи с имеющимися материальными,
трудовыми и финансовыми
Всю последовательность определения
потребности в объемах
На первом этапе задаются стратегические цели, реализуемые посредством программ.
На втором этапе оценивается потребность в трудовых и материальных ресурсах, необходимых для реализации программ. Здесь же выявляется недостаток ресурсов и принимается решение о необходимости внесения изменений в программу.
На третьем этапе определяются потребность в финансировании. Если величина потребности в финансовых ресурсах больше заданной, то меняется содержание программы и, соответственно, их ресурсная база, что достигается за счет итераций в ходе финансового планирования: исходные показатели будут подвергаться изменению до тех пор, пока сумма необходимых затрат не совпадет с заданным объемом финансирования. Таким образом реализуется балансовый принцип составления финансового плана.
На практике увязка балансового и калькуляционного (ресурсного) методов планирования реализуется шахматным методом, где по горизонтали представлены виды затрат, а по вертикали - программы.
В настоящее время персонал некоммерческих организаций в России испытывает определенные трудности в разработке финансовых планов, что обусловлено рядом объективных причин. В первую очередь, это связано с тем, что механизм функционирования некоммерческих организаций несколько отличается от механизма функционирования многих других организаций, поскольку при составлении финансового плана необходимо учитывать ряд специфических особенностей. К ним относятся ограниченность финансовых ресурсов и следующее сочетание параметров: один источник финансирования - одна программа; много источников финансирования - одна программа; много источников финансирования - много программ; один источник финансирования - много программ.
В то же время слабость методического и программного обеспечения, используемого при планировании и контроле деятельности некоммерческой организации, не позволяет на сегодняшний день обеспечить должное взаимодействие исполнителей проектов и программ с меценатами и грантодателями. А поэтому предложенный алгоритм составления финансового плана некоммерческой организации может стать действенным инструментом в решении поставленных задач.
Задачами финансового планирования является следующее: определяются источники и объемы финансовых ресурсов, необходимые для обеспечения деятельности субъекта; намечаются виды и размеры специальных денежных фондов, а также способы их формирования и направления использования; устанавливается соотношение в распределении централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов с целью обеспечения необходимых темпов и пропорций социального и экономического развития; вскрываются резервы использования материальных, трудовых и денежных ресурсов; осуществляется постоянный контроль за производственно-финансовой деятельностью предприятий, организаций, учреждений [9, с. 82].
Финансовый план представляет собой документ, в котором отражаются притоки и оттоки денежных средств.
Доходная часть финансового
плана - это все возможные источники
финансирования данной организации, включая
финансовые возможности самой организации
(доходы от коммерческих видов деятельности),
имеющиеся в наличии или
Расходы, отраженные в финансовом
плане, должны быть наиболее приближены
к уставным целям и задачам
некоммерческой организации; назначение
и порядок формирования статей должен
быть понятен потребителям данной информации.
Таким образом, реализуется балансовый
принцип составления
2. Оценка организации бюджетирования как основы финансового планирования в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 63» города Перми.
2.1 Анализ финансово-хозяйственной деятельности детского сада
Детский сад осуществляет свою финансовую и хозяйственную деятельность самостоятельно в соответствии с законодательством РФ и города Перми. Имущество учреждения является муниципальной собственностью, отражается в самостоятельном балансе и закреплено за учреждением на праве оперативного управления Комитетом имущественных отношений администрации города Перми.
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов детского сада являются:
–бюджетные средства;
– средства от добровольных пожертвований других физических и юридических лиц;
– другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При осуществлении права
оперативного управления имуществом учреждение
эффективно использует имущество, обеспечивает
сохранность и использование
имущества строго по целевому назначению,
не допускает ухудшения
Расходы на образование относятся к расходам на социальные нужды, которые определяются на основе принципов сметного планирования и финансируются по конкретным видам затрат. В основе расчетов расходов образовательного учреждения лежат показатели деятельности детского сада, характеризующие обслуживаемые контингенты (число воспитанников). При этом учитывается время функционирования в течение года. Эти показатели служат расчетными. Денежный расход насчитывается по норме, которая обеспечивает функционирование и развитие детского сада. Основной принцип расходования бюджетных средств - строгое их регламентирование по назначению. Детский сад не вправе использовать средства на цели, которые не предусмотрены сметой. В состав затрат сметы детского сада входят:
· оплата труда;
· начисления на оплату труда;
· командировочные и иные
компенсационные выплаты
· оплата товаров, работ и услуг;
· капитальный и текущий ремонт;
· приобретение оборудования
и предметов длительного
Как следует из закона «Об
образовании» образовательное учреждение
самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную
деятельность, имеет расчетный счет.
Финансовые и материальные средства
используются им по своему усмотрению,
но в пределах целевого финансирования.
Не использованные в текущем году
средства не могут быть изъяты или
зачтены в объем финансирования
на следующий год. Учредителями образовательных
учреждений являются органы управления,
которые несут ответственность
за финансирование расходов по выполнению
государственного заказа. Государственный
заказ ограничен возможностями
бюджетного финансирования и рамками
государственных стандартов, он формируется
государственными, региональными и
муниципальными органами управления.
Основными документами, регулирующими
ответственность и права