Автономные учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 18:54, реферат

Описание работы

Механизм автономных учреждений. Сравнение автономных и бюджетных учреждений. Пример создания автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного учреждения на примере ГОУ ДПО "Бурятский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования".

Работа содержит 1 файл

Автономные учреждения.docx

— 55.76 Кб (Скачать)

Введение

     В последнее время в Российской Федерации сделано очень много  для развития образования, сельского  хозяйства, спорта, туризма. Возможно, некоторые сферы остались незатронутыми. Например, культура. Учреждения культуры, находящиеся в ведении органов  местного самоуправления, практически  нищие. Конечно, заработная плата работников растет, как и у всех работников бюджетных учреждений страны. Но вот  расходы на развитие учреждений практически  не изменяются, либо просто уменьшаются. По стране закрываются учреждения культуры, образования, спорта. Возможно, это  связано с недостаточным финансированием, возможно, - с неумелым использованием полученных из бюджета средств.

Новый тип государственных и муниципальных  учреждений - автономные учреждения - призван  улучшить положение бюджетных учреждений на рынке. Став автономным, учреждение сможет зарабатывать на своё развитие.

     В работе я хочу рассмотреть положительные  и отрицательные моменты в  создании и механизме автономных учреждений. Я уверен, что работа в этой области очень актуальна, поскольку новые типы учреждений только начинают появляться. Органы различных  уровней власти иногда не совсем понимают, для чего переводить бюджетное учреждение в автономное, и нужно ли это  вообще. И это во многом связано  с отсутствием нормативно-правовых актов, регулирующих механизм автономных учреждений.

     Особо меня интересуют учреждения культуры, и в частности те, которые находятся  в сельской местности. Зачастую, имея большой потенциал к развитию, никаких положительных изменений  не происходит, причем, как правило, из-за сложного механизма деятельности бюджетных учреждений. После вступления в действие Федерального закона «Об  общих принципах организации  местного самоуправлении» № 131-ФЗ вопросы  культуры стали относиться к ведению  органов местного самоуправления первого  уровня. То есть учреждения, которые  раньше централизованно работали «под крылом» районных комитетов и  отделов, теперь оказались в руках  местных администраций, которые не готовы были принять на себя такую ношу. К счастью, многие поселения оценили правильно эту ситуацию, и учреждения культуры стали самостоятельными (МУК - муниципальное учреждение культуры).

     Целью данной работы является раскрытие смысла механизма автономных учреждений, создание проекта учреждения автономного  учреждения.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие  задачи:

1. Рассмотреть  механизм автономных учреждений.

2. Сравнить  автономные и бюджетные учреждения.

3. Рассмотреть пример создания автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного учреждения на примере ГОУ ДПО "Бурятский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования"

Также я рассмотрю в своей работе важные моменты и возможные риски  и последствия, которые необходимо учитывать при создании автономных учреждений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Автономные учреждения

1.1 Понятие  автономных учреждений

     С осени 2007 года в России начали появляться государственные и муниципальные  учреждения нового типа - так называемые автономные учреждения. В массовом сознании населения это новое  словосочетание в отличие от таких  слов как, например, «монетизация», пока еще не имеет каких-либо позитивных или негативных смыслов. А вот  что касается профессионального  сообщества, так или иначе связанного с государственным или муниципальным  управлением в социальной сфере (чиновники, руководители государственных  и муниципальных учреждений, эксперты), то в этом сообществе по поводу автономных учреждений существуют разные и полярные мнения. Причем зачастую эти суждения - как позитивные, так и негативные - основаны не на объективных данных, а на неких мифах. Последние своим  появлением обязаны как недостаточной  информированности своих носителей, так и бурным дискуссиям, которые  сопровождали разработку и принятие федерального закона «Об автономных учреждениях» в 2005-2006 годах. Особенно эти  «мифы» распространены среди чиновников и руководителей бюджетных учреждений. Кроме того, далеко не всегда практические действия по преобразованию бюджетных  учреждений в автономные учреждения производятся с четким пониманием смысла этих преобразований.

     Согласно  Федеральному закону № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», автономным учреждением  признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом  Российской Федерации или муниципальным  образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления  предусмотренных законодательством  Российской Федерации полномочий органов  государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в  сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

     Для осмысления механизма автономных учреждений нельзя обойтись без упоминания как  основных отличий автономных учреждений от бюджетных учреждений, так и  их сходств.

