БАНКРОТСТВО ПРЕДПРИЯТИЯ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Неотъемлемой частью рыночного хозяйства является институт банкротства. Он служит мощным стимулом эффективной работы предпринимательских структур, гарантируя одновременно экономические интересы кредиторов, а также государства как общего регулятора рынка.

Содержание

Введение

1. Понятие банкротства предприятия

2. Признаки банкротства

3. Причины банкротства

4. Реакция предприятия на кризисное состояние

5. Подбор стратегии предотвращения банкротства

6. Диагностика финансового состояния предприятия

6.1 Краткая характеристика предприятия

6.2 Расчёт финансовых коэффициентов

6.3 Анализ финансовой устойчивости

6.4 Анализ платежеспособности и ликвидности

6.5 Анализ расчетных коэффициентов и рекомендации по стабилизации финансового положения предприятия

Выводы

Перечень ссылок

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 133.64 Кб (Скачать)

0  

0  

0  

 

6. Задолженность участников (учредителей) по взносам в  уставный капитал 

119 337  

0  

-119 337  

 

7. Целевые финансирование  и поступления  

0  

0  

0  

 

8. Реальный собственный  капитал 

1 390 215  

-34 824 558  

-36 214 773  

 

 

 

Таблица 3

 

Скорректированные заемные  средства

 

(в грн.)

 

Показатели  

на начало года 

на конец года 

Изменения 

 

 

1. Долгосрочные пассивы 

0  

0  

0  

 

2. Краткосрочные пассивы 

1 616 256  

59 487 800  

57 871 544  

 

3. Целевые финансирование  и поступления  

0  

0  

0  

 

4. Доходы будущих периодов   

0  

0  

0  

 

5. Фонды потребления 

9 552  

294  

-9 258  

 

6. Скорректированные заемные  средства 

1 606 704  

59 487 506  

57 880 802  

 

 

 

Таблица 4

 

Анализ структуры пассивов

 

(в грн.)

 

6.3 Анализ финансовой устойчивости

 

 

Разница реального собственного капитала и уставного капитала является основным исходным показателем устойчивости финансового состояния. Рассчитаем этот показатель для анализируемого предприятия.

 

На начало года разница  составила: 1 390 215 - 1 500 000 = -109 785; а на конец  года -34 824 558 - 1 500 000 = -36 324 558. Очевидна недостаточность  реального собственного капитала.

 

Следующей задачей после  анализа наличия и достаточности  собственного капитала является анализ наличия и достаточности источников формирования запасов. Анализ обеспеченности запасов источниками проводится на основе табл. 5

 

 Таблица 5

 

Анализ обеспеченности запасов  источниками

 

(в грн.)

 

Показатели  

на начало года 

на конец года 

Изменения 

 

 

1. Реальный собственный  капитал 

1 390 215  

-34 824 558  

-36 214 773  

 

2. Внеоборотные активы  и долгосрочная дебиторская задолженность 

262 981  

21 082 481  

20 819 500  

 

3. Наличие собственных  оборотных средств  

1 127 234  

-55 907 039  

-57 034 273  

 

4. Долгосрочные пассивы 

0  

0  

0  

 

5. Наличие долгосрочных  источников формирования запасов   

1 127 234  

-55 907 039  

-57 034 273  

 

6. Краткосрочные кредиты  и заемные средства  

1 284 311  

9 241 236  

7 956 925  

 

7. Общая величина основных  источников формирования запасов   

2 411 545  

-46 665 803  

-49 077 348  

 

8. Общая величина запасов   

386 682  

2 323 458  

1 936 776  

 

9. Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств  

740 552  

-58 230 497  

-58 971 049  

 

10. Излишек (+) или недостаток (-) долгосрочных источников формирования запасов  

740 552  

-58 230 497  

-58 971 049  

 

11. Излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников формирования запасов  

2 024 863  

-48 989 261  

-51 014 124  

 

12. Номер типа финансовой  ситуации согласно классификации 

1  

4  

х 

 

 

 

6.4 Анализ платежеспособности  и ликвидности

 

 

Платежеспособность предприятия  выступает в качестве внешнего проявления финансовой устойчивости, сущностью  которой является обеспеченность оборотных  активов долгосрочными источниками  формирования.

 

Для оценки платежеспособности предприятия используются три относительных  показателя, различающиеся набором  ликвидных активов, рассматриваемых  в качестве покрытия краткосрочных  обязательств. Общая платежеспособность предприятия определяется как способность покрыть все обязательства предприятия (краткосрочные и долгосрочные) всеми ее активами. Указанные коэффициенты сведены в табл. 6.

