Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 19:20, курсовая работа
Финансовое состояние – важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Она определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнёров в финансовом и производственном отношении. Наилучшим способом объективной достоверной оценки финансового состояния предприятия является его анализ, который позволяет отследить тенденции развития предприятия, дать комплексную оценку выполнения плана по поступлению финансовых ресурсов и их использованию с позиции улучшения финансового состояния предприятия на основе изучения причинно-следственной взаимосвязи между разными показателями производственной, коммерческой и финансовой деятельности.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….………………….……3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Значение финансового анализа в современных условиях, виды и методы…………………………………………………………...……...……..5
1.2. Формирование финансовых результатов организации и системы показателей финансового состояния……………..………...………………..7
1.3. Стратегия предотвращения банкротства организации и методы его прогнозирования………………………………………………….…………11
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ Тальменское МУП «Транспорт общего пользования»
2.1. Краткая характеристика организации …………...…………..……...16
2.2. Анализ эффективности деятельности организации…………………………………………………….………….……17
2.3. Диагностика банкротства ………………………………..………..…26
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ БАНКРОТСТВА ОРГАНИЗАЦИИ…………………………………........................................………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….40
ПРИЛОЖЕНИЕ
Предприятие на основании платежного календаря должно определить дефицит денежных средств, необходимых для выполнения графика предстоящих платежей. Сумма такого дефицита является ориентиром при выборе способов его устранения.
Увеличение денежных средств предприятия может быть достигнуто переводом активов предприятия в денежную форму.
Для того чтобы предприятие могло реально оценить возможность реализации своих активов, необходимо иметь достоверные данные об имеющемся имуществе. С этой целью проводится инвентаризация активов и пассивов предприятия. Также проводится инвентаризация краткосрочных обязательств для возможности определения точной суммы обязательств, которые необходимо погасить и суммы возможных штрафных санкций за просрочку оплаты указанных обязательств. Инвентаризации подлежит все имущество предприятия независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств.
Целью реализации мероприятий на данном этапе является обеспечение устойчивого финансового положения предприятия в среднесрочной перспективе.
Для этого возможно применить следующие меры:
- снижение затрат и уменьшение текущей финансовой потребности;
- оптимизация численности работников;
- конвертация долгов в уставной капитал;
Снижение затрат возможно путем остановки нерентабельных производств. Это необходимо произвести в обязательном порядке.
Также необходимо вывести из состава предприятия затратных объектов и перейти к покупке товаров и услуг, производимых на стороне путем учреждения дочерних обществ. Это позволит снять затраты предприятия на объекты, которые пока не удалось продать.
Оптимизация численности работников в период кризиса становится одной из главных задач.
Сокращение работников должно производиться только на основе совершенствования организации труда и не может происходить одновременно.
Также предприятие должно проанализировать возможность снижения фонда оплаты труда без сокращения численности работников.
Основной целью финансового оздоровления предприятия является полная его реабилитация, то есть создание такой ситуации, при которой предприятие становится нормально хозяйствующим субъектом экономики.
К основным долгосрочным мерам финансового оздоровления следует отнести маркетинг и инвестирование. [8, с. 60]
В результате проведенного анализа финансового состояния в Тальменском МУП «Транспорт общего пользования» было выявлено, что организация имеет неустойчивое финансовое положение. Рекомендации по улучшению финансового состояния, предложенные в данном разделе, позволят предприятию избежать таких недоработок и дальнейших ошибок в будущем.
Таблица 3.1. Анализ использования запасов в ТМУП «Транспорт общего пользования»
Наименование ресурсов |
Расход по плану | Расход фактически | Отклонение от плана | |||
по плановым нормам | факт | всего | в т.ч. за счет: | |||
объема оказанных услуг | норм расхода материалов | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5=4-2 | 6=3-2 | 7=4-3 |
Нефтепродукты | ||||||
Бензин А-80, кг | 400 | 410 | 425 | 25 | 10 | 15 |
Дизельное топливо, кг | 550 | 590 | 600 | 50 | 40 | 10 |
Солидол, кг | 2,0 | 3,0 | 5,0 | 3,0 | 1,0 | 2,0 |
Анализируя расчетные данные таблицы 3.1., можно сказать следующее. На изучаемом предприятии наблюдается перерасход основных видов производственных запасов сверх норм плана. Так по бензину А-80 текущий перерасход составил 25 кг, в т.ч. за счет роста объема оказанных услуг на 10 кг и за счет несоблюдения норм расхода на 10 кг. По дизельному топливу наблюдается аналогичная картина, текущий перерасход топлива составил – 50 кг, в т.ч. за счет роста объема услуг на 40 кг и за счет нерационального использования на 10 кг.
По солидолу текущий перерасход составил – 3,0 кг, в т.ч. за счет роста объема услуг на 1,0 кг, а за счет нерационального использования на 2,0 кг. Это говорит о том, что на предприятии идет нелимитированный расход материалов.
Одним из основных показателей проводимого анализа является - материалоемкость услуг, то есть отношение суммы всех материальных затрат к общей стоимости оказанных услуг, этот показатель показывает сколько материальных затрат фактически приходится на производство единицы оказываемой услуги – тонно/километр, пассажиро/час и пр. (таблица 3.2.).
