Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 19:20, курсовая работа
Финансовое состояние – важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Она определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнёров в финансовом и производственном отношении. Наилучшим способом объективной достоверной оценки финансового состояния предприятия является его анализ, который позволяет отследить тенденции развития предприятия, дать комплексную оценку выполнения плана по поступлению финансовых ресурсов и их использованию с позиции улучшения финансового состояния предприятия на основе изучения причинно-следственной взаимосвязи между разными показателями производственной, коммерческой и финансовой деятельности.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….………………….……3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Значение финансового анализа в современных условиях, виды и методы…………………………………………………………...……...……..5
1.2. Формирование финансовых результатов организации и системы показателей финансового состояния……………..………...………………..7
1.3. Стратегия предотвращения банкротства организации и методы его прогнозирования………………………………………………….…………11
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ Тальменское МУП «Транспорт общего пользования»
2.1. Краткая характеристика организации …………...…………..……...16
2.2. Анализ эффективности деятельности организации…………………………………………………….………….……17
2.3. Диагностика банкротства ………………………………..………..…26
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ БАНКРОТСТВА ОРГАНИЗАЦИИ…………………………………........................................………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….40
ПРИЛОЖЕНИЕ
3) Коэффициент износа – обычно используется в анализе как характеристика состояния основных фондов. Дополнением этого показателя до 100% (или единицы) является коэффициент годности.
4) Коэффициент обновления – показывает, какую часть от имеющихся на конец отчётного периода основных средств составляют новые основные средства.
5) Коэффициент выбытья – показывает, какая часть основных средств выбыла из-за ветхости и по другим причинам [5, стр. 61].
Оценка ликвидности и платёжеспособности:
1) Величина собственных оборотных средств – характеризирует ту часть собственного капитала предприятия, которая является источником покрытия текущих активов. Величина собственных оборотных средств численно равна превышению текущих активов над текущими обязательствами.
2) Манёвренность функционирующего капитала – характеризирует ту часть собственных оборотных средств, которая находится в форме денежных средств. Для нормального функционирования предприятия этот показатель меняется в пределах от 0 до 1.
3) Коэффициент покрытия (общий) – даёт общую оценку ликвидности активов, показывая, сколько тенге текущих активов предприятия приходится на один тенге текущих обязательств, это рассматривается как успешно функционирующее.
4) Коэффициент быстрой ликвидности по смыслу аналогичен коэффициенту покрытия, однако из расчёта исключены производственные запасы. В западной литературе он ориентировочно принимается ниже 1, но это условно.
5) Коэффициент абсолютной ликвидности (платёжеспособности) – показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть погашена немедленно. В международной практике считается, что значение его должно быть больше или равным 0,2 – 0,25
6) Доля собственных оборотных средств в покрытии запасов – характеризирует ту часть стоимости запасов, которая покрывается собственными оборотными средствами, рекомендуется нижняя граница 50%.
7) Коэффициент покрытия запасов – рассчитывается соотношением величин "нормальных" источников покрытия запасов, и суммы запасов. Если значение показателя < 1, то текущее финансовое состояние неустойчивое [18, стр. 76].
Одна из важнейших характеристик финансового состояния предприятия – стабильность его деятельности в свете долгосрочной перспективы.
Оценка финансовой устойчивости:
1) Коэффициент концентрации собственного капитала – характеризирует долю владельцев предприятия в общей сумме средств, авансированных в его деятельность. Чем выше значение этого коэффициента, тем выше финансовое устойчивость предприятия.
2) Коэффициент финансовой зависимости – является обратным к коэффициенту концентрации собственного капитала. Рост этого показателя в динамике означает заемных средств.
3) Коэффициент манёвренности собственного капитала– показывает, какая часть собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности, т. е. вложена в оборотные средства.
4) Коэффициент структуры долгосрочных вложений – коэффициент показывает, какая часть основных средств и прочих вне оборотных активов профинансирована внешними инвесторами.
5) Коэффициент долгосрочного привлечения заёмных средств – характеризирует структуру капитала. Чем выше показатель в динамике, тем сильнее предприятие зависит от внешних инвесторов.
6) Коэффициент отношения собственных и привлечённых средств – он даёт общую оценку финансовой устойчивости предприятия. Рост показателя свидетельствует об усилении зависимости от внешних инвесторов [5, стр. 80].