 

Таблица 6

 

Анализ платежеспособности предприятия

 

Методическими положениями  по оценке финансового состояния  предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса в качестве критерия установлены три коэффициента: коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными средствами и коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности.

 

Коэффициент текущей ликвидности  соответствует коэффициенту покрытия, рассчитанному в табл. 6.

 

В качестве величины собственных  оборотных средств использован  показатель наличия собственных  оборотных средств (табл. 5).

 

На начало года коэффициент  обеспеченности собственными средствами составил:

 

,

 

а на конец отчетного периода 

 

.

 

 Нормативное значение  для этого коэффициента - больше  или равно 0,1.

 

Коэффициент восстановления платежеспособности из расчета 6 месяцев:

 

,

 

а также коэффициент утраты платежеспособности из расчета 3 месяцев:

 

.

 

Значение данного коэффициента также значительно ниже нормы.

6.5 Анализ расчетных коэффициентов  и рекомендации по стабилизации  финансового положения предприятия

Знакомство с отчетностью  анализируемого предприятия дает представление  о неудовлетворительных результатах  его деятельности. Доля общего убытка в активах предприятия на конец  года составила 59,56% как видно из таблицы 1.

Анализируя структуру  активов предприятия, следует отметить резкое и значительное изменение  коэффициента соотношения оборотных  и необоротных активов с 10,85 на начало года до 0,17 на конец года. Это  явилось следствием значительного  роста величины необоротных активов  с 262981 грн. до 21082481 грн., доля этого вида активов в общей сумме имущества на конец отчетного периода составила 34,57% согласно таблицы 1. Собходимых для конкретного случая и конкретного предприятия. Изучение опыта преодоления кризисных ситуаций многих предприятий позволяет сформулировать некоторые общие, обязательные для каждого предприятия процедуры, на основании которых можно выделить 2 наиболее распространенных вида тактики.

 

 

Защитная тактика (рис. 1) основана на проведении сберегающих мероприятий, основой которых является сокращение всех расходов, связанных с производством  и сбытом, содержанием основных фондов и персонала, что приводит к сокращению производства в целом. Такая тактика  применяется, как правило, при очень  неблагоприятном стечении внешних  обстоятельств. Однако подобная тактика, которая может оказаться эффективной  для отдельных предприятий, ожидающих  оживления деловой активности и  благоприятной рыночной конъюнктуры, неприемлема для основной части  предприятий. Очевидно, что массовое применение защитной тактики большинством предприятий вызывает еще более  глубокий кризис национальной экономики  и поэтому не приводит к финансовому  благополучию применяющих ее предприятий, что вполне объяснимо -- ведь главные причины кризисной ситуации находятся вне предприятия. Защитная тактика предприятия ограничивается, как правило, применением соответствующих оперативных мероприятий: устранение убытков, сокращение расходов, выявление внутренних резервов, кадровые перестановки, укрепление дисциплины, попытка улаживания дел с кредиторами (отсрочка долгов) и с поставщиками и др.

 

Более эффективна наступательная тактика, т. е. проведение не столь-кооперативных, сколько стратегических мероприятий. В этом случае наряду с ресурсосберегающими мероприятиями проводятся активный маркетинг, изучение и завоевание новых рынков сбыта, установление более высоких цен, увеличение расходов на совершенствование производства за счет его модернизации, обновления основных фондов, внедрения перспективных технологий.

 

В то же время происходит смена или укрепление руководства  предприятия, осуществляются комплексный  анализ и оценка ситуации, при необходимости  корректируются философия, основные принципы деятельности предприятия, т.е. изменяется его стратегия, в соответствии с чем пересматриваются производственные программы, происходят укрепление позиций предприятия на рынке и завоевание новых сегментов рынка, обновление номенклатуры выпускаемой продукции. Все это находит отражение в разрабатываемой концепции финансового, производственного и кадрового оздоровления, в соответствии с которой финансовая, маркетинговая, техническая и инвестиционная программы, которые позволяют повысить финансовое благополучие предприятия.

 

В систему банкротства  цивилизованного типа входят не только предприятия и связанные с  ними всевозможными обязательствами  партнеры (кредиторы, поставщики и др.), но и органы государственной власти (рис. 2). Разумеется, роль последних (если они не являются собственниками предприятий) отличается от роли других участников системы банкротства. Органы государственной власти должны обеспечить функционирование организационного, судебного (правового) и социального обеспечения системы банкротства.

 

Эффективная реализация целей  и задач, стоящих перед системой банкротства, предполагает разработку целого ряда методик и методических разработок, стандартизирующих основные процессы.

 

Применение аналитических  методик (по составлению программ финансового, производственно-технического оздоровления, управления, составлению планов инвестиций, внешнего управления, конкурсного производства, санации и т. д.) позволит провести тщательный анализ финансового состояния, системы управления предприятием, его  производственной и маркетинговой  деятельности.

 

Рис. 1. Управление кризисными ситуациями предприятия

 

Рис. 2. Участники системы  банкротства

 

Термин «стратегия» употребляется  в разных значениях: как искусство  руководителя общественной и политической борьбы, как детальный план ведения  этой борьбы. Стратегия определяет правила долгосрочного распределения  ресурсов.

 

Суть стратегии антикризисного управления заключается в использовании  концепции «от будущего к современному, а не от прошлого к будущему». Последовательность антикризисной стратегии может быть такой:

 

· формирование миссии компании;

 

· развитие направления деятельности фирмы, которое отображает её внутренние условия и возможности;

 

· оценивание факторов конкуренции;

 

· анализ деятельности фирмы, согласование её ресурсов с внешней  средой;

 

· выбор определённых долгосрочных заданий и гранд-стратегий, которые обеспечат достижение желанных целей;

 

· применение стратегических мер для открытия резервов;

 

· оценивание стратегических процессов с целью использования  приобретённого опыта при принятии последующих решений.

 

Значение антикризисной  стратегии для каждого предприятия  обуславливается многими факторами. Стратегическое управление раскрывает содержание перспективных направлений  деятельности, благодаря чему члены  организации знают, как и куда следует направлять свои усилия. Без  стратегического плана управление организаций буде направлено на ежедневную деятельность, в то время как конкурент, маневрируя ресурсами, обеспечит своё превосходство на длительный период в стратегическом направлении.

 

Составляющими процесса антикризисной  стратегии являются понятия «профиль компании», «портфель», «внешняя среда», «цель», «стратегия», «тип стратегического  менеджмента» и др.

 

Стратегии можно классифицировать по различным признакам. Так, если предприятие  не довольно размером контролируемого  рынка и размером получаемой прибыли, то будет уместна стратегия «создания». Суть её заключается в использовании  всего арсенала маркетинга для расширения рынка и завоевание новых рыночных сегментов.

 

Достаточно распространенной стратегией является «снятие сливок», направленная на резкое увеличение прибыли через сокращение рыночной части. Соответственно этой стратегии часть рынка отдаётся конкурента, а деньги, полученные от продажи торгово-сбытовых предприятий, поступают в кассу предприятия как его прямой выигрыш.

 

Отдельные предприятии применяют  «холдинг-стратегию» в том случае, когда их устраивает размер рыночной части и они не желают или не могут её увеличить через ограниченность ресурсов или по другим причинам.

 

Зависимо от намеченного  уровня затрат на стимулирование сбыта  и политики цен предприятия могут  применять стратегию интенсивного или пассивного маркетинга, отборочного  или широкого проникновения. Подход предприятия к подбору стратегии определяется фазой жизненного цикла продукта и другими факторами.

 

В зарубежной практике перевешивают три подхода стратегического  менеджмента: предпринимательский, адаптационный  и планирующий.

 

Предпринимательский тип  стратегического менеджмента характеризуется  дальнозоркостью руководителя, который  активно ищет новые возможности, идёт на резкие изменения и принятие ответственных решений. Предпринимательский  тип самый распространённый на предприятиях, которые созданы недавно и  имеют сильных руководителей, или  которые в тяжёлом финансовом положении делают попытки выйти  с кризиса. В предпринимательском  типе менеджмента степень ведения  значительной мерой зависит от ориентации высшего руководства, личные качества, власть и информированность которых  даёт возможность преодолевать трудности  и проводить изменения. Сильные  лидеры, которые идут в разрез с  инновационной политикой предприятия, должны увольняться.

 

Адаптационный тип стратегического  менеджмента базируется на совершении осторожных методов реагирования на проблемы и поиска возможностей их последовательного решения. Этот тип  менеджмента используют в основном руководителя предприятий с установившейся экономикой, которые являются одновременно ещё и членами коалиций, блоков. В определённой мере это может  затруднять получения согласия на чётко  выраженные стратегические цели и планы, рассчитанные на длительный период. Франчайзеры нередко диктуют материнским предприятиям свою политику и планы. Адаптационный тип эффективен при условии стабильных внешних условий или возможности лёгкого достижения согласия между членами коалиции. При адаптационном подходе степень применения нововведений зависит от возможности менеджеров согласовывать некоторые главные цели с базовыми стратегическими, которые были определены раньше. Руководители уровня ниже должны иметь определённую свободу в совершении безопасной стратегии, слишком детализированный план мешает делу.

Информация о работе БАНКРОТСТВО ПРЕДПРИЯТИЯ