Таблица 3.2. Анализ показателей материалоемкости продукции
Показатели | 2008 год | 2009 год | 2010 год |
1 | 2 | 3 | 4 |
Материальные затраты, тыс. руб. | 11317 | 20457 | 17709 |
Объем оказанных услуг, тыс. руб. | 17273 | 24192 | 31958 |
Материалоемкость услуг = Материальные затраты / Объем оказанных услуг, тыс. руб. | 0,66 | 0,85 | 0,55 |
Коэффициент материалоемкости в сравнении с 2008 годом | - | 1,29 | 0,83 |
Изменение показателя материалоемкости в сравнение с 2008 годом | - | +0,19 | -0,11 |
Анализируя показатели, представленные в таблице 13, можно сказать следующее. Материальные затраты предприятия в 2010 году составили 17709 тыс. руб., это гораздо больше чем в 2003 году, но ниже чем в 2009 году (в 2008 году – 11317 тыс. руб., в 2009 году - 20457 тыс. руб.). Объем продукции в 2010 году составил 31958 тыс. руб., и этот показатель по сравнению с предыдущими годами сильно увеличился (для сравнения 2008 год – 17273 тыс. руб., 2009 год- 24192 тыс. руб.).
Показатель материалоемкости составил в 2010 году – 0,55 тыс. руб., это значит, что материальные затраты на оказание одной услуги (тонно-километр, пассажиро-час и т.д.) составляет 0,55 тыс. руб. Следует заметить, что при увеличении объема оказания услуг показатель материалоемкости в динамике лет постепенно снижается. Это можно объяснить тем, что объем оказанных услуг возрос, а материальные затраты по их обслуживанию снизились (в 2009 году – 20457 тыс. руб., а в 2010 году – 17709 тыс. руб.).
Руководствуясь проведенным анализом обеспеченности и эффективности использования производственных запасов на предприятии, проведенном в данном разделе работы можно сделать некоторые выводы.
Тальменскому МУП «Транспорт общего пользования» предлагается разработать систему мероприятий по рационализации расхода производственных запасов. Эта система может состоять из нескольких блоков:
1) Планирование оптимальных норм расхода топлива для всех видов автотранспорта.
2) Материальная заинтересованность работников (в частности водителей пассажирских автобусов) в экономном расходовании нефтепродуктов, например, за определенное количество сэкономленных литров топлива полагается небольшая премия.
3) Уменьшение денежных затрат на покупку новых запасных частей путем использования собственных запасных частей предприятия, оприходованных при списании, ликвидации автотранспорта.
4) Увеличение пробега автотранспорта предприятия без увеличения дополнительных, порой ничем не обоснованных, расходов на запасные части.
5) Регулирование дебиторской задолженности, т.к. в статье баланса отражена отрицательным показателем.
Применение хотя бы одного из перечисленных методов повлечет за собой существенное улучшение финансового состояния организации, более рациональный расход топлива, а, следовательно, экономию материальных ресурсов в целом по предприятию, и, как результат - снижение себестоимости оказываемых услуг и получение дополнительной прибыли. В следствии этого, на предприятии не будет убытка от продаж и убытка от финансово-хозяйственной деятельности.
Снижение материальных затрат на предприятии, объясняется, прежде всего, тем, что Тальменское МУП «Транспорт общего пользования» постепенно переводит свой автотранспорт (пока лишь частично) на использование более дешевого топлива. Так в 2009 году было введено в эксплуатацию два пассажирских автобуса, использующих в своей работе дизельное топливо. Кроме того, что они используют дизельное топливо, они имеют очень низкие нормы его расхода, что значительно снижает материальные затраты на их обслуживание.
Введение в эксплуатацию такого автотранспорта, работающего на дизельном топливе, вместо действующего в настоящее время, в будущем позволит значительно снизить материальные затраты предприятия, в свою очередь увеличить объем оказания основных и дополнительных услуг, а, следовательно, повысить получаемую прибыль от продажи услуг и рентабельность.
Повышение получаемой прибыли неизменно приведет к расширению производства, реконструкции офисных зданий и сооружений, улучшении социальных условий труда и возможно созданию специализированных фондов для экономического стимулирования и мотивации работников предприятия.
Таким образом, рациональное использование материальных ресурсов на предприятии является важнейшим фактором снижения материалоемкости и себестоимости выполняемых работ и оказываемых услуг, повышения прибыльности и рентабельности производства.
Но не только в этом проявляется влияние экономии на финансы предприятия. Стоимость материальных ресурсов составляет основную часть оборотных средств. Ускорение их оборачиваемости имеет большое значение, т.к. в этом случае на каждый рубль оборотных средств производится больший объем продукции.
Поэтому на практике для транспортного предприятия – Тальменское МУП «Транспорт общего пользования» важно соблюдать режим экономии на всех уровнях производства, нужно ориентироваться на ресурсосбережение. Предлагаются организационные, экономические и правовые мероприятия, направленные на снижение материалоемкости и себестоимости продукции.
Организационные мероприятия включают в себя:
- повышение уровня организации производства на основе внедрения достижений научно - технического прогресса (усовершенствовать программные продукты);
Экономические мероприятия предусматривают:
- экономическое обоснование предложений, направленных на улучшение использование материально- производственных ресурсов и управления ими, а также их экономический анализ;
- материальную ответственность управленческих служб и подразделений предприятия, отделов, бригад, рабочих и служащих за перерасход и небрежное отношение к материальным ресурсам из-за невыполнения основных требований технологических процессов и др.