Нужно сказать, что единых нормативных критериев для рассмотренных показателей не существует. Они зависят от многих факторов: отраслевой принадлежности, принципов кредитования, сложившейся структуры источников средств и др.
1.3. Стратегия предотвращения банкротства организации и методы его прогнозирования
Под несостоятельностью (банкротством) предприятия понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров, работ, услуг, включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет, во внебюджетные фонды в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника.
Внешним признаком банкротства (несостоятельности) является приостановление текущих платежей, когда предприятие не обеспечивает или заведомо не способно обеспечить выполнение требований кредиторов (по российскому законодательству в течение трёх месяцев со дня наступления срока их исполнения).
Тревожным фактором является повышение относительной доли дебиторской задолженности в активах предприятия, т.е. долгов покупателей, старение дебиторских счетов. Это значит, что предприятие проводит неразумную политику коммерческого кредита по отношению к своим потребителям, либо сами потребители задерживают платежи. За внешними изменениями статей дебиторской задолженности может скрываться неблагоприятная концентрация продаж слишком малому числу покупателей, банкротство клиентов фирмы или уступки клиентам и т.д.
Необходимо контролировать тенденции к ликвидности предприятия, т. е. его способности выполнить текущие обязательства. Поводом для дополнительных изысканий должно быть не только снижение ликвидности, но и ее резкое повышение.
Со стороны пассива баланса сигналом неблагополучия могут быть увеличение задолженности предприятия своим поставщикам и кредиторам, старения кредиторских счетов, явная замена дебиторской задолженности кредиторской задолженностью. Более подробный анализ может выявить не благоприятное изменение в политики кредитования по отношению к предприятию со стороны отдельных кредиторов и поставщиков. Увеличение за должности служащим, акционерам, финансовым органам должны служить поводом для беспокойства о несостоятельности.
Современная экономическая действительность в Российской Федерации характеризуется развитием рыночного механизма, что требует от руководства хозяйствующих субъектов принятия эффективных и обоснованных управленческих, инвестиционных и финансовых решений на основе получения информации о финансовом состоянии организации. Устойчивость фирмы на рынке зависит от качества и своевременности такой информации, что позволяет не только находить пути решения финансовых проблем, но и предвидеть кризисные явления. Это особенно важно на фоне мирового экономического кризиса и продолжающихся стагнационных процессов в отдельных отраслях народного хозяйства страны, когда анализ финансового состояния организаций становится объективной необходимостью. При этом большое внимание уделяется совершенствованию механизма прогнозирования несостоятельности организации с целью предотвращения банкротства.
Практикой финансового анализа выработано достаточно большое количество методик прогнозирования несостоятельности организации. Однако, как показывает практика, не все они способны решить многокритериальные задачи по диагностике финансового положения и оценке кредитоспособности. При этом зарубежные модели не всегда можно адаптировать к практике отечественной системы бухгалтерского учета, что приводит к субъективности прогнозного решения.
Наиболее известными многофакторными моделями прогнозирования несостоятельности и анализа банкротства организации являются: модель Альтмана; модель Таффлера; модель Лиса; модель Честера; пятифакторная модель Сайфулина и Кадыкова; четырехфакторная модель Иркутской ГЭА.
Модель Альтмана представляет собой пятифакторную модель, построенную по данным успешно действующих и обанкротившихся промышленных предприятий США. Итоговый коэффициент вероятности банкротства Z рассчитывается с помощью пяти показателей, каждый из которых был наделен определенным весом, установленным статистическими методами.
Модель британского ученого Таффлера была разработана в 1997 г. на основе оценки ключевых показателей финансово-хозяйственной деятельности корпорации. В основу расчета положено исчисление четырех показателей финансового состояния организации и предложены весовые коэффициенты для каждого из них. В качестве индикативных показателей автором предлагаются следующие: отношение прибыли от продаж к сумме краткосрочных обязательств; отношение оборотного капитала к сумме обязательств; отношение краткосрочных обязательств к сумме активов; отношение выручки от продаж к сумме активов.
В целом необходимо отметить, что зарубежные модели прогнозирования банкротства не в полной мере могут применяться для оценки деятельности отечественных компаний, поскольку не учитывают специфику финансовой отчетности российских организаций и отраслевые особенности сферы деятельности.
