Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 01:52, курсовая работа
Данная курсовая работа имеет целью изучить и проанализировать бюджет туристского предприятия,его , его структуру и принципы составления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить основные принципы составления бюджета на туристском предприятии
- изучить основные виды бюджетов организации
- рассмотреть организацию процесса бюджетирования
- исследовать технологию бюджетирования на туристском предприятии
Введение………………………………………………………………….3
Глава 1.Бюджет туристского предприятия и процесс его разработки
1.1 Виды бюджетов туристского предприятия …… …………..5
1.2 Структура и принципы составления бюджетов ……………9
Глава2. Методологические основы бюджетирования
2.1Основные принципы и сущность бюджетирования ………..16
2.2 Организация бюджетирования на туристском
предприятии ……………………………………………………...20
Глава 3. Анализ системы бюджетирования туристского
предприятия на примере турфирмы «Ювинилия» г.Омска……………26
Заключение . ……………………………………………………………...33
Список литературы ...…………………………………………………….34
Приложение 1……………………………………………………..………35
Приложение 2……………………………………………………………..36
К недостаткам такого метода следует отнести неравномерность расходования бюджетных средств, когда в конце периода менеджеры начинают в срочном порядке тратить остаток средств на зачастую ненужные расходы или просто неоптимальным образом, опасаясь, что в случае "недорасхода" бюджет на следующий период будет урезан на соответствующую сумму. Кроме того, в конце периода довольно много сил тратится на инвентаризацию и отчетность.
-Преемственные бюджеты и бюджеты с нулевым уровнем
Бюджет с нулевым уровнем - это бюджет, который каждый раз составляется заново, "с нуля". В противоположность ему, у преемственного бюджета есть нечто вроде шаблона, в который при очередном бюджетировании лишь вносятся коррективы, отражающие текущие изменения по сравнению с устоявшимся процессом.[11,С.160]
Существуют
и другие виды бюджетов предприятия (Прил.1)
1.2
Структура и принципы составления бюджетов
С точки зрения последовательности подготовки документов для составления общегоо бюджета выделяют две составных части бюджетирования, каждая из которых является законченным этапом планирования:
Подготовка операционного(текущего) бюджета;
Подготовка финансового бюджета.
Операционный(текущий) бюджет представляет собой совокупность бюджетов,характеризующих доходы и расходы по операциям,планируемым на предстоящий период для сегиента или отдельной функции туристского предприятия.В структуре общего бюджета туристского предприятия операционный бюджет является доминирующим.В ходе его составления формируются бюджеты различных расходов : на закупку сырья и материалов,коммерческих и административных расходов и т.д.
Общая структура операционного бюджета включает в себя ниже перечисленные составляющие.
БЮДЖЕТ ПРОДАЖ
Объединяет
информацию об объёмах реализации туристской
продукции,ценах,и соответственно,о выручке
от реализации.Цель данного бюджета- рассчитать
прогноз объёма продаж вцелом.Исходя из
стратегии развития туристского предприятия,его
производственных мощностейи,главное,прогнозов
в отношении ёмкости туристского рынка
сбыта,определяется количество потенциально
реализуемой туристской продукции (в натуральныхединицах).
-деятельность конкурентов;
-общее положение на национальном и мировом туристских рынках;
-политика ценообразования в сфере туризма и на конкретном туристском предприятии;
-сезонные колебания туристского спроса;
-эффективность рекламной политики;
-качество туристской продукции и т.д.
Расчёт объёма реализации туристской продукции на предприятиях туризма,как правило,осуществляется на основе статистических методов с использованием ретроспективного анализа,а также на основе экспертных оценок.Причём ретроспективный анализ не должен охватывать временной период более 2 лет,поскольку развитие туристкого рынка крайне динамично,и результаты анализа в данном случае могут не соответствовать тенденциям будущего.
Для сферы туризма особое значение имеют предстоящие мероприятия в рамках будущего бюджетирования,как национального,так и мирового значения,оказывающие на развитие туризма стимулирующее действие.К числу таких мероприятий могут быть отнесены:
-карнавалы( например, карнавал в Рио-де-Жанейро)
-чемпионаты мира (чемпионат мира по футболу привлекает значительные массы любителей спортивного пассивного туризма)
-олимпийские игры и т.п
Бюджет продаж обычно строится дифференцированно и содержит информацию о прогнозируемых объемах продаж по каждому туристскому продукту, а также ожидаемую цену единицы каждого туристского продукта. Для туристской фирмы, занимающейся, например, тремя различными туристскими направлениями, - это расчет объема продаж по каждому направлению (например, по Италии, по Голландии и по Чехии).
2.ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ,ИЛИ БЮДЖЕТ ПРОИЗВОДСТВА
Бюджет производства показывает, сколько единиц туристской продукции или туристских услуг необходимо произвести, чтобы обеспечить запланированные продажи и требуемый уровень запасов. При этом необходимо отметить, что туризм - это специфическая сфера деятельности, в которой отсутствуют запасы (за исключением предприятий ресторанного рынка), и туристский продукт относится к числу неосязаемых и поэтому не может быть складирован. Потери от непроданных турпакетов относятся к невосполнимым.
3.БЮДЖЕТ ПРЯМЫХ ЗАТРАТ
Данные об объемах туристского производства, содержащиеся в бюджете производства, вместе с данными о прямых материальных затратах составляют смету прямых материальных затрат. Так как туристский продукт является «скоропортящимся» товаром, его производство и предоставление должны быть хорошо спланированы. В противном случае каждый невостребованный тур принесет потери фирме в размере совокупной стоимости элементов туристского пакета.
4.БЮДЖЕТ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ
Представляет собой совокупность всех общих расходов, за исключением прямых затрат на материалы и оплату труда. Сюда относятся амортизационные отчисления, арендные платежи, налог на имущество и т.д.
