Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 18:54, реферат
Механизм автономных учреждений. Сравнение автономных и бюджетных учреждений. Пример создания автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного учреждения на примере ГОУ ДПО "Бурятский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования".
Постановлением Правительства РФ от 18 марта 2008 г. №182 "Об условиях и порядке формирования задания учредителя в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения задания" установлен порядок формирования задания учредителя федеральным автономным учреждениям. Следует обратить внимание на данный подзаконный акт, поскольку субъекты Федерации и муниципальные образования закрепляют в нормативных актах регионального и муниципального уровня схожие условия и порядок формирования заданий учредителя автономного учреждения.
В соответствии
с указанным Постановлением утверждается
Положение о формировании задания
федеральным органом
Учредитель
устанавливает в задании
Учредитель
утверждает задание только после
принятия закона о соответствующем
бюджете на очередной финансовый
год и плановый период и доводит
его до автономного учреждения до
начала финансового года.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ финансовое обеспечение выполнения задания осуществляется за счет бюджетных ассигнований путем предоставления автономному учреждению:
- субсидии
на возмещение нормативных
- субсидии
на возмещение нормативных
Субсидии перечисляются в установленном порядке на счет, открытый автономному учреждению в кредитной организации, а периодичность перечисления субсидий в течение финансового года и размеры субсидий определяются соглашением, которое является приложением к заданию.
Кроме заданий учредителя и обязательств оно вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что такие виды деятельности указаны в его уставе, что подчеркивает социальную, некоммерческую направленность деятельности автономных учреждений.
Таким
образом, создание, финансирование и
деятельность автономного учреждения
регламентированы достаточно четко
и понятно, хотя не урегулированы
некоторые вопросы, которые затрудняют
реализацию отдельных норм. По сравнению
с бюджетными учреждениями они имеют
большую степень
Глава 2. Механизм автономных учреждений
2.1 Зачем нужны автономные учреждения
Несмотря на кажущуюся простоту вопроса «зачем нужны автономные учреждения?», получение ответа на него требует определенных усилий, можно сказать даже, некой «исследовательской реконструкции». Это связано с расплывчатостью, неоднозначностью, а иногда и противоречивостью тех формулировок, которые содержатся в нормативно-правовых документах по автономным учреждениям.
Первым
источником официальной информации
по данному вопросу может служить
такой документ как пояснительная
записка к проекту федерального
закона «Об автономных учреждениях».
В ней сказано, что введение данного
типа учреждения «будет способствовать
дальнейшему развитию отраслей науки,
образования, здравоохранения, культуры,
социальной защиты, занятости населения,
физической культуры и спорта», а
само принятие закона «будет способствовать
более рациональному
Между появлением «Принципов» и принятием федерального закона «Об автономных учреждениях» прошло около 3 лет, в течение которых идеи «Принципов» эволюционировали под воздействием различных факторов. Поэтому содержание «Принципов» и закона далеко не всегда соответствует друг другу. Так, например, в «Принципах» не встречается такого словосочетания как «автономные учреждения», а говорится о необходимости преобразовывать отдельные бюджетные учреждения в специализированные государственные/муниципальные некоммерческие организации (СГМНО) или государственные (муниципальные) автономные некоммерческие организации (ГМАНО). Организации с этими наименованиями так и остались в теории, однако задачи их создания можно рассмотреть и проанализировать применительно к тому, что получилось в конечном итоге - к механизму автономных учреждений.