При диагностировании вероятности банкротства необходимо использовать методики, которые в наибольшей степени адаптированы к специфике составления отчетности по отечественным стандартам.
Существует методика скоринговой оценки, в которой обеспечены равные шаги интервалов как по коэффициентам, так и по их ранжированию по категориям финансового состояния.
В предлагаемой методике расширено соотношение максимальных и минимальных значений коэффициентов финансовой устойчивости, эффективности и платежеспособности, что позволяет объективно оценивать дифференциацию между предприятиями с различным уровнем кредитоспособности. Использованный методический подход основан на балльной скоринговой интерпретации показателей финансового состояния, в наибольшей степени отражающих финансовое положение организации в оценке с позиции кредиторов, т.е. ориентирован на прогнозирование финансовых затруднений в будущем.
В настоящее время широкое распространение получил матричный метод рейтинговой оценки финансового состояния предпринимательских структур, основанный на сравнении исследуемых организаций с "эталонным" предприятием. Матричный метод эффективен лишь при сравнительном анализе, однако более важным является выявление категории финансового состояния и возможность объективной оценки деятельности руководством хозяйствующего субъекта. Кроме того, предложенная оценочная шкала финансового состояния организаций (ее верхние границы значений показателей) может являться эталоном для сравнения организаций, к тому же расхождения по рейтингу при применении двух методов получаются небольшими, что позволяет говорить об эффективности предлагаемой методики. [25]
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ Тальменское МУП «Транспорт общего пользования»
2.1. Краткая характеристика организации
Объектом исследования данной курсовой работы является Тальменское Муниципальное Унитарное Предприятие (ТМУП) «Транспорт общего пользования» – это муниципальное предприятие, осуществляющее свою деятельность на основании Устава и учредительных документов, основной формой деятельности которого являются пассажирские и грузовые перевозки и оказание иных услуг населению и другим лицам.
Данное предприятие располагается в поселке городского типа Тальменка, Алтайского края. В настоящее время оно является юридическим лицом и имеет расчетный счет в банке, самостоятельный отчетный баланс, осуществляет свою деятельность путем самоокупаемости и самофинансирования в соответствии с действующим законодательством РФ. Предприятие самостоятельно отвечает за полученные результаты от своей деятельности и выполнение обязательств перед заказчиками, бюджетами, банками и другими контрагентами.
Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с разрабатываемым и утверждаемым планом экономического и социального развития. Данный план разрабатывается планово – экономической службой ТМУП «Транспорт общего пользования» с учетом финансовых и производственных показателей и достижений прошлых лет. [1]
Руководство предприятия ТМУП «Транспорт общего пользования» в реализации своей деятельности ориентируется на изучение мнения потребителей своих услуг и в качестве одной из главных задач считает повышение качества оказываемых услуг (повышение сервиса оказания услуг, предоставление дополнительных услуг и т.д.). Основной формой осуществления полномочий трудового коллектива является общее собрание работников – профсоюз, решающее вопросы заключения коллективного договора, внесение и распределение взносов в фонд профсоюза и другие вопросы, касающиеся внутренней среды предприятия.
Основной рынок оказания услуг предприятия – Алтайский край, Новосибирская область, республика Горный Алтай. Ежегодно предприятие приобретает машины, оборудование и транспортные средства.
Структура поставщиков предприятия выглядит следующим образом:
ОАО «Алтайэнерго», Тальменский сетевой участок - электроэнергия;
ОАО «Роснефть – Алтайнефтепродукт» - ГСМ;
ОАО «Сибирь – Телеком», «Ростелеком» - телефонная связь;
ОАО «Алтайагропромснаб» - запасные части;
частные предприниматели и другие фирмы (ЧП Бистерфельд, ЧП Волков, ООО «Рынок» и т.д.) – ГСМ, запасные части, хозяйственный инвентарь, стройматериалы, прочие материалы.
Структура потребителей предприятия выглядит следующим образом:
Администрация Тальменского района - пассажирские перевозки;
«Алтайавтодор» - грузовые перевозки;
Барнаульское АТП – пассажирские перевозки;
школы Тальменского района – пассажирские перевозки;
частные предприниматели, физические и юридические лица – грузовые, пассажирские перевозки, иные услуги.