5.БЮДЖЕТ ТЕКУЩИХ ЗАТРАТ
Данный бюджет отражает ожидаемые расходы по реализации, а также общие и административные расходы. Он включает в себя все остальные расходы, которые не были включены ни в один другой бюджет, например, такие как: расходы по страхованию, юридические расходы, расходы на аудит, на оплату директоров, бумагу для печатающих устройств, почтовые расходы и телефонные счета и т.д.
В содержательную часть бюджета текущих затрат включены затраты, понесенные в процессе реализации туристской продукции и организации туристского бизнеса
6.БЮДЖЕТ КАДРОВЫХ ЗАТРАТ ТУРИСТСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
При составлении этого вида бюджета определяют требуемое количество персонала (кадровый ресурс), необходимого для производства туристской продукции по объему, представленному в бюджете продаж. Выбранный алгоритм расчета здесь зависит от многих факторов, в том числе и от системы нормирования труда и оплаты работников.
В любом случае величина прямых затрат труда должна быть тщательно скоординирована с имеющимися в наличии кадровыми ресурсами для обеспечения достаточного использования труда в туристском производстве.
Эффективная организация производственного процесса позволяет минимизировать простои и устранить нехватку трудовых ресурсов, а также может способствовать высвобождению персонала в случаях необходимости (что очень характерно на сегодняшний день для туристской сферы, особенно в периоды снижения туристской активности). Например, многие гостиницы в период спада туристских потоков, вызванных сезонностью, высвобождают часть персонала или же снижают заработную плату работникам. Именно из-за учета фактора сезонности в сфере туризма необходимо формировать бюджет продаж не только на год, но и дифференцированно по месяцам, в целях более эффективного бюджетирования
7.БЮДЖЕТ СТОИМОСТИ ТУРИСТСКОЙ ПРОДУКЦИИ
Данный бюджет составляется на основе сводных данных по натуральным и стоимостным оценкам, взятым из бюджетов прямых затрат, затрат по оплате труда, текущих и накладных расходов.Таким образом, операционный бюджет туристского предприятия составляется на базе бюджета продаж, который является базой формирования бюджетов, характеризующих затраты на:
Финансовый бюджет туристского предприятия
Финансовый бюджет туристского предприятия - это план, в котором отражаются объем и структура предполагаемых источников денежных средств и планируемые направления их использования. Состоит финансовый бюджет из 4-х основных бюджетов.
1. БЮДЖЕТ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ
Данный бюджет отражает количество денежных средств, которые туристское предприятие намеревается тратить на приобретение дополнительных основных фондов в течение планового периода. Таким образом, капитальный бюджет включает в себя приобретение активов, необходимых для выполнения оперативных планов.
Информация, содержащаяся в этом бюджете, влияет на бюджет движения денежных средств (включая вопросы выплаты процентов), на бюджетный отчет о прибылях и убытках, на бюджетный бухгалтерский баланс (изменяя величину основных средств и других долгосрочных активов).Существенные капитальные затраты могут возникнуть в результате выбытия, физического и морального износа оборудования и других внеоборотных активов. Кроме того, увеличение производственных мощностей в связи с ростом потребительского спроса на продукцию туристского предприятия может потребовать дополнительного финансирования (капитальных затрат).
Различные варианты финансирования, рассматриваемые в бюджете капитальных затрат, должны приниматься в расчет при составлении элементов (бюджетов) операционного бюджета. Например, ожидаемая величина амортизации нового туристского оборудования, приобретенного туристским предприятием, например, гостиницей или рестораном, в текущем году, должна учитываться при составлении бюджета накладных расходов и текущих затрат. Кроме того, способ финансирования капитальных затрат отразится на смете денежных расходов
2. БЮДЖЕТ ОТЧЕТА О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ
Данный бюджет сводит воедино планируемые оценки доходов и расходов на бюджетный период. Необходимо рассчитать прогнозные значения таких показателей, как:
Большая часть исходных данных формируется в ходе построения операционных бюджетов. Величину налоговых и прочих обязательных платежей можно рассчитать по среднему проценту. Таким образом, бюджет отчета о прибылях и убытках содержит в сжатой форме прогноз всех операций туристского предприятия и тем самым позволяет финансовому менеджеру проследить за влиянием индивидуальных бюджетов на годовой бюджет прибылей.
3.БЮДЖЕТ ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
Данный бюджет представляет собой план денежных поступлений и платежей, рассчитанный на будущий временной период. При расчете бюджета движения денежных средств принципиально важно определить время фактических поступлений и платежей, а не время исполнения хозяйственных операций. Приход классифицируется по источнику поступления средств, а расход - по направлениям использования. Ожидаемое сальдо денежных средств на конец периода затем сравнивается с минимальной суммой денежных средств, которая должна постоянно поддерживаться. Разность представляет собой либо неизрасходованный излишек, либо недостаток денежных средств.
Бюджет движения денежных средств показывает ожидаемое конечное сальдо по денежным средствам и финансовое положение туристского предприятия на каждый анализируемый период. Таким образом, могут быть запланированы и учтены периоды наибольшего и наименьшего наличия денежных средств, проанализированы эффективность использования средств и перспективный уровень платежеспособности туристского предприятия.
4. БЮДЖЕТНЫЙ БАЛАНС (БЮДЖЕТНЫЙ БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС) Этот бюджет - завершающий шаг в процессе подготовки не только финансового, но и общего бюджетов. Он характеризует изменения в финансовом и имущественном положении туристского предприятия при условии выполнения запланированных в предыдущих бюджетах хозяйственных и финансовых операций.
Информация о работе Бюджет туристского предприятия: структура и принципы составления