Таблица 2
Задачи
преобразования бюджетных
Задачи преобразований, приведенные в «Принципах» (цитаты) | Насколько конкретная задача реализована в механизме автономных учреждений |
1. Создать
более четкое разделение между
покупателями и |
Задание на оказание услуг и отсутствие ответственности учредителя за обязательства автономного учреждения перед третьими лицами действительно в определенной степени разделяют функции учредителя и автономного учреждения. Однако принципиального разделения между ними все равно не происходит - ни учредитель не может отказаться от финансирования учреждения в пользу, например, другого более эффективного поставщика услуг, ни автономное учреждение не может отказаться от выполнения задания учредителя на указанных учредителем условиях. Из-за этой изначальной обязательности и безусловности предоставления задания (вместе с субсидией) со стороны учредителя и выполнения этого задания со стороны учреждения отсутствует и прямая практическая связь между механизмом автономных учреждений и развитием контрактных отношений. |
2. Формировать, внедрять и изменять структуру и механизмы управления, соответствующие потребностям потребителей (в отличие от традиционных учреждений, работающих на основании типовых отраслевых положений, организации других форм обладают большими правами в организации своей работы). | Значительное повышение управленческой самостоятельности может обеспечить гибкость и оперативность управленческих решений, поэтому механизм автономных учреждений, безусловно, соответствует решению данной задачи. |
3. Стать
средством привлечения |
В «Принципах»
не указываются источники |
4. Использовать как средство решения задач реструктуризации сложившейся сети учреждений и выведения из государственного сектора тех организаций, финансирование которых по смете представляется нецелесообразным. | Автономное учреждение не выводится из «государственного сектора» - за ним закрепляется государственное или муниципальное имущество, ему гарантируется финансирование из государственного или муниципального бюджета, и согласно статье 120 Гражданского кодекса автономное учреждение является ничем иным как одним из типов государственного или муниципального учреждения. |
5. Применять
для решения задачи |
Самостоятельность автономного учреждения в управлении своими кадровыми ресурсами и в расходовании средств действительно может обеспечить то, что динамика численности и состав работников учреждения будет соответствовать динамике реальных объемов деятельности учреждения. |
Таким
образом, различные официально сформулированные
задачи преобразования бюджетных учреждений
в автономные можно обобщить в
двух задачах - рационализация управления
учреждением и повышение
С точки зрения рационализации управления («упрощения жизни») в автономное учреждение можно, в принципе, переводить любое бюджетное учреждение. А вот с точки зрения повышения внебюджетных доходов «автономный» тип имеет смысл приобретать, конечно же, тем учреждениям, которые реально способны, оказавшись в более благоприятных для этого институциональных условиях, эти доходы увеличить. К ним, прежде всего, относятся те бюджетные учреждения, которые и в существующем статусе могут, хотят и умеют зарабатывать деньги.
Говоря о целях применения механизма автономных учреждений, нельзя не провести небольшой сравнительный анализ интересов, которые могут иметь к применению этого механизма различные стороны - сами учреждения, их учредители и получатели услуг.
С интересами, которое может преследовать само учреждение, все достаточно ясно - его выгода заключается в том, чтобы стать более самостоятельным, упростить административные процедуры и снизить административные барьеры, ну а, кроме того, заработать для себя больше денег.
С интересами учредителя разобраться немного сложнее. Действительно, в чем собственная выгода учредителя и зачем ему переводить бюджетное учреждение в автономное, если отвлечься от пафосных лозунгов вроде «повышения эффективности» или «содействия развитию»? С учетом того, как законодательно устроены взаимоотношения между учредителем и автономным учреждением, можно сделать вывод, что такой выгодой может являться снижение расходов учредителя на поддержание и развитие имущественного комплекса учреждения (имущества учредителя!) за счет повышения внебюджетных доходов учреждения и направления части этих доходов на осуществление данных расходов. Поясним этот вывод на простом примере.
Допустим,
некое бюджетное учреждение самостоятельно
зарабатывает 1 миллион рублей в
год. Переводя его в автономное, учредитель
может рассчитывать на то, что приобретя
те самые более благоприятные
институциональные условия, учреждение
благодаря заинтересованности, инициативе
и деловым качествам
2.2. Результаты действия механизма автономных учреждений
Федеральный
закон «Об автономных учреждениях»
вступил в силу с января 2007 года,
однако по-настоящему «зеленый свет»
применению этого механизма был
дан только в начале лета 2007 года,
когда на федеральном уровне были
приняты все необходимые
Для
выяснения ситуации с применением
механизма автономных учреждений в
российских регионах был проведен анализ
состояния соответствующей