Таблица 1 

Основные  отличия и сходства автономных и  бюджетных учреждений

 
Бюджетное учреждение Автономное  учреждение
Гарантия  бюджетного финансирования учреждения  
Есть  в виде сметного финансирования - учредитель обязан финансировать учреждение по смете. Есть в виде финансирования выполнения задания - учредитель обязан сформировать задание учреждению на оказание услуг и финансировать  выполнение этого задания в виде выделения учреждению субсидии. Кроме  того, учредитель не может допустить  ситуации, когда у автономного  учреждения не будет средств, чтобы  содержать закрепленное за ним государственное  или муниципальное имущество. 
 
 
 
Степень самостоятельности  учреждения в расходовании бюджетных средств
 
Учреждение  обязано расходовать средства согласно номенклатуре и объемам статей утвержденной учредителем сметы, а в случае необходимости изменений, такие  изменения должны быть согласованы  с учредителем.

При расходовании средств учреждение обязано применять  процедуры, предусмотренные федеральным  законодательством о размещении заказов для государственных  и муниципальных нужд.

Учреждение  имеет право расходовать средства субсидии, полученной на выполнение задания, по своему усмотрению и таким образом, который руководитель учреждения считает  более рациональным для выполнения задания.

При расходовании средств учреждение может не применять  процедуры, предусмотренные федеральным  законодательством о размещении заказов для государственных  и муниципальных нужд.

Государственное или муниципальное  задание на оказание услуг  
Обязательно. Обязательно. При  этом бюджетные средства, получаемые автономным учреждением от учредителя, выполняют функцию финансового  обеспечения выполнения этого задания.
Исполнение  расходов и получение  доходов  
Осуществляется  через казначейство. Осуществляется  через самостоятельно выбранное  кредитное учреждение.
Размер  оплаты труда  
Устанавливается с учетом единой тарифной сетки или  отраслевыми системами оплаты труда. Устанавливается учреждением самостоятельно в рамках своей кадровой политики и в зависимости  от доступных для него финансовых ресурсов.
Количество  сотрудников  
Устанавливается в соответствии со штатным расписанием, согласованным с учредителем. Устанавливается учреждением самостоятельно в рамках своей кадровой политики и в зависимости  от доступных для него финансовых ресурсов.
Ответственность учредителя за действия, бездействие или  обязательства учреждения по отношению к  третьим лицам  
Есть. Нет.
Возможность для учреждения брать  банковские кредиты  
Нет. Есть.
Назначение  и освобождение от должности руководителя учреждения  
Осуществляется  учредителем. Осуществляется  учредителем.
Имущество учреждения  
Является  собственностью учредителя, учреждение не может самостоятельно распоряжаться  имуществом. Является собственностью учредителя, учреждение может самостоятельно распоряжаться имуществом, не являющимся недвижимым или относящимся к  особо ценному движимому имуществу. Отнесение имущества к особо  ценному движимому имуществу  осуществляется учредителем.
Возможные санкции со стороны  учредителя в случае неудовлетворительной работы учреждения  
Действия  могут носить характер административных санкций по отношению к руководству  учреждения. Финансовые санкции по отношению к учреждению целиком  неправомерны. Действия могут  носить характер административных санкций  по отношению к руководству учреждения. Финансовые санкции по отношению  к учреждению целиком хотя и отвечают здравому смыслу, однако возможность  их применения не отражена в федеральном  законодательстве об автономных учреждениях.
Номенклатура  и тарифы на платные  услуги для населения  и юридических  лиц  
Согласовываются и устанавливаются учредителем. Устанавливаются учреждением самостоятельно. Исключением  являются случаи, когда:

1)   Тарифы на платные услуги являются предметом регулирования государством или органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством (например, услуги государственной экспертизы строительной проектной документации и т.д.).

2)   Платные услуги оказываются в соответствии с заданием учредителя и софинансируются учредителем за счет бюджетных средств (в этом случае учредитель в своем задании определяет предельные цены на эти услуги или порядок их определения).

Распоряжение  средствами, полученными  от оказания платных  услуг и сдачи  в аренду закрепленного  имущества  
Регулируется  учредителем. Осуществляется  учреждением самостоятельно.
Общественный  контроль за деятельностью учреждения  
Не  обязателен. Обязателен. Формами общественного контроля является работа наблюдательного совета и регулярная публикация в СМИ отчетов о работе учреждения.
Ежегодная аудиторская проверка бухгалтерской отчетности  
Не  обязательна. Обязательна.
     

     Из  представленной таблицы можно сделать  ряд принципиальных выводов, которые  развенчивают существующие вокруг автономных учреждений мифы.

Во-первых, автономное учреждение также как  и бюджетное учреждение сохраняет  для себя гарантию бюджетного финансирования. Учредитель не может не дать автономному  учреждению задание на оказание государственных  или муниципальных услуг и  субсидию на выполнение этого задания, иными словами он не может оставить учреждение без финансирования. Миф  же здесь заключается в том, что  зачастую «автономность» учреждения ошибочно воспринимается именно как синоним  прекращения его бюджетного финансирования и отправления учреждения в «автономное  плавание».

Во-вторых, также как и в бюджетном  учреждении, имущество автономного  учреждения находится в собственности  учредителя, то есть в государственной  или муниципальной собственности. Это развенчивает другой миф - о «приватизации» государственного или муниципального имущества, которая якобы происходит при преобразовании бюджетного учреждения в автономное. У автономного учреждения, правда, появляется возможность самостоятельного распоряжения частью закрепленного за ним имущества, а именно тем движимым имуществом, которое не отнесено к так называемому «особо ценному движимому имуществу». Однако в соответствии с федеральным законодательством к этому типу имущества учредитель должен отнести все имущество, балансовая стоимость которого превышает 50 тысяч рублей. Также законодательство позволяет учредителю относить к этому типу еще и то имущество, балансовая стоимость которого ниже указанного значения, но отсутствие которого «существенно затруднит осуществление автономным учреждением своей основной деятельности». Таким образом, в любом случае автономное учреждение не сможет «замотать» по-настоящему ценное имущество, а в силу субъективного характера определения того, какое имущество может затруднить осуществление «основной деятельности», а какое - нет, учредитель, в принципе, имеет возможность лишить учреждение возможности самостоятельно распоряжаться вообще любым закрепленным за ним имуществом вплоть до канцелярского дырокола.

Говоря  об имущественном аспекте деятельности автономного учреждения, следует  отметить, что закрепление за автономным учреждением имущества учредителя является, по сути, еще одной фактической  гарантией бюджетного финансирования автономного учреждения. Очевидно, что независимо от объема задания  на оказание государственных или  муниципальных услуг учредитель не может допустить ситуацию, когда  его имущество может быть испорчено  или утрачено из-за того, что у  автономного учреждения не будет  средств для содержания этого имущества.

В-третьих, также как и в бюджетном  учреждении, учредитель фактически сохраняет  полный контроль за деятельностью руководителя автономного учреждения. Да, конечно, в отличие от бюджетного учреждения у этого руководителя появляется гораздо больше свободы и самостоятельности в принятии управленческих решений. Это касается расходования средств, управления персоналом, политики в оказании платных услуг. Однако нельзя забывать о том, что именно учредитель назначает и прекращает полномочия руководителя автономного учреждения. Поэтому если учредителю не нравится, какие решения принимает руководитель, то, как и в случае с бюджетным учреждением, учредитель может, в конечном счете, найти причину для того, чтобы поменять руководителя. Образно говоря, поводок становится длиннее, но он остается. И это противоречит другому мифу - теперь уже об абсолютной и безграничной управленческой самостоятельности и независимости автономного учреждения.  

Таким образом, автономное учреждение, в целом, является некой модернизированной  версией бюджетного учреждения. Несмотря на ряд заметных и важных отличий  в правилах функционирования, основные принципы и факторы, определяющие сущностные моменты жизни автономных учреждений, остаются такими же, как и у бюджетных  учреждений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Финансирование  автономных учреждений

     Важной  особенностью является порядок финансирования деятельности автономных учреждений. В соответствии с Федеральным  законом "Об автономных учреждениях" учредитель такого учреждения устанавливает  для него задания в соответствии с предусмотренной его уставом  основной деятельностью. Автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с этими заданиями, при этом учредитель осуществляет финансовое обеспечение  выполнения задания с учетом определенных расходов, а также финансовое обеспечение  развития автономных учреждений в рамках программ, утвержденных в установленном  порядке. В соответствии со ст. 4 Федерального закона "Об автономных учреждениях" финансирование автономных учреждений должно осуществляться за счет субсидий и субвенций из соответствующего бюджета и иных не запрещенных  законом источников. Однако Бюджетный  кодекс РФ в ст. 78.1 предусматривает  выделение автономным учреждениям  лишь такого вида бюджетных ассигнований, как субсидии, при этом автономное учреждение получает от учредителя определенные задания по своей основной деятельности, которые оно обязано выполнять. Предоставление автономным учреждениям  субвенций Бюджетным кодексом РФ не предусматривается, поскольку под  таковыми понимается вид межбюджетных трансфертов. Следует отметить, что  непосредственно Федеральный закон "Об автономных учреждениях" уделяет  вопросам финансирования автономных учреждений незначительное внимание. Преимущественно  порядок финансового обеспечения  заданий учредителя и выделения  субсидий из соответствующего бюджета  регламентируется бюджетным законодательством.

Информация о работе Автономные учреждения