Анализ финансового состояния предприятия на примере ОАО «Газпром»

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 14:37, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ финансового состояния ОАО "Газпром" и выявление основных проблем финансовой деятельность. Обозначенная цель структурируется в решении следующих задач:
- исследовать содержание, задачи и принцип финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
- проанализировать состав и структуру актива и пассива баланса;
- оценить финансовую устойчивость предприятия;
- рассчитать коэффициенты ликвидности и рентабельности;
- дать характеристику платежеспособности предприятия;
- разработать мероприятия по улучшению финансово-хозяйственной деятельности

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы финансового анализа 5
1.1Понятие, задачи, принципы и виды анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия 5
2 Анализ финансового состояния компании ОАО «Газпром» 9
2.1 Организационная характеристика компании ОАО «Газпром 9
2.2 Анализ ликвидности и платежеспособности компании ОАО «Газпром» 11
2. 3 Оценка деловой активности и финансовых результатов деятельности ОАО «Газпром» за 2007- 2009 гг. 24
3 Рекомендации и мероприятия по улучшению финансовой деятельности ОАО «Газпром» 37
3.1 Рекомендации и мероприятия по улучшению финансовой деятельности ОАО «Газпром» 37
Заключение 39
Список используемой литературы 41
Приложение 1 43
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4

Работа содержит 1 файл

финансовый менеджмент.doc

— 918.00 Кб (Скачать)
align="justify">Оборачиваемость собственного капитала за 2009 г. = 2 486 940 618: 5 398 689 419

= 0,46

     Коэффициент оборачиваемости активов рассчитывается как отношение выручки к среднегодовой стоимости имущества

Коэффициент оборачиваемости активов за 2007 г. = 1774979437:1056764457,5 =  1,7

Коэффициент оборачиваемости активов за 2008 г. = 2507009504:1398901567= 1,8

Коэффициент оборачиваемости активов за 2009 г. = 2 486 940 618:1708709066 = 1,5

     Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности  определяется как отношение выручки  к среднегодовой стоимости дебиторской  задолженности.

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности  за 2007 г. = 1774979437:444809685,5= 3,99

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности  за 2008 г. = 2507009504:630338490,5= 3,97

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности  за 2009 г. = 2 486 940 618:714969199= 3,47

     Коэффициент  оборачиваемости кредиторской задолженности определяется как отношение себестоимости реализованной продукции к среднегодовой стоимости кредиторской задолженности.

Коэффициент  оборачиваемости кредиторской задолженности  за 2007 г. = 723781021: 172390234,5 = 4,2

Коэффициент  оборачиваемости кредиторской задолженности  за 2008г. = 938425860: 206235930 = 4,5

Коэффициент  оборачиваемости кредиторской задолженности  за 2009г. = 1 236 340 473: 480087147,5 = 2,6

     Далее необходимо рассчитать показатели рентабельности. Расчет показателей рентабельности представлен в таблице 14.

Таблица 14 - Расчет показателей рентабельности ОАО «Газпром» за 2007-2009 гг.

     
Показатели  2007 2008 2009
Рентабельность  продаж 27,41 35,72 22,24
Рентабельность  СК 105,8 97,04 101
Рентабельность  продукции 245,23 267,2 201,2
Рентабельность  активов 77,1 74,1 74
Рентабельность  ОС и прочих ВА   149,5 135,7 153,8
Чистая  рентабельность СК 101,8 95,9 95,2
 

     Рентабельность  продаж показывает, сколько прибыли  приходится на единицу реализованной  продукции. Рассчитывается делением прибыли  от продаж на выручку от продаж.

Рентабельность  продаж за 2007 г. =  486602426:1774979437*100% =  27,41%

Рентабельность  продаж за 2008 г. = 895626110:2507009504*100% = 35,72%

Рентабельность  продаж за 2008 г. = 553 268 909:2 486 940 618*100% = 22,24%

     Рентабельность  СК показывает эффективность использования  собственного капитала. Динамика рентабельности СК оказывает влияние на уровень котировок акций. Определяется  отношением чистой прибыли к средней стоимости СК.

Рентабельность  СК за 2007 г. = 4 026 012 643:3805362214*100% = 105,8%

Рентабельность  СК за 2008 г. = 4 579 136 072:4718493294*100% = 97,04%

Рентабельность  СК за 2009 г. = 5 139 024 466: 5090644015*100% =101%

     Рентабельность продукции показывает результативность текущих затрат; она определяется отношением прибыли от реализации товарной продукции к себестоимости продукции .

