Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 18:54, реферат
Механизм автономных учреждений. Сравнение автономных и бюджетных учреждений. Пример создания автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного учреждения на примере ГОУ ДПО "Бурятский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования".
Итак, согласно данным анализа, на конец 2008 года в не менее чем 37 российских регионах произошли те или иные «телодвижения», связанные с применением механизма автономных учреждений на региональном уровне. К ним относятся принятие нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность автономных учреждений, распорядительных документов о планах на создание автономных учреждений или само непосредственное создание этих учреждений. На муниципальном же уровне такие «телодвижения» произошли в не менее чем 13 регионах. Из них государственные автономные учреждения реально появились в не менее чем 23 регионах, а муниципальные - в не менее, чем 7 регионах.
Обращает
на себя внимание то, что процесс
создания автономных учреждений может
в подавляющем большинстве
Что касается сфер, в которых создаются автономные учреждения, то здесь, по данным того же анализа, наблюдается следующая картина. Из тех регионов, где были созданы автономные учреждения, в 7 регионах имеются автономные учреждения в сфере культуры, в 6 регионах - в сфере физкультуры и спорта, в 5 регионах - в сфере образования, в 4 регионах - в сфере социального обслуживания, в 1 регионе - в сфере молодежной политики. Не зафиксировано создания ни одного автономного учреждения здравоохранения, что может объясняться запретом изменять тип учреждений здравоохранения. Созданы также различные автономные учреждения в таких сферах как экономическое развитие, охрана труда, управление оказанием государственных и муниципальных услуг, благоустройство, распределение государственного жилья, масс-медиа и даже лесное хозяйство. Отдельное внимание обращает на себя тот факт, что механизм автономных учреждений пользуется повышенной популярностью в деле проведения государственной экспертиз проектной строительной и инженерной документации - такие «госэкспертизные» автономные учреждения появились не менее, чем в 10 регионах, при этом в 7 из этих регионов автономными стали только эти учреждения. Это обстоятельство, безусловно, свидетельствует о том, что возможность и способность учреждения зарабатывать деньги является важнейшим фактическим критерием, который используется на практике для принятия решения о том, кого переводить в «автономку».
Примечательно,
что на федеральном уровне анализ
не выявил не только создания хотя бы одного
автономного учреждения, но на этом
уровне пока даже отсутствуют принятые
нормативно-правовые документы, регулирующие
деятельность федеральных автономных
учреждений. По всей вероятности, в
отличие от регионов и муниципалитетов
самому федеральному центру пока не до
внедрения этого механизма на
своем уровне, а главные надежды
по реализации закона «Об автономных
учреждениях» возлагаются на регионы
и муниципалитеты. Ведь не случайно
федеральный центр включил
Глава 3 Создание автономного учреждения
3.1 Пример создания автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного учреждения на примере ГОУ ДПО "Бурятский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования"
Переход в автономное учреждение ГОУ ДПО «Бурятский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» (далее - БИПКиПРО) был обусловлен изменениями в системе финансирования образовательных учреждений Республики Бурятия (сокращение бюджетного финансирования учреждений дополнительного профессионального образования) и являлся единственной возможностью обеспечения экономической самостоятельности и финансовой стабильности БИПКиПРО.
Федеральным законом «Об автономных учреждениях» установлено, что «решение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения принимается по инициативе либо с согласия государственного или муниципального учреждения, если такое решение не повлечет за собой нарушение конституционных прав граждан, в том числе права на получение бесплатного образования, права на участие в культурной жизни» (часть 4 статьи 5).
Добровольность
перехода в автономное учреждение является
необходимым условием. В законе не
оговаривается, кем именно принимается
решение, но представляется целесообразным,
чтобы это решение было принято
не просто руководителем учреждения,
а высшим органом образовательного
учреждения, определенным в уставе, или
другим коллегиальным органом, отвечающим
за содержательную деятельность учреждения.
3.2. Порядок перехода БИПКиПРО в автономное учреждение
Первый этап. С целью соблюдения условия добровольности перехода было организовано собрание коллектива БИПКиПРО, на котором ректор института Н.Ж. Сан-жиев выступил с инициативой об изменении типа государственного учреждения БИПКиПРО на автономное учреждение. Юрист института рассказал о правовых аспектах деятельности учреждения в новом статусе; экономист раскрыла тему финансовых предпосылок изменения типа учреждения; все желающие смогли задать вопросы и обсудить их коллегиально.
В итоге присутствовавшие на собрании 52 сотрудника единогласно приняли решение в пользу изменения типа государственного учреждения БИПКиПРО на автономное учреждение. Ход заседания был отражен в Протоколе № 4 общего собрания коллектива БИПКиПРО от 22.08.2007.
На совещании Правительства Республики Бурятия, которое состоялось 17 сентября 2007 г., было принято следующее решение:
«В связи с прекращением бюджетного финансирования с 01.01.2008 Бурятского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, Республиканского учебно-методического центра повышения квалификации работников Министерства здравоохранения Республики Бурятия, Министерству образования и науки Республики Бурятия (Министр), Министерству здравоохранения Республики Бурятия (Министр) совместно с ГОУ ВПО "Бурятский государственный университет" (Ректор):
-подготовить
предложения по сохранению
-подготовить
предложения по совместному
-Министерству
имущественных и земельных
Приказом Министерства образования и науки Республики Бурятия от 19.09.2007 № 594 была организована рабочая группа по созданию государственного автономного учреждения «Бурятский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования». В нее вошли заместитель Министра образования и науки Республики Бурятия, ректор БИПКиПРО, проректор БИПКиПРО, юрист Министерства образования и науки Республики Бурятия, юрист БИПКиПРО, руководитель экономической службы Министерства образования и науки Республики Бурятия.
БИПКиПРО на основе заключения Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки прошел лицензионную экспертизу, аттестацию и аккредитацию сроком на пять лет (до 2010 г.) по шести направлениям профессиональной переподготовки и десяти направлениям повышения квалификации (Свидетельство о госаккредитации № 25-2039 от 10.01.2006 прилагается).
Научно-методический,
кадровый, материально-технический, информационный
и финансово-экономический
БИПКиПРО является одним из операторов сопровождения модернизации образования в Республике Бурятия.
Согласно
статье 296 Гражданского кодекса РФ Министерство
имущественных и земельных
Министерство образования и науки Республики Бурятия как учредитель БИПКиПРО поддержало ходатайство коллектива института о переходе в государственное автономное учреждение путем изменения типа существующего государственного учреждения (Протокол №4 общего собрания коллектива БИПКиПРО прилагается).
Издан приказ о создании рабочей группы для подготовки нормативно-правовых документов о переходе БИПКиПРО в автономное учреждение (приказ № 594 от 19.09.2007 прилагается).
Министерство образования и науки Республики Бурятия считает целесообразным сохранение БИПКиПРО как самостоятельного юридического лица в статусе автономного учреждения.
БИПКиПРО в статусе автономного учреждения станет центром развития образования, деятельность которого будет направлена на создание условий для формирования единого образовательного пространства Республики Бурятия.
Значение данного основания раскрывается в заявлении Президента РФ В.В. Путина на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 13 сентября 2007г. в Белгороде: «...для внедрения новых методик преподавания потребуются также современные программы повышения квалификации педагогов и эффективная система внешней оценки качества образования».
Сегодня сектор повышения квалификации бурно растет, бурно развивается. Он реально востребован.
Следующее
письмо было подготовлено учредителем
БИПКиПРО на имя Министра имущественных
и земельных отношений Республики Бурятия.
На Ваш запрос № 03-004-000383 от 10.10.2007 Министерство сообщает, что ГОУ ДПО «Бурятский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» создан приказом Министерства образования Республики Бурятия № 225 от 30.06.1993.
Учредителем БИПКиПРО является Министерство образования и науки Республики Бурятия.
За БИПКиПРО в целях обеспечения уставной деятельности учредителем закреплены на праве оперативного управления здание и земельный участок (документы прилагаются).
Имущественный комплекс БИПКиПРО находится в бесплатном и бессрочном пользовании.
БИПКиПРО самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс и лицевой счет.
Министерство образования и науки Республики Бурятия как учредитель БИПКиПРО поддержало ходатайство коллектива института о переходе в автономное учреждение. Издан приказ о создании рабочей группы для подготовки нормативно-правовых документов перевода БИПКиПРО в статус автономного учреждения (приказ № 594 от 19.09.2007 прилагается).
На основе вышеизложенного, в соответствии с Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» институт имеет законодательное право для перехода в автономное учреждение, и подготовлен пакет документов. Вопрос аренды возможен после перехода БИПКиПРО в автономное учреждение.
Второй этап. Поскольку решение о создании автономного учреждения принимается на основе предложения, подписанного учредителем, специалистами БИПКиПРО было разработано такое предложение. Форма этого документа определена Постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 № 325.
Предложение содержит следующие основные сведения:
-обоснования
создания автономного
-условия
перехода в автономное
-цели и задачи деятельности БИПКиПРО как автономного учреждения.
<...>
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона «Об автономных учреждениях» учредитель осуществляет «финансовое обеспечение развития автономных учреждений в рамках программ, утвержденных в установленном порядке». Программы развития автономных образовательных учреждений включают в себя согласованные по ресурсам, исполнителям и срокам инвестиционные проекты развития автономных образовательных учреждений. Программы развития направлены на создание и обеспечение условий для достижения автономными образовательными учреждениями соответствующего современным требованиям качества предоставления услуг.