Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:16, курсовая работа
В данной курсовой работе проведено систематическое изложение практических вопросов текущего бюджетирования деятельности предприятия, включающее
- общие методические вопросы,
- вопросы выбора структуры процесса бюджетирования,
- финансовые технологии составления бюджета,
- вопросы контроля выполнения бюджета.
Фиксированный
(статичный) бюджет должен оставаться
без изменений независимо от объемов
выпуска и другого достигнутого
уровня деятельности. То есть это бюджет,
основанный только на одном уровне
активности (для одного объема производства
или продаж). Он подходит для предприятий,
уровень производства (реализации)
которых предсказуем и
Оперативный бюджет - это бюджет, прямо связанный с достижением целей предприятия, например план производства, материально-технического снабжения.
Текущий бюджет - краткосрочный бюджет, направленный на планирование текущих целей предприятия.
Перспективный бюджет - бюджет генерального развития бизнеса и долгосрочной структуры предприятия.
Самостоятельный бюджет - изолированный, не зависящий от других бюджетов.
Непрерывный (скользящий) бюджет - по мере того как заканчивается месяц или квартал, к бюджету добавляется новый.
Укрупненный бюджет - бюджет, в котором основные статьи доходов и расходов указываются в обобщенном виде.
Детализированный
бюджет - бюджет, в котором все
статьи доходов и расходов расписываются
полностью по всем составляющим.
Таблица 1. Виды бюджетов
Классификационный признак | Вид бюджета |
1 | 2 |
По сферам деятельности предприятия | Бюджет по операционной деятельности |
Бюджет по инвестиционной деятельности | |
Бюджет по финансовой деятельности | |
По видам затрат | Бюджет текущих затрат |
Бюджет капитальных затрат | |
По широте номенклатуры затрат | Функциональный бюджет |
Комплексный бюджет | |
По методам разработки | Фиксированный бюджет |
Гибкий бюджет | |
По длительности планируемого периода | Ежедневный, понедельный, месячный, квартальный, годовой |
По периоду составления | Оперативный бюджет |
Текущий бюджет | |
Перспективный бюджет | |
По непрерывности планирования | Самостоятельный бюджет |
Непрерывный (скользящий) бюджет | |
По степени содержания информации | Укрупненный бюджет |
Детализированный бюджет |
1.3
Структура и формирование
бюджетов предприятия
Бюджетирование - это процесс планирования будущей деятельности предприятия, результаты которого оформляются системой бюджетов.
Обычно создание бюджетов осуществляется в рамках оперативного планирования. Исходя из стратегических целей фирмы, бюджеты решают задачи распределения экономических ресурсов, находящихся в распоряжении организации. Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспективам существования фирмы.
К числу основных задач бюджетирования относится следующее:
- обеспечение текущего планирования;
- обеспечения координации, кооперации и коммуникации подразделений предприятия;
-
обоснование затрат
- создание базы для оценки и контроля планов предприятия;
- исполнение требований законов и контрактов.
Выгоды
качественного составления
Безусловно, очень многое зависит от специфики деятельности предприятия, но даже небольшим фирмам рекомендуется применение бюджетирования (например, в сокращенном варианте).
Внедрение бюджетирования на предприятии сталкивается с двумя группами проблем: методические проблемы и организационные. Опыт составления бюджетов доказывает, что, как правило, самым трудным в бюджетировании является этап его внедрения на предприятие. Приватизированные предприятия получили в наследство огромный опыт составления документов, ненужных предприятию в рыночной экономике. Поэтому принципиально важным является решение высшего менеджмента о внедрении бюджетирования в новом реальном масштабе ценностей. И с этого момента по существу начинается серьезная работа, основные этапы которой состоят в следующем:
-
изучение внутренней и внешней
документации предприятия, его
структуры и взаимодействия
-
поиск наименее болезненных
-
разработка плана внедрения
-
пересмотр старых или
-
создание информационной базы
для бюджетирования, предусматривающей
разработку новых отчетов по
подразделениям, приближенных к
специфике деятельности
-
создание новых или
-
разработка или приобретение
программного обеспечения и
- обучение персонала.
Трудоемкий
процесс внедрения системы
Бюджеты составляются как для структурных подразделений, так и для компании в целом. Бюджеты подразделений сводятся в единый бюджет предприятия называемый основным или головным.
С точки зрения последовательности подготовки документов для составления основного бюджета выделяют две составных части бюджетирования, каждая из которых является законченным этапом планирования:
Перечень
операционных бюджетов, как правило,
исчерпывается следующим
- бюджет продаж;
- бюджет производства;
-
бюджет производственных
-
бюджет прямых затрат на
-
бюджет производственных
-
бюджет прямых затрат на
- бюджет коммерческих расходов;
-
бюджет управленческих
- прогнозный отчет о прибыли.
К числу финансовых бюджетов относятся:
- инвестиционный бюджет;
- бюджет денежных средств;
- прогнозный баланс.
Последовательность формирования основного бюджета удобно представить в виде блок-схемы (рис. 1).
Рис.
1. Блок-схема формирования основного
бюджета
Данная
блок-схема не отражает всех возможных
взаимосвязей между бюджетами, но описывает
логическую последовательность процесса
бюджетирования.
Прежде, чем приступать к изучению методики подготовки основного бюджета, рассмотрим некоторые аспекты философии бюджетирования:
Несколько слов в отношении временного характера бюджета. Традиционным считается разбиение года на 12 месяцев и составление всех бюджетных таблиц для каждого месяца в отдельности. Необходимо сознавать, что в этом случае целый месяц представляется одной точкой времени. Зачастую это не устраивает финансового менеджера, и он стремится производить дальнейшее более детальное бюджетирование с разбивкой месяца на недели или на декады. Такой случай можно считать идеальным. Главная проблема его практической реализации – это оперативное обеспечение процесса бюджетирования исходными данными. Практическая истина здесь очень проста: запрограммировать процесс планирования – это только часть задачи. Гораздо сложнее обеспечить информационную поддержку этому процессу в реальном масштабе времени.
В
дальнейшем последовательно дадим
краткую характеристику каждому
из частных бюджетов в общей системе
процесса бюджетирования.
1.4
Особенности структуры
бюджетов предприятия
Процесс бюджетирование начинается с составления бюджета продаж.
Бюджет продаж – операционный бюджет, содержащий информацию о запланированном объеме продаж, цене и ожидаемом доходе от реализации каждого вида продукции. Роль этого бюджета настолько велика, что приводит к необходимости создания отдельного подразделения со своей инфраструктурой, качественно и постоянно занимающегося изучением рынка, анализом портфеля продукции и т.д. Как правило, это отдел маркетинга. Качество составления бюджета продаж непосредственным образом влияет на процесс бюджетирования и успешную работу компании.
При составлении бюджета продаж нужно ответить на следующие вопросы:
- какую продукцию выпускать;
-
в каких объемах она будет
реализована (с разбивкой на
определенные промежутки
-
какую установить цену
-
какой процент продаж будет
оплачен в текущем месяце, какой
в следующем, стоит ли
В
общем случае компания в текущем
периоде уже выпускает
На объем реализации продукции влияют следующие факторы:
-
макроэкономические показатели
текущего и перспективного
- долгосрочные тенденции продаж для различных товаров;
- ценовая политика, качество продукции, сервис;
- конкуренция;
- сезонные колебания;
- объем продаж предшествующих периодов;