Рентабельность  продукции за 2007 г. = 1774979437:723781021*100%= 245,23%

Рентабельность  продукции за 2008 г. = 2507009504:938425860*100% = 267,2%

Рентабельность  продукции за 2009г. = 2 486 940 618:1 236 340 473*100% = 201,2%

     Рентабельность активов показывает эффективность использования имущества фирмы. И определяется как отношение чистой прибыли к активу баланса.

Рентабельность  активов за 2007 г. = 4 026 012 643:5 221 417 160*100% =77,1%

Рентабельность  активов за 2008 г. = 4 579 136 072:6 181 534 689*100%=74,1%

Рентабельность  активов за 2009 г. = 5 139 024 466:6 950 737 357*100%=74 %

     Рентабельность основных средств и прочих внеоборотных активов - показывает эффективность использования основных средств и прочих внеоборотных активов предприятия. Рассчитывается  как отношение чистой прибыли к сумме ОС и ВА.

Рентабельность ОС и ВА за 2007 г. = 4 026 012 643:2 692 267 624*100%=149,5%

Рентабельность  ОС и ВА за 2008 г. =4 579 136 072:3 374 321 231*100%= 135,7%

Рентабельность  ОС и ВА за 2009 г. =5 139 024 466:3 339 746 110*100%=153,8%

     Рентабельность собственного капитала характеризует эффективность использования капитала и показывает, сколько предприятие имеет чистой прибыли с рубля, авансированного в капитал. И определяется отношением  чистой прибыли к собственному капиталу.

Рентабельность  СК за 2007 г. = 4 026 012 643:3 955 521 437*100%=101,8%

Рентабельность  СК за 2008 г. = 4 579 136 072: 4 773 520 598*100%=95,9%

Рентабельность  СК за 2009 г. = 5 139 024 466: 5 398 689 419*100%=95,2%

     В результате проведенного анализа можно  сделать вывод, о том что рентабельность собственного капитала за анализируемый период имела тенденцию к уменьшению. Фактором, сдерживающим рост рентабельности собственного капитала, является уровень эффективности обычных видов деятельности: рентабельность продаж и рентабельность продукции. Эти два коэффициента, также имеют тенденцию к снижению. Следует отметить, что за 2008 год все коэффициенты  рентабельности имели достаточно высокие показатели снижение же коэффициентов рентабельности наблюдается в 2009 году, возможно, такое снижение связано с мировым финансовым кризисом, поскольку ОАО «Газпром» является мировым экспортером газа.

     Из  всех показателей, увеличился коэффициент  рентабельности оборотных средств  и внеоборотных активов, что характеризует  получение компанией достаточно больших объемов прибыли.

     Полученные результаты позволили обратить внимание на необходимость повышения контроля целесообразности и эффективности использования заемных средств компании, доля которых в общей сумме источников возросла, как отмечалось ранее, за счет долгосрочных кредитов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3 Рекомендации и мероприятия по улучшению  финансовой деятельности ОАО «Газпром»

     Основным  видом хозяйственной деятельности ОАО «Газпром» является продажа  природного газа. Общество также осуществляет другие виды деятельности, в том  числе, предоставление имущества в аренду и оказание услуг по организации транспортировки и хранения газа, продажу газового конденсата и продуктов нефтегазопереработки.

     Подводя итоги всему выше проанализированному стоит отметить, что многие экономисты считают, баланс абсолютно ликвидным, а работу предприятия эффективным по 3 показателям бухгалтерского баланса, а именно:

     -  увеличение валюты баланса;

     -  приблизительное равенство кредиторской  и дебиторской задолженности;

     - наличие нераспределенной прибыли.

     Проанализировав бухгалтерский баланс ОАО «Газпром», можно сделать вывод, что валюта баланса за анализируемый период имела тенденцию к увеличению.  Также увеличивался и удельный вес нераспределенный прибыль, что характеризует работу предприятия эффективной. Что же касается равенства дебиторской и кредиторской задолженности, то здесь наблюдается существенное отклонение в пользу увеличения первого показателя.

     В ходе написания курсовой работы не раз отмечалось, что компания обладает значительным объемом долгосрочных и краткосрочных обязательств.  С одной стороны, это характеризует общество как надежного заемщика денежных средств, а с другой стороны, означает, что компания не располагает в значительных объемах наиболее дешевыми источниками заемных средств. Но прежде, чем предлагать какие либо меры, в избежание большого объема долгосрочных обязательств стоит отметить. Что ОАО «Газпром» осуществляет свою деятельность и за пределами РФ, то есть компании необходимы долгосрочные кредиты и займы, поскольку компания осуществляет строительство больших зарубежных проектов, с общей долей более 50%. Здесь просто нецелесообразно сокращать объемы займов и кредитов.

     Управление  оборотным капиталом:

     Для оптимизации оборотного капитала: необходимо применить меры меры по снижению объемов авансовой оплаты материально - технических ресурсов (МТР), в частности следует прекратить авансовую оплату МТР, кроме этого стоит ввести практику обязательного проведения конкурса для вынесения заключений по вопросу закупок продукции (работ, услуг);

     проведены мероприятия по унификации используемого оборудования с целью снижения стоимости строительства путем применения оборудования с оптимальным соотношением цены и технических характеристик.

     Проведенные мероприятия позволят сократить оборачиваемость кредиторской задолженности заказчиков 2–3 месяцев, а по отдельным контрагентам – до 1 месяца.

     Стоит отметить, что за анализируемый период объемы долгосрочных финансовых вложений значительно увеличились. Главным  образом привлечение внешнего долгосрочного финансирования было необходимо для нужд дочерних обществ. И здесь стоит отметить о целесообразности таких вложений, поскольку это идет лишь во благо компании. В целях диверсификации источников финансирования и оперативного управления краткосрочной ликвидностью в 2009 г. была зарегистрирована Программа европейских коммерческих бумаг, в рамках которой были привлечены 1,2 млрд долл. В конце 2009 г. на фоне снижения процентныхставок на рынках заимствований достигнуты договоренности с рядом кредиторов о снижении процентной ставки по обязательствам ОАО «Газпром». Несмотря на значительное ухудшение конъюнктуры рынка энергоносителей, в 2009 г. кредитные рейтинги ОАО «Газпром» оставались на инвестиционном уровне.

     Также компании «Газпром» необходимо разработать  стратегию управления финансовыми рисками.

     Следует обеспечить взаимодействие ОАО «Газпром» по вопросам организации системы управления рисками с крупнейшими дочерними компаниями Группы: ОАО «Газпром нефть», ООО «Межрегионгаз», ООО «Газпром экспорт», а также ООО «Газпром комплектация». Такие мероприятия позволят обеспечить достаточный денежный поток, ликвидность и выполнение графика финансирования основных проектов, сохранить высокий уровень эффективности и рентабельность основной деятельности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     В данной курсовой работе был осуществлен  анализ финансового состояния ОАО  «Газпром».

     Итак, финансовое состояние – важнейшая  характеристика экономической деятельности компании. Оно  отображает конкурентоспособность предприятия, его потенциал в деловом сотрудничестве, характеризует уровень ликвидности и рентабельности, а в целом дает полную информацию об эффективности работы общества в целом.

     Традиционно финансовый анализ решает следующие  задачи:

     - позволяет выявить степень сбалансированности  между движением материальных и финансовых ресурсов;

     - оценивает потоки собственного  и заемного капитала в процессе  экономического кругооборота;

     - позволяет оценить правильность  использования денежных средств  для поддержания эффективной  структуры капитала;

     - дает возможность проконтролировать правильность составления финансовых потоков организации, целесообразность осуществления расходов.

     В центральной части курсовой работы был проведен горизонтальный и вертикальный анализ структуры пассива и актива баланса компании. В результате проведенного анализа стоит отметить, что увеличились активы компании, в целом за счет внеоборотных активов. Также компания на протяжении трех лет осуществляла активную инвестиционную политику (долгосрочные финансовые вложения).

     В третьей части курсовой работы, даются рекомендации и мероприятия по улучшению финансовой деятельности организации.  Основной акцент был сделан на большие объемы долгосрочных и краткосрочных обязательств. Уменьшить займы и кредиты в принципе невозможно, поскольку Газпром реализует множество строительных, инвестиционных и геологоразведочных проектов. Рекомендацию, которую можно дать в данном случае – это сотрудничество с кредитными организациями, которые могут снизить процентные ставки по кредитам.

Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия на примере ОАО